Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие финансового рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов
Объект исследования - финансовые рынки.
Предметом исследования является финансовый рынок Томской области.
Цель исследования дипломной работы изучить Особенности и проблемы развития финансового рынка в региональной экономике (на примере Томской области).
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
• Изучить понятие и основные классификации финансовых рынков;
• определить особенности региональных финансовых рынков и установить факторы, воздействующие на это развитие;
• Провести анализ становления финансового рынка РФ;
• Изучить порядок регулирования финансовых рынков;
• Определить стратегию развития финансовых рынков в РФ;
• Изучить состояние финансового рынка Томской области;
• идентифицировать стратегию развития регионального финансового рынка Томской области.
Введение……………………………………………………….………………………....3
Глава 1. Понятие и сущность финансового рынка
1.1. Понятие финансового рынка…………………………………...………..……...5
1.2. Классификация финансовых рынков .……………………………………….....7
1.3. Сущность регионального финансового рынка………………………………..13
Глава 2. Финансовый рынок РФ
2.1. Становление и развитие финансового рынка в России……………………...17
2.2. Регулирование финансового рынка…………………………………………..21
2.3. Стратегия развития финансового рынка РФ…………………………………25
2.4. Становление и развитие региональных российских финансовых рынков…31
Глава 3. Анализ формирования и развития финансового рынка Томской области
3.1. Общая характеристика региона………………………………………………...34
3.2. Финансовый рынок Томской области………………………………………….39
3.3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Томской области...44
Заключение………………………………………………………………………….....49
Список использованных источников и литературы……………..........................52
Приложения……………………………………………………………………………54
Инвестиционная деятельность области
Объем инвестиций в Томской области по итогам 2012 года увеличится на четверть - до 101,9 млрд рублей, заявил заместитель губернатора Томской области Александр Феденев на совместном заседании Совета при полпреде президента в СФО и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" в Белокурихе в среду, сообщает информационное агентство "Интерфакс-Сибирь".
По уровню роста капвложений Томская область занимает второе место в Сибирском федеральном округе после Красноярского края.
Рынок ценных бумаг
Облигация областного внутреннего займа Томской области – это государственная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации (от Департамента финансов Томской области) в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости облигации (ст. 816 ГК РФ). Таким образом, доходом по облигации является процент от номинальной стоимости, который называется купоном.
Облигации выпускаются для привлечения дополнительных финансовых средств и удостоверяют наличие между лицом, выдавшим облигацию, и ее держателем отношения по предоставлению займа.
С 1997 года Администрация Томской области является активным участником публичного долгового рынка. Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг — банков, инвестиционных и страховых компаний — Томская область заслужила репутацию надёжного партнёра. По всем привлечённым средствам Томская область исполняла обязательства в срок и в полном объёме, что подтверждает статус надёжного заёмщика.
Облигации областного внутреннего займа Томской области выпускаются Департаментом финансов в форме именных бездокументарных ценных бумаг. Именными облигации называются потому, что каждая облигация принадлежит конкретному владельцу и находится на собственном счёте владельца в специализированной организации – реестродержателе. Поэтому получать доход по облигации и заключать гражданско-правовые сделки с облигациями может только её владелец лично. В противном случае, необходима доверенность, выданная владельцем облигации доверенному лицу для совершения сделок. Бездокументарными облигации называются потому, что у владельца на руках остаётся договор и выписка из реестра владельцев ценных бумаг, а не сама ценная бумага.
По облигациям вам ежеквартально будет выплачиваться купонный доход, а в конце срока обращения Облигаций Вам выплатят последний купонный доход и номинальную стоимость Облигаций.
Выпуски облигаций областных внутренних займов Томской области, находящиеся в обращении представлены в Приложении 5.
Облигации биржевых внутренних займов
Облигации биржевых внутренних займов (ОБВЗ) обращаются на организованном рынке ценных бумаг с 2003 года и сейчас являются основным инструментом государственного долга Томской области. Облигации биржевых займов ориентированы на институциональных инвесторов, имеющих доступ к биржевым торгам – это коммерческие банки, инвестиционные компании, а также их клиенты.
Выпуски облигаций биржевых внутренних займов Томской области, находящиеся в обращении представлены в Приложении 6.
Рейтинги по выпуску облигаций[38][17]
Рейтинги приоритетного необеспеченного долга на уровне «В-/ruВВВ» присвоены планируемому довыпуску облигаций на 2,2 млрд руб. в дополнение к обращающимся на рынке внутренним облигациям стоимостью в 1,001 млрд руб. С учетом амортизации 25% облигаций в декабре 2008 г. фактический объем размещения составит 1,65 млрд руб. (около 50 млн долл.). Погашение облигаций в 2009-2011 гг. осуществляется по амортизационной схеме равными годовыми платежами в размере 25% (июль 2009).
Кредитные рейтинги приоритетного необеспеченного долга — долгосрочный кредитный рейтинг «B+» и рейтинг по российской шкале «ruA+» — присвоены предполагаемому выпуску внутренних облигаций Томской области (В+/CreditWatch Негативный/—; ruА+/CreditWatch Негативный/—). Объем выпуска — 2,5 млрд руб. Рейтинги помещены в список CreditWatch с прогнозом «Негативный» (ноябрь 2008).
Подтвержден рейтинг по российской шкале на уровне «ruA+» выпуска внутренних приоритетных необеспеченных облигаций Томской области объемом 1,4 млрд руб. Объем выпуска был увеличен на 1 млрд руб. (с 400 млн руб.). Облигации с амортизационной схемой погашения и уменьшающимся фиксированным купоном будут погашены в 2012 г.
Рынок негосударственного пенсионного страхования.
На территории Томской области действует 7 негосударственных пенсионных фонда:
НПФ Электроэнергетики;
СтальФонд;
Промагрофонд;
Норильский никель;
Газфонд;
Негосударственный пенсионный фонд Согласие;
ЗАО НПФ НИКОР
3.3 Проблемы и перспективы развития финансового рынка Томской области
В соответствии с реализацией правительственной программы развития финансового рынка РФ, в июле 2005 года Высший экономический Совет одобрил Стратегическую доктрину развития Томской области до 2020 года (утверждена Постановлением ГДТО № 2539 от 27.10.2005)[39] [17].
Можно выделить следующие основные проблемы области:
1. Относительно низкий уровень доходов населения
Значительная часть трудоспособного населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в
различных секторах экономики и районах области.
2. Ограниченный доступ к капиталу
Недостаток привлекательных объектов для инвестиций — предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов. Низкая активность стратегических инвесторов вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях области. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгового финансирования.
3. Географическая удаленность и неразвитость транспортной инфраструктуры
Географическая удаленность Томской области и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывает ограничения на развитие секторов экономики, для которых транспортные издержки являются критичными. Область значительно уступает другим регионам по коэффициенту плотности автомобильных дорог. Ограниченное число московских и отсутствие межрегиональных авиарейсов.
4. Доминирование топливного сектора в структуре экономики области
Доля топливного сектора в ВРП Томской области составляет около 20 % (по данным 2003 года), что предопределяет зависимость экономики региона от конъюнктуры мировых цен на нефть. При этом доля топливного сектора в совокупных налоговых поступлениях превышает 50 %.
В процессе разработки Стратегии определены приоритетные для развития сектора экономики Томской области:
1-й приоритет: информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, "новая экономика", электротехника и приборостроение;
2-й приоритет: нефтегазовый сектор, атомный сектор, пищевая промышленность, машиностроение (исключая электротехнику и приборостроение);
3-й приоритет: лесопромышленный комплекс, газонефтехимический сектор, сельское хозяйство.
Выделяют следующие основные направления развития Томской области[40] [17].
1. Высокий уровень развития предпринимательства:
Администрация области будет улучшать условия для развития малого бизнеса, посредством устранения административных барьеров, создания механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития, консультационной поддержки и обучения предпринимателей, а также активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование привлекательного имиджа предпринимателей.
Стимулирование развития в регионе финансовых организаций, предоставляющих услуги субъектам малого и среднего бизнеса.
Разработка и внедрение механизмов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса (субсидирования ставок по кредитам, гарантий по кредитам и др.) для отдельных категорий предпринимателей, которые без этих преференций не могут получить кредит в банке, в том числе для женщин, пенсионеров, инвалидов, сельских жителей, желающих начать или развивать свой бизнес.
Организация взаимодействия представителей органов исполнительной власти, банков, иных финансовых организаций и предпринимателей и др.
2. Эффективная и сбалансированная экономика:
Создание на территории Томской области особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
Обеспечение эффективного взаимодействия региональных предприятий с сообществом крупных российских и международных корпораций, банков и иных финансовых организаций для обеспечения устойчивого роста их закупок у предприятий из приоритетных секторов экономики, создания стратегических альянсов и совместных предприятий.
Создание оперативной базы данных и мониторинг финансово-экономического состояния крупных градообразующих предприятий и др.
3. Высокая инвестиционная привлекательность:
Модернизация экономики области невозможна без привлечения дополнительного капитала. На территории области необходимо улучшать факторные условия, которые являются источниками устойчивых конкурентных преимуществ для привлечения стратегических инвесторов. При этом также необходимо стимулировать активность портфельных инвесторов, которая сегодня ограничена из-за недостаточного количества объектов, привлекательных для инвестиций, предприятий с амбициозными планами роста и собственниками, готовыми к сотрудничеству с инвесторами, на территории Томской области.
Администрация области будет осуществлять целенаправленную и планомерную работу по улучшению инвестиционного климата, активному привлечению инвесторов и подготовке региональных предприятий к эффективному взаимодействию с инвесторами.
Например:
Разработка и реализация комплекса мероприятий по привлечению стратегических и финансовых инвесторов.
Привлечение и содействие развитию бизнеса финансовых институтов (банков, специализированных кредитных учреждений, фондов, страховых компаний, лизинговых компаний и пр.) на территории области.
Содействие региональным предприятиям в выпуске и размещении на территории области корпоративных ценных бумаг (в том числе облигационные займы с субсидированной ставкой).
Стимулирование создания и развития кредитных союзов.
Привлечение на территорию области институтов коллективного инвестирования (ПИФ,
НПФ).
Разработка и реализация комплекса мероприятий по информированию населения о возможностях инвестиций в Томской области.
Создание механизма страхования рисков инвесторов, включая создание областного фонда для выхода (exit-фонда), гарантирующего выкуп акций инвестора в случае реализации некоммерческих (политических) рисков.
4. Высокая степень интернационализации экономики:
В условиях глобализации экономики и ограниченного внутреннего спроса, степень интернационализации региональных предприятий является одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности региона.
Администрация области будет содействовать активному продвижению товаров и услуг региональных предприятий на межрегиональные и международные рынки, а также способствовать встраиванию предприятий области в систему международного разделения
труда.
Например:
Разработка и реализация комплекса мероприятий по стимулированию экспорта;
Инициация и содействие вхождению предприятий области в международные отраслевые ассоциации, включая информационную поддержку.
5. Качественный человеческий капитал
Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность региона в эпоху экономических знаний. При этом ожидаемый демографический спад является серьезной проблемой, без решения которой область не сможет успешно конкурировать в будущем.
6. Развитая инфраструктура
Формирование и развитие высокотехнологичной экономики требует наличия современной инфраструктуры в регионе. Кроме того, географическая удаленность территории области сегодня усугубляется низким уровнем развития транспортной инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность области. Администрация области будет активно стимулировать реализацию инфраструктурных проектов в соответствии со стратегическими приоритетами области.
7. Рациональное использование природного капитала
Богатые природные ресурсы являются существенным конкурентным преимуществом региона, важным фактором развития экономики области и формирования высокого качества жизни населения.
Администрация области будет реализовывать политику, направленную на устойчивое развитие экономики и сохранение природного потенциала региона для будущих поколений, обеспечивая предотвращение чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, ставящей под угрозу их способность к возобновлению.