Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 07:17, курсовая работа
Нестабильность, кризис финансового сектора в странах с переходной экономикой оказывают несомненное влияние на валюту Кыргызстана и экономику республики в целом. Поскольку интеграция экономик развитых стран, благодаря торговым и финансовым связям является не только важным компонентом роста и развития государства, но и также эти связи выступают и каналами распространения последствий кризиса.
Введение 2
Глава 1. Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства
Валютная политика государства: понятие, цели, формы и методы 4
Валютный режим и его значение в условиях реформ переходной экономики государства 5
Система курсообразующих факторов в валютном режиме 8
Глава 2. Национальная валюта Кыргызстана: особенности введения, проблемы и становления.
Необходимость и особенности введения сома, как регулирующего фактора валютной политики государства 11
Конвертируемость национальной валюты, возможности и пути влияния на экспорт и импорт 15
Деноминация сома и ее возможные последствия на внешне -экономические связи Кыргызстана 17
Инструменты манипулирования курса сома 18
Глава 3. Валютный режим в Кыргызстане
3.1. Задачи, полномочия, функция валютного регулирования и валютного контроля в Кыргызстане 20
3.2. Основные принципы осуществления валютных операций в Кырыгызстане 22
3.3. Формы реагирования НБ КР на приток иностранной валюты 27
3.4. Валютный арбитраж и его роль в валютном режиме 28
Заключение 31
Список использованной литературы 37
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства
Глава 2. Национальная валюта Кыргызстана: особенности введения, проблемы и становления.
Глава 3. Валютный режим в Кыргызстане
3.1. Задачи, полномочия, функция валютного регулирования и валютного контроля в Кыргызстане 20
3.2. Основные принципы осуществления валютных операций в Кырыгызстане 22
3.3. Формы реагирования НБ КР на приток иностранной валюты 27
3.4. Валютный арбитраж и его роль в валютном режиме 28
Заключение 31
Список использованной литературы 37
Введение.
Долгие годы операции, связанные
с внешнеэкономической
Проводимые в республике рыночные реформы создают условия для возрождения кыргызской экономики и интеграции ее в мировое сообщество. Демократизация процессов управления экономикой предоставляют равные права всем сегментам рынка на участие во внешнеэкономической деятельности. В рамках демократизации методов управления экономикой Национальный Банк Кыргызской Республики делегирует обязанности по валютному регулированию уполномоченным банкам, подтверждая это выдачей лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте. Уполномоченные банки выступают проводниками и гарантами политики Национального Банка Кыргызской Республики во всех вопросах, связанных с организацией и осуществлением внешней деятельности.
Закон Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» позволил предприятиям и организациям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, укреплять внешние связи и выход на мировой рынок. В связи с этим первостепенное значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, ее регулирование и валютно-финансовое обеспечение, вложение валюты в рынок ценных бумаг, получение валютных кредитов, а также страхование предприятий от валютных рисков. Именно во внешнеэкономической деятельности предприятия непосредственно соприкасаются с рыночными методами хозяйствования и с такими инструментами мирового валютного рынка, как иностранная валюта, валютные курсы, маржа, курсовые риски, валютные риски, форвард, спот и так далее. Сегодня уже не надо доказывать, что рыночная экономика связана с риском. С ним сталкиваются и банкиры, и предприниматели, и население. Важная роль в снижении финансовых рисков принадлежит коммерческим банкам. Ограничения валютного риска приобретают большую актуальность.
10 мая 1993 года Кыргызстан вступил на новую ступень развития экономики, введя свою национальную валюту - сом. Необходимость введения была обусловлена множествами факторов, как экономических, так и политических. Это был шаг, предпринятый как часть широко масштабной программы экономической реформы, ориентированной на стабилизацию экономики при финансовой и технической помощи международных организаций и стран – доноров. Введение национальной валюты преследовало цель упорядочения денежного обращения, снижения инфляции, оздоровления финансов и стабилизации финансовой системы, что не представлялось возможным в рамках рублевой зоны, когда высокие темпы инфляции блокировали экономики республик бывшего СССР. При вводе сома высказывались опасения, что он не устоит под натиском имевшихся проблем. По истечению 8 лет после введения сома возник парадокс в экономике государства: сом ввели для решения определенных экономических и политических проблем, а на сегодняшнем этапе развития можно заявить, что сом, вернее достижение устойчивости валютного курса сопряжены множеством наболевших проблем. Актуальность этой темы продиктовано настоящим положением дел в экономике. Валютный курс сома имеет постоянную тенденцию к снижению, касаясь всех сфер экономического развития Кыргызстана. А именно от устойчивости национальной валюты зависит вся финансовая система, производство, торговля, международные экономические отношения. Национальная валюта, несмотря на временную кредитную поддержку, не является на внутреннем рынке стимулятором предложения и спроса и полностью зависит от доллара. Сегодня свободный обмен валюты дает возможность оттоку ее за границу, а не привлекает ее оттуда. За счет свободного обмена огромные суммы долларов вывозятся и оставляются на рынках других стран. Происходит валютное истощение казны государства, которая опять же поддерживается за счет внешних кредитных влияний. Необходимо временно ввести ограничение на свободный валютный обмен, пока опять не произойдет оживление производства. Дестабилизация ситуации приводит к углублению бюджетного кризиса, а затем и экономического. Возрастают цены на товары, особенно импортные, и вместе с ними и темпы инфляции. Обесценивание валюты ведет к возрастанию объема денежной массы, необходимой для обслуживания данного натурально – вещественного кругооборота материальных ценностей, то есть при тех же объемах созданного продукта требуется намного большее количество денег, происходит нарушение естественной связи между динамикой цен и ростом денежной массы.
С другой стороны, сама по себе национальная валюта существовать не может без поддержки собственного производства. Постоянно Национальный банк Кыргызской Республики просто не в состоянии удерживать курс национальной валюты, каковы бы не были велики золотовалютные резервы государства. В развитых странах валюта содержит в себе основу - товарное производство, которое, увы, в Кыргызстане не имеет необходимого развития. Далее можно с уверенностью сказать, что отсутствие налаженной работы банковской, кредитной сфер, фондового рынка и других сегментов финансовой системы государства приводит к дестабилизации и валютного рынка, а с ним и валютных отношений вообще. Нестабильность, кризис финансового сектора в странах с переходной экономикой оказывают несомненное влияние на валюту Кыргызстана и экономику республики в целом. Поскольку интеграция экономик развитых стран, благодаря торговым и финансовым связям является не только важным компонентом роста и развития государства, но и также эти связи выступают и каналами распространения последствий кризиса.
Глава 1. Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства.
Валютная политика государства состоит в выборе системы валютных курсов и определении того курса, по которому будут осуществляться валютные операции. Проводимая страной валютная политика влияет на существующее в ней соотношение цен в местной валюте на товары, которые могут продаваться на внешних рынках (ходкие товары) и товары, изготовленные для внутреннего рынка (неходкие товары). Более того, эта политика будет влиять на общий уровень цен внутреннего рынка. По этой причине выбранная система валютных курсов и выбранный валютный курс будут, как ценовые стимулы оказывать всестороннее влияние на экономику страны.
При определении валютной политики большое внимание должно уделяться структуре экономики страны и характерным особенностям её институтов. В этой связи можно отметить следующие характерные особенности, являющиеся общими для многих развивающихся стран:
* основной упор на
производство и экспорт
* ограниченная замещаемость
импортных товаров товарами
* зависимость от
импортных товаров первой необх
* важность движения
капитала, включая прямые инвестиции
и получение кредитов
* низкий уровень развития финансовых рынков, в которых участвует лишь ограниченное число дилеров, торгующих иностранной валютой.
Эти характерные особенности
должны влиять на выбор системы валютных
курсов и указывают на ограниченную
возможность использования
В процессе создания эффективно работающего
и подконтрольного внутреннего
валютного рынка банка
Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, поскольку оно, подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.
Во-вторых, валютная политика, оказывающая весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.
Поведение субъектов
хозяйственной деятельности очень
чутко реагирует на любые, даже самые
незначительные, казалось бы, меры в
области валютного
В-третьих, валютное законодательство в Кыргызской Республики еще далеко от полного своего становления. Оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для специалистов, а не только работников предприятий и банков). Поэтому чем меньше будет изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим использованием уже предоставленных льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед другими, стимулируя иждивенческие настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что оно нарушает целостный, единообразный механизм государственного регулирования и контроля, делает практически невозможным строгий анализ экономических последствий подобных мер.
В-четвертых, не вызывает сомнений необходимость сочетания активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля, за выполнением установленных правил совершения валютных операций. В этой связи одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед Банком Кыргызской Республики, является участие в создании в максимально короткие сроки комплексной системы государственного валютного контроля, обеспечивающей эффективный контроль, за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в Кыргызской Республики.
Руководствуясь указанными принципами.
Банк Кыргызской Республики совместно
с другими заинтересованными
органами государственного управления
и контроля активно совершенствует
систему валютного
1.2. Валютный
режим и его значение в
Валютная политика государства синтезирует и отражает внутренние и внешние экономические интересы страны. Поэтому успех многих акций напрямую зависит от того, насколько грамотно осуществляется эта политика. Увлечение любым одним показателем, например ростом курса национальной валюты, без достаточного экономического обоснования, может рикошетом нанести удар по внутренней экономике, объективно ухудшив реальную базу валютного курса.
На уровне международных отношений валютный курс всегда являлся инструментом внешней политики, но, начиная с 70-х годов, когда установление валютного режима стало абсолютной компетенцией государства, а не надгосударственных организаций, многие проблемы в этой области только обострились.
Особый валютный режим на территории свободных экономических зон предусматривает свободное обращение иностранной валюты; в том числе и в оказании услуг и расчетах между юридическими и физическими лицами, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Республики Кыргызстан.
Расчет свободных экономических зон с иностранными государствами ведется в любой валюте по согласованию сторон.
На территории свободных экономических зон могут предусматриваться льготные условия валютных расчетов с центральными и местными бюджетами.
Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.
Информация о работе Методология валютной политики, валютного режима в финансовой системе государства