Финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие финансового рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов
Объект исследования - финансовые рынки.
Предметом исследования является финансовый рынок Томской области.
Цель исследования дипломной работы изучить Особенности и проблемы развития финансового рынка в региональной экономике (на примере Томской области).
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
• Изучить понятие и основные классификации финансовых рынков;
• определить особенности региональных финансовых рынков и установить факторы, воздействующие на это развитие;
• Провести анализ становления финансового рынка РФ;
• Изучить порядок регулирования финансовых рынков;
• Определить стратегию развития финансовых рынков в РФ;
• Изучить состояние финансового рынка Томской области;
• идентифицировать стратегию развития регионального финансового рынка Томской области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………………....3
Глава 1. Понятие и сущность финансового рынка
1.1. Понятие финансового рынка…………………………………...………..……...5
1.2. Классификация финансовых рынков .……………………………………….....7
1.3. Сущность регионального финансового рынка………………………………..13
Глава 2. Финансовый рынок РФ
2.1. Становление и развитие финансового рынка в России……………………...17
2.2. Регулирование финансового рынка…………………………………………..21
2.3. Стратегия развития финансового рынка РФ…………………………………25
2.4. Становление и развитие региональных российских финансовых рынков…31
Глава 3. Анализ формирования и развития финансового рынка Томской области
3.1. Общая характеристика региона………………………………………………...34
3.2. Финансовый рынок Томской области………………………………………….39
3.3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка Томской области...44
Заключение………………………………………………………………………….....49
Список использованных источников и литературы……………..........................52
Приложения……………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

В целом выделяют четыре группы факторов, непосредственно влияющих на финансовый рынок:

1.       экономические;

2.       политические;

3.       слухи и ожидания;

4.       форс-мажор.

Экономическую группу факторов влияния на рынок можно разбить на следующие составляющие[25][7, c. 303]:

       экономические показатели;

       торговые переговоры;

       заседания центральных банков;

       изменения денежно-кредитной политики;

       заседания большой семёрки, других экономических или торговых союзов;

       выступления глав центральных банков, глав правительств, видных экономистов по поводу ситуации на рынке валют, изменения экономической политики, экономической ситуации в стране или их прогнозы;

       интервенции;

       сопредельные рынки (товарные, фондовые);

       спекуляции.

По степени важности экономические факторы можно разбить на несколько групп. К первой группе относятся: учётная ставка; дефицит торгового баланса; дефицит платёжного баланса; индексы инфляции; динамика внутреннего валового продукта; данные по безработице; данные по денежной массе.

Ко второй группе относятся: индекс деловой активности; продажа автомобилей; продажа жилья; заказы товаров длительного пользования (спроса); заказы на строительство; промышленное производство; розничная торговля; личные доходы граждан; основные экономические показатели.

К третьей группе относятся: депозитные ставки; индексы акций; динамика цен государственных облигаций[26] [2, c. 192].

Формы и методы регулирования любого рынка различны и иногда даже противоречат друг другу, но тем не менее существует некая мировая модель регулирования. Во всех развитых странах рынки, в том числе и финансовые, неизбежно подвергаются регулированию.

Главными целями такого регулирования являются:

1) выявление недостатков в той или иной области финансового рынка;

2) поддержка эффективных и упорядоченных сегментов рынка;

3) защита потребителей финансовых рынков и услуг;

4) стабилизация финансовой системы и поддержка доверия и уверенности в её стабильности.

Значительное влияние на общую эффективность регулирования оказывает институциональная структура, поскольку методы  и культура регулирования представляют собой важные характеристики[27] [11, c. 3]. В институциональной структуре регулирования финансового рынка можно выделить следующие субъекты: Федеральная служба по финансам и рынкам, Министерство финансов, Федеральная служба по страховому надзору, Центральный банк РФ.

В качестве основного результата проведения экономической политики государства в области финансовых рынков можно отметить реализацию на практике положительного потенциала воздействия финансового рынка на экономическое развитие, т.е. более эффективную мобилизацию средств для инвестирования в национальную экономику, направление свободных денежных ресурсов на цели развития внутри страны в первую очередь в инновационные отрасли.

 

 

 

 

2.3 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации

 

Решение задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста, невозможно сегодня без развития индустрии финансовых услуг.  Во всем мире именно финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачей «вливания» российской экономики в мировую экономику в процессе глобализации.

Одной из целей долгосрочного развития российской экономики провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддержание сбалансированных многовекторных экономических отношений с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Построение в России высокотехнологичной и конкурентной на мировом уровне индустрии финансовых услуг поможет повысить диверсификацию национальной экономики как напрямую, так и косвенно – через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора.

Мероприятия в области развития финансового рынка имеют сегодня секторальную направленность и представлены Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов[28] [20].

Минэкономразвития России не является регулятором финансового рынка, но определяет общие направления экономической политики, в том числе на финансовом рынке и принимает участие в реализации мероприятий указанных программных документов.

Так, в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации осуществляется разработка целого ряда законопроектов в области корпоративного управления, прорабатываются вопросы создания и развития платежной системы, расширения возможностей инвестирования пенсионных накоплений граждан, создания специализированного финансового суда, развития социальной и бизнес-инфраструктуры Москвы и бренда России как международного финансового центра.

Развитие банковской системы является важнейшей составляющей государственной экономической политики. Стабильная банковская система является эффективным инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста, выравнивания уровней регионального развития, повышения качества и уровня жизни населения. Помимо того, что банковская система имеет огромное экономическое значение, она также играет важную социальную роль. 

Министерство принимает участие в совершенствовании банковского законодательства, участвует в разработке проектов федеральных законов.

Страхование является одним из механизмов управления рисками. Оно позволяет обеспечить защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, а также государства от различных негативных последствий.

Министерство принимает участие в реализации  мероприятий Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и осуществляет разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности», «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования особенностей проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства финансовых организаций), поправок к проекту федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», участвует в разработке проекта федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара».

В настоящее время основные направления развития российского финансового рынка определены в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»[29] [20]. В ней определено, что в ближайшее десятилетие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка[30] [23]:

       повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

       обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

       формирование благоприятного налогового климата для его участников;

       совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется [23]:

       внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

       создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

       повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

       унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

       создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

       создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

       повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям[31] [23]:

       совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

       совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

       совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

       повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

       снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

       обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

       развитие и совершенствование корпоративного управления;

       принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования финансового рынка в Российской Федерации.

Сейчас российский финансовый рынок характеризуется следующими тенденциями:

1.       повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

2.       обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

3.       формирование благоприятного налогового климата для его участников;

4.       совершенствование правового регулирования на финансовом рынке;

5.       повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке;

6.       создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

7.       унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

8.       повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

В свою очередь усиление внимания к реформе внутреннего финансового рынка также будет способствовать повышению значимости России в регулировании международных процессов и получению Россией международного инвестиционного рейтинга.

Информация о работе Финансовые рынки