Формирование и распределение доходов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Дифференциация доходов – явление, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения, потребления. В демократическом государстве, где политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатства одних и нищета других признаются недопустимым явлением.3

Хотя определенные проблемы возникают у исследователей при оценке самих денежных доходов. Первый вопрос: как определить единицу совокупности и единицу наблюдения? С одной стороны, мы хотим оценить неравенство в доходах отдельных людей. С другой стороны, люди живут в семьях, общий (суммарный) доход которых используется всеми их членами. В экономической статистике в качестве изучаемого признака обычно используют среднедушевой денежный доход семьи. Однако в этом случае остается открытым вопрос: как на самом деле распределяется доход внутри семьи, действительно ли все ее члены получают поровну, или существует "внутрисемейное" неравенство, которое, таким образом, не улавливается статистикой?

Другой вопрос: какой период выбрать для оценки доходов? Проблема возникает в связи с тем, что доходы, как правило, поступают неравномерно. Многие виды работ в экономике носят сезонный характер и соответственно характеризуются сезонными заработками. Доходы от капитала также обычно поступают неравномерно. Для российской экономики сегодня характерны изменения в дифференциации доходов в связи с невыплатой заработной платы: одни и те же семьи перемещаются из средне- или высокодоходных групп в низкодоходные, и обратно. Наиболее подходящий для этих целей показатель - среднегодовой доход.

Третья проблема - различия в уровне цен между регионами, особенно характерные для стран с большой территорией и недостаточно развитыми рыночными отношениями. В целом экономическое неравенство определяется двумя составляющими: неравенством между средними характеристиками доходов населения отдельных регионов и дифференциацией населения внутри каждого из регионов. Межрегиональное неравенство необходимо, таким образом, оценивать с учетом региональных различий в уровнях цен - результаты в этом случае оказываются весьма отличными от показателей дифференциации номинальных денежных доходов.

Наконец, четвертая проблема - это качество статических данных, получаемых в ходе бюджетных следовании семей и домохозяйств. Семьи, высказавшие добровольное согласие предоставить в распоряжениe органов государственной статистики информацию своих доходах и расходах и их структуре, - это, как правило, низко- и среднедоходные семьи. Наименее обеспеченные семьи, состоящие из пенсионеров, беженцев, вынужденных переселенцев, а также военнослужащие срочной службы и ряд других категорий беднейшего населения оказываются вне пределов бюджетной выборки, равно как и наиболее высокодоходные слои населения. 4

Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям: 5

  • рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.
  • чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.
  • высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий.

 

Исходя из изложенного, доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. Таким образом, заработная плата является основным источником доходов населения.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

 

1.3 Анализ структуры доходов  и расходов населения

 

Основными задачами при изучении доходов и расходов населения являются:

1) характеристика размера и состава  доходов и расходов населения  и домашних хозяйств;

2) анализ дифференциации денежных  доходов и потребления;

3) изучение динамики денежных  доходов;

4) моделирование доходов, расходов  и потребления населения;

5) изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.

В современных рыночных условиях возрастает необходимость в исследовании платежеспособности населения как одного из значимых факторов развития рынка.

Но, к сожалению, информация о доходах менее достоверна из-за разнообразия источников доходов, существования теневого дохода, который никто не учитывает, разрыва во времени между выполненной работой и ее оплатой, наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Из-за этого статистика все больше и больше концентрирует свое внимание на изучении расходов, т. е. производит исследование доходов через расходы населения.

Улучшение статистической методологии по изучению доходов и расходов населения содействует расширению международных сравнений в этой области.

Для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на макроуровне в СНС осуществляется построение и анализ следующих счетов:

1) первичного распределения доходов:

а) счета образования доходов;

б) счета распределения первичных доходов;

2) перераспределения доходов:

а) счета вторичного распределения доходов;

б) счета перераспределения доходов в натуральной форме;

3) использования доходов:

а) счета использования располагаемого дохода;

б) счета использования скорректированного располагаемого дохода.

 

Определение дохода состоит из всех денежных поступлений определенного человека или домохозяйства за установленный интервал времени (месяц, год). Доход определенного домохозяйства обычно делят на три группы:

1) доход, который получает владелец  фактора производства – труда;

2) доход, который получается за  счет применения других факторов  производства (земли, капитала, предпринимательских способностей);

3) трансфертные платежи.

Первичные доходы населения – показатель его благосостояния.

Помимо этого, к доходам стоит причислить обеспечение товарами и услугами по ряду правительственных программ, доходы от роста стоимости облигаций, акций, недвижимого имущества, поддержку на образование, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров.

Материальный стандарт жизни (личное богатство) всего лишь выявляет возможности, которыми обладает человек, но не находит применения подобным возможностям. В качестве одной из составляющих индекса формирования (развития) человеческого потенциала (ИРЧП) применяется индекс скорректированного реального ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности (ППС) в долларах США:

Индекс реального ВВП на душу населения в

Анализ структуры расходов домохозяйств осуществляется на основе баланса доходов и расходов населения.

 

1.4 Регулирование доходов  населения

 

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через  государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

 • установление гарантированного  минимума (или ставки) заработной  платы, который имеет большое  значение для таких категорий  населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

 • регулирование в ряде  случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

 • защиту денежных доходов  населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

- аккумуляцию денежных средств  в руках государства для проведения  социальной политики путем взимания  с населения прямых и косвенных  налогов; высказываются мнения разных  экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.

- предоставление населению социальных  гарантий путем финансирования  систем образования, медицинского  обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

- финансирование системы социальной  защиты, включающей:

- систему социального страхования;

- систему государственной помощи  лицам, не способным обеспечить  себе доход.

 К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина в развитых странах представляет собой минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование семьи. Минимальный прожиточный минимум (ПМ) – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы.

Индексация доходов представляет собой прирост зарплаты и социальных трансфертов в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов. Государство для усиления трудовой мотивации и развития социального партнерства в сфере труда стало стимулировать распределение акций среди наемных работников за счет части прибыли фирмы.

Информация о работе Формирование и распределение доходов в обществе