Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:17, курсовая работа
Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
Таким образом, фирменное наименование является эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступает в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....39
Анализ других статей ГК
РФ, в которых упоминается о
фирменных наименованиях, позволяет
подразделить содержащиеся в них
нормы на две относительно самостоятельные
группы. Одну из них, наибольшую по объему,
образуют нормы, содержащие требования
к фирменным наименованиям
Во второй группе норм ГК
РФ о праве на фирменное наименование
упоминается в связи с его
принадлежностью к числу
Наряду с ГК РФ отдельные
нормативные правила о
Что же касается ст.149 Основ гражданского законодательства 1991 г., то, не будучи формально отмененной, она с принятием ГК РФ фактически утратила свое значение, поскольку все содержащиеся в ней нормативные предписания вобрала в себя ст.54 ГК РФ.
Весьма дискуссионным является вопрос о том, сохранило ли свою юридическую силу Положение о фирме, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Данное Положение невелико по объему и состоит всего из 14 статей. Не подлежит сомнению тот факт, что ряд из них полностью или частично утратил силу в связи с тем, что эти статьи вошли либо в прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. В условиях отсутствия специального закона о фирменных наименованиях и неурегулированности целого ряда вопросов в ГК РФ было бы нелепо отбрасывать в сторону нормативный акт, содержащий многие важные правовые предписания, вполне пригодные для практического применения в современных условиях. Таковыми являются, в частности, нормы, раскрывающие хотя бы в общем виде структуру и содержание фирмы, указывающие более детально, чем ГК РФ, на права фирмовладельцев, определяющие условия их передачи другим лицам и т.д.
Нельзя сбрасывать со счетов
и еще два взаимосвязанных
обстоятельства. Во-первых, в официальном
порядке Положение о фирме
никем не отменено, что весьма затрудняет
бесспорное определение момента
утраты им силы. Во-вторых, хотя вновь
принятое законодательство и устанавливает
необходимость специальной
Таким образом, по нашему мнению, Положения о фирме 1927 г. продолжает оставаться (конечно, в соответствующей части) действующим правовым актом и необходим цивилизованный, продуманный переход от него к будущему закону о фирменных наименованиях.
Судебная практика по спорам, связанным с использованием фирменных наименований в Российской Федерации до самого последнего времени фактически отсутствовала. В этой связи ни Верховным Судом РФ, ни Высшим Арбитражным судом РФ пока еще не принято руководящих постановлений по данному вопросу. Известный интерес имеют, однако, рекомендации совещаний по судебно-арбитражной практике, а также экспертная практика Патентного ведомства РФ, которые хотя и не являются источниками права, но показывают, как применяются нормы патентного права в реальной жизни.
Наконец, важное значение в
рассматриваемой области имеют
положения международных
Действующее российское законодательство,
в том числе Положение о
фирме 1927 г., не дает определения фирменного
наименования, а лишь указывает на
его реквизиты. В юридической
литературе фирмой чаще всего называется
то наименование, под которым предприниматель
выступает в гражданском
Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип, профиль деятельности, личность владельца и т.п. Положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.
Далее, чтобы выполнять
функцию индивидуализации участников
гражданского оборота, фирменное наименование
должно обладать отличительными признаками,
которые бы не допускали смешения
одной фирмы с другой. Этим обусловлен
принцип исключительности фирмы, в
соответствии с которым фирменное
наименование должно быть новым и
отличным от уже используемых наименований.
Указанный принцип при всей его
видимой простоте является наиболее
сложным в плане практической
реализации. Казалось бы, из него с очевидностью
следует, что не допускается использование
тождественных фирменных
С другой стороны, по смыслу
закона не исключается использование
участниками оборота и
если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц. Иными словами, оценивая степень сходства фирменных наименований и допустимость выступления в обороте под одним и тем же наименованием, нельзя ограничиваться только "голым" сравнением самих фирменных наименований. Это был бы сугубо формальный подход, далекий от действительного смысла закона.
Например, если предприниматели
действуют в совершенно различных
и не пересекающихся друг с другом
сферах (как деловых, так и территориальных),
они вполне могут пользоваться сходными
и даже тождественными наименованиями,
так как здесь нет опасности
введения в заблуждение контрагентов
и потребителей. Поэтому вопрос о
допустимой или недопустимой степени
сходства двух фирменных наименований
должен решаться каждый раз исходя
из фактических обстоятельств
Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается,однако, лишь сферой используемых фирменных наименований.
Наименование предпринимателя
не должно совпадать также с
Наконец, должная степень
индивидуализации участников оборота
может быть обеспечена фирмой тогда,
когда она остается неизменной в
течение всего времени, пока пользующийся
ею предприниматель сохраняет
Рассмотренные выше принципы
определяют структуру фирменного наименования.
Иными словами, то словесное обозначение,
которое используется в качестве
фирмы, должно строиться по определенным
правилам и состоять из относительно
самостоятельных частей. В литературе
принято выделять две части фирмы
- основную, которая именуется корпусом
фирмы, и вспомогательную, которая
именуется добавлениями. Корпус фирмы,
являющийся обязательной частью всякого
фирменного наименования, дает указания
на организационно-правовую форму предприятия,
его тип и предмет
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод "Калибр"), имен собственных (объединение "Светлана"), географических названий (фабрика "Нева") и т.д. Другие добавления, типа указаний "универсальный", "специализированный", "центральный" и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КАМАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение потребителей и других участников гражданского оборота.
Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное согласие Правительства РФ, а в последующем - уплачивать за это специальный сбор в процентом отношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ. Использовать в своем фирменном наименовании слово "банк" и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности (ст.6 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г.). Аналогичное правило содержит ст.5 Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. относительно условия использования наименований "биржа", "товарная биржа" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности