Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:17, курсовая работа
Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
Таким образом, фирменное наименование является эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступает в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....39
Завершая рассмотрение вопроса о понятии фирменного наименования, необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно дается либо в переводе на русский язык либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.
Спор о том, служит ли фирма
индивидуализации предприятия или
его владельца, который многие десятилетия
ведется цивилистами разных стран,
нашел соответствующее
Гораздо более актуальным представляется вопрос о том, кто из субъектов гражданского права обладает правом на пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, что фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица (п.4 ст.54 ГК РФ). Это, однако, не освобождает от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку некоторые аспекты проблемы требуют уточнения.
Прежде всего, из законодательства
следует, что фирменным наименованием
могут пользоваться только организации,
но не граждане. Гражданин приобретает
и осуществляет права и обязанности
под своим собственным именем,
включающим фамилию и собственно
имя, а также отчество, если иное
не вытекает из закона или национального
обычая (п.1 ст.19 ГК РФ). Как представляется,
данное правило в полной мере распространяется
и на граждан, являющихся индивидуальными
предпринимателями. Причем этот вывод
отнюдь не расходится с тем, что записано
в п.3 ст.23 ГК РФ, а именно, что к
предпринимательской
Отсутствует и реальная опасность коллизии интересов двух или большего числа индивидуальных предпринимателей, действующих на одном и том же участке рынка. Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации.
Далее, среди организаций
правом на фирменное наименование пользуются
только те из них, которые обладают
статусом юридического лица. Это означает,
что иные организационные образования,
в частности простое
Наконец, чтобы обладать правом на фирменное наименование, организация должна не только иметь статус юридического лица, но и относиться к числу коммерческих организаций. При этом конкретный вид деятельности фирмовладельца (производство, торговля, посредническая деятельность, научные исследования, оказание услуг и т.п.), равно как и тип предприятия (частное, муниципальное, государственное) никакого значения не имеют. Необходимым объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют. Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах.
В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерческими организациями правом на фирменное наименование пользуются иностранные юридические лица, на которые распространяются все правила, установленные гражданским законодательством.
Под защитой права на фирменное
наименование понимаются предусмотренные
законом меры, с помощью которых
фирмообладатель может
Формой защиты субъективного
гражданского права на фирменное
наименование обычно называют совокупность
организационных мероприятий, обеспечивающих
применение предусмотренных законом
способов защиты. В юридической науке
принято различать
Понятием "юрисдикционная форма защиты" охватывается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Ее суть выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенного права на фирменное наименование. По общему правилу, защита права на фирму осуществляется в судебном порядке. В соответствии с нормами действующего процессуального законодательства споры, связанные с нарушением права на фирму, относятся к компетенции арбитражных судов. По соглашению сторон их спор может быть передан на разрешение третейского суда.
В качестве средства судебной защиты права на фирму выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о прекращении нарушения права и восстановлении сферы потерпевшего, с другой стороны. Судебный или, как его еще называют, исковой порядок защиты права на фирму применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Специальным порядком защиты
права на фирму, реализуемым в
рамках юрисдикционной формы, следует
признать его защиту в административном
порядке. В рассматриваемой области
предусмотрены достаточно широкие
возможности для его
Средством защиты в данном случае является не иск, а заявление, которое подается в письменном виде с приложением документов, свидетельствующих о нарушении права на фирму.
Федеральный антимонопольный
орган (территориальный орган),
Наряду с обращением за
защитой нарушенного права на
фирму в федеральный
Следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.11 ГК РФ, решение, принятое в административном порядке, может быть в настоящее время обжаловано в суд.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия самих потерпевших по защите нарушенных или оспариваемых прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от самоуправства, запрещенного действующим законодательством. В рассматриваемой области возможности применения неюрисдикционных средств защиты весьма узки. В качестве примера можно указать на возможность потерпевшего сделать публичное заявление о том, что конкретное юридическое лицо, пользующееся тождественным или сходным фирменным наименованием, не имеет к нему никакого отношения.
Под способами защиты права на фирму, реализуемыми, как правило,
в юрисдикционной форме, понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенного (оспариваемого) права на фирму и воздействие на правонарушителя. Среди всего спектра материально-правовых способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, в сфере защиты права на фирму могут быть применены требования о: а) признании права на фирму; б) восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения; в) признании недействительным акта государственного органа, в частности по регистрации товарного знака, в котором незаконно использовано фирменное наименование или его часть; г) возмещении причиненных убытков. Выбор конкретного способа защиты из числа возможных предоставляется самому потерпевшему, однако обычно он предопределен характером совершенного правонарушения.
Основным нарушением права
на фирму является использование
третьими лицами фирмы, тождественной
или сходной до степени смешения
с фирмой того юридического лица, которое
обладает на нее исключительным правом.
При этом речь в большинстве случаев
идет о неправомерном использовании
специального условного наименования
юридического лица, т.е. той части
фирменного наименования, которая и
предназначена для отличия
Способом защиты в данном
случае будет требование о признании
права на фирменное наименование,
которое сочетается с требованием
о прекращении дальнейшего
Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности