Финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие финансового рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов
Объект исследования - финансовые рынки.
Предметом исследования является финансовый рынок Томской области.
Цель исследования дипломной работы изучить Особенности и проблемы развития финансового рынка в региональной экономике (на примере Томской области).
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
• Изучить понятие и основные классификации финансовых рынков;
• определить особенности региональных финансовых рынков и установить факторы, воздействующие на это развитие;
• Провести анализ становления финансового рынка РФ;
• Изучить порядок регулирования финансовых рынков;
• Определить стратегию развития финансовых рынков в РФ;
• Изучить состояние финансового рынка Томской области;
• идентифицировать стратегию развития регионального финансового рынка Томской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………………....3
Глава 1. Понятие и сущность финансового рынка
1.1. Понятие финансового рынка…………………………………...………..……...5
1.2. Классификация финансовых рынков .……………………………………….....7
1.3. Сущность регионального финансового рынка………………………………..13
Глава 2. Финансовый рынок РФ
2.1. Становление и развитие финансового рынка в России……………………...17
2.2. Регулирование финансового рынка…………………………………………..21
2.3. Стратегия развития финансового рынка РФ…………………………………25
2.4. Становление и развитие региональных российских финансовых рынков…31
Глава 3. Анализ формирования и развития финансового рынка Томской области
3.1. Общая характеристика региона………………………………………………...34
3.2. Финансовый рынок Томской области………………………………………….39
3.3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Томской области...44
Заключение………………………………………………………………………….....49
Список использованных источников и литературы……………..........................52
Приложения……………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовый рынок РФ

 

2.1 Становление и развитие финансового рынка в России

 

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.

Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

В рамках этой задачи предстояло:

       создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;

       обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации;

       стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п[19] [15, электронный ресурс].

Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”.

Для этого, первого, этапа были характерны следующие процессы:

       появление (еще в 1990 г.) первых открытых акционерных обществ, выпустивших акции в открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк “Менатеп”, Российская товарно-сырьевая биржа);

       в марте 1991 г. государственные облигации впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи);

       массовое создание акционерных обществ и выпуск их акций в свободную продажу;

       появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992 г.

Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами второго этапа стали:

       система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;

       создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.[20] [22, электронный ресурс]

Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности, и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки:

       появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”);

       позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

       общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка.

Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.

Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.

Можно выделить основные причины кризиса[21] [15, электронный ресурс]:

       "раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в большинстве случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО;

       финансовые пирамиды;

       низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей);

       кризис доверия со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году;

       несовпадение динамики пассивов и активов банков (депозитные и кредитные ставки);

       снижение доходных статей министерства финансов (налоги).

Последствия кризиса 1998 года сказываются до сих пор.

Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулирование финансового рынка

 

Основная цель государственной политики по развитию финансового рынка состоит в том, чтобы увеличить доступ к финансовым услугам, сокращая число тех, кто вынужден отказаться от их использования в силу неоправданно высокой стоимости, каких-либо дискриминационных ограничений или несоответствия требованиям потенциальных клиентов.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей[22] [11, c. 3].

Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО)[23] [1, c. 9].

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям). Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне.

Важность регулирования финансовых рынков очевидна. Когда регулирование финансовых рынков поддерживается на должном уровне, то для инвесторов будет очевидна стабильность и экономическая выгода их инвестиционных вложений. В подобном случае, кризис и риск распределяется по экономике оптимальным и более безопасным образом. Именно по этой причине финансовые рынки особенно нуждаются в хорошем грамотном регулировании. Учитывая сложность предоставляемых такими рынками финансовых услуг, зачастую их природу и долгосрочность, потенциально или реально большие суммы денег, уровень регулирования финансовых рынков значительно выше степени регулирования услуг не финансовых.

За последние два десятилетия мировые финансовые рынки развивались в четырех ключевых направлениях[24] [10, c. 3]^

1. Глобализация;

2. Функциональная интеграция;

3. Финансовые инновации;

4. Внедрение Интернет - технологий.

Эти тенденции повысили эффективность финансовых рынков, значительно расширили спектр продуктов и услуг, сделали их более доступными для всех категорий инвесторов. Вместе с тем они значительно усложнили деятельность регуляторов, поставили перед ними новые и совсем не простые задачи. Они породили и новые риски, которые нужно идентифицировать и ограничивать. Регуляторы вынуждены перестраивать стиль и методы деятельности, резко повышать ее оперативность, оптимизировать организационную структуру, бизнес-процессы и совершенствовать технологии.

Условно основные этапы развития регулирования российского финансового рынка можно обозначить следующим образом:

Этапы

Особенности организации и регулирования

1991 – 1996 гг.

Регулирование финансового рынка было в основном процессом, производным от приватизации, и осуществлялось Госкомимуществом и Минфином РФ

1996 – 2000 гг.

Перестройка регулирования в соответствии с требованиями закона «О рынке ценных бумаг» и попытка его сосредоточения в отношении значительной части финансового рынка в руках ФКЦБ при активном участии саморегулируемых организаций — участников рынка

2000 – 2004 гг.

Нарастание проблем регулирования, связанных с укоренением его ведомственного характера и дроблением объекта регулирования, что особенно проявилось в ходе реализации пенсионной реформы

2004 г. – настоящее время

Первый этап реформы системы регулирования финансового рынка.

Создание предпосылок для формирования мегарегулятора.

Информация о работе Финансовые рынки