Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:17, курсовая работа
Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму должно рассматриваться и как важное личное неимущественное благо. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
Таким образом, фирменное наименование является эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступает в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....39
Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя.
По определению ставка роялти ® (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой:
R = Прл-ра/Ц
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль. В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
6) Метод освобождения от роялти. Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.
7) Метод избыточной прибыли. При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной прибыли.
Метод избыточной прибыли
основан на расчете экономических
выгод, связанных с получением прибыли
за счет нематериальных активов, не отраженных
на балансе предприятия и
Правило 25 %. За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии. При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.
Существует масса методов получения экспертных оценок.
В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.
В других же — экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. При этом, число экспертов может быть фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения, а может расти в процессе проведения экспертизы.
Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов:
1. Формулировка
заказчиком, цели экспертного опроса
(формулируется цель оценки
2. Подбор заказчиком
основного состава группы
3. Разработка и
утверждение технического
4. Разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики).
5. Формирование
экспертной комиссии (целесообразно
заключение договоров с
6. Проведение сбора экспертной информации.
7. Анализ экспертной информации.
8. Интерпретация
полученных результатов и
9. Официальное окончание деятельности.
2.3. Рыночный подход.
При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.
Когда для обеспечения
ориентиров при определении величины
стоимости используются предыдущие
сделки в отношении предмета оценки,
могут потребоваться
Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие:
1. Структура и
объем юридических прав
2. Существование каких-либо специальных
условий и соглашений о финансировании.
3. Экономические условия, которые существовали
на соответствующем вторичном рынке во
время сделки по продаже.
4. Отрасль или бизнес, где использовался
(или будет использоваться) неосязаемый
актив.
5. Физические характеристики ОИС.
6. Функциональные характеристики ОИС.
7. Технологические характеристики ОИС.
8. Включение других нематериальных активов
в сделку.
Нижняя граница
диапазона рассчитывается обеими сторонами
как минимальная приемлемая для
собственника оценка платежа за раздел
с конкурентом области
Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента — потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Таким образом, в процессе определения цены существуют:
Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками.
2.4. Оценка фирменного
наименования.
Мы рассмотрели несколько подходов, которые существуют на сегодняшний день к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки. Практика применения того или иного метода оценки разнообразна, тем не менее можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как для продавцов, так и покупателей ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования ОИС.
Оценка фирменного наименования может потребоваться в самых разных ситуациях:
1) При заключении сделки
по купле-продаже наименования. В
такой ситуации оценка
2) При внесении в уставной капитал.
Любое имущество, вносимое в уставной
капитал, должно быть оценено в обязательном
порядке. Без этого просто невозможно
подсчитать, какую часть от общей доли
оно будет занимать.
3) При продаже всей компании. В этом случае
рекомендуется проводить полную переоценку,
а соответственно и подсчитывать стоимость
нематериальных активов.
Заключение
Проблема защиты прав на средства индивидуализации и, в частности, права на фирменное наименование остается одной из самых актуальных и в то же время одной из самых малоисследованных в гражданском праве Российской Федерации.
По мнению большинства исследователей данного вопроса, отсутствие достаточной судебной и арбитражной практики сильно тормозит развитие института защиты прав на средства индивидуализации.
Отсутствие четко отлаженной системы защиты указанных прав наносит существенный урон, как различным юридическим лицам, так и в целом экономико-торговой деятельности государства в целом.
Принятие части четвертой
Таки образом, своим исследованием я старалась раскрыть наиболее актуальные вопросы понятия права на фирменное наименование, его защиту и затронуть проблему процессуального несовершенства данного института гражданского права Российской Федерации. А так же рассмотреть методологические основы оценки и понять, что нет универсального, точного метода определения стоимости нематериальных активов, поскольку каждый из них настолько индивидуален, что невозможно создать математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости рассматриваемого нематериального актива.
Список используемой литературы
1) Шретер В. Советское хозяйственное право. М.-Л., 1928. С.195.
2) Законодательство о трестах, синдикатах и органах регулирования промышленности / Под ред. Гинзбург-Наумова А.М. 2-е изд. М., 1924. С.1-60.
3) СЗ СССР. 1927. N 40. Ст.395.
4) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст.416.
5) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990.Ст.418.
6) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст.499; 1992. N 32. Ст.1882; N 34. Ст.1966; Собрание законодательства РФ. 1995. N 22. Ст.1977.
7) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст.1800.
8) Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301.
9) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 15. Ст.766.
Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности