Формирование и распределение доходов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

2. Цель – повышение благосостояния  населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

Данная   цель   носит межведомственный  характер и требует четкого взаимодействия различных органов исполнительной власти.

Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из республиканского, так и из местных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов.

Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.

Главными тактическими в достижении вышеуказанной цели являются:

-содействие росту заработной платы;

-содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;

-развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой муниципальными образованиями.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.

3. Цель – повышение качества  и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно  для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия. 

В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: 

-повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;

-обеспечение доступности и качества медицинской помощи;

-улучшение состояния здоровья детей и матерей;

-обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

-предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

4. Цель – повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.

Тактическими задачами, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:

-оптимизация системы оказания  социальных услуг, развитие организационно-правовых  форм учреждений социального  обслуживания;

- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

-осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В первую очередь необходимо уделять особое внимание созданию мотивации к труду.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

Для ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и т.д. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно обеспечить высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу;

применять программы обогащения труда и ротации кадров;

использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;

устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают:

предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путевками, выдавать кредиты на покупку жилья, садового участка, автомашины и т.д.

Попытаемся сформулировать мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.

На своем рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.

На рабочих местах следует формировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации.

Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства и не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.

Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложит максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившимся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.

 

Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что уровень жизни является сложной социальной категорией, которую можно определить как степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. В общем смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, размер и структуру денежных доходов и расходов населения, а также его сбережений, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру рабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.д. На уровень жизни воздействуют множество факторов: с одной стороны - состав и величина постоянно изменяющихся потребностей населения; с другой стороны - ограничения в возможностях удовлетворения потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Уровень жизни населения в Приднестровье

 

3.1 Анализ доходов населения ПМР

 

Социальный фон в 2012 году определяла сохраняющаяся тенденция к повышению денежных доходов населения, как в номинальном, так и в реальном выражении. В этой динамике всё более чётко прослеживается зависимость от средств, полученных при продаже иностранной валюты, половина из которых прислана из-за рубежа трудовыми мигрантами.

В поведении населения по использованию доходов продолжилась позитивная тенденция прошлых лет: рост сберегаемой части доходов.

Полученные гражданами республики номинальные денежные доходы по сравнению с предыдущим годом увеличились на 20,3% (табл. 3.1.1), а с учётом повышения потребительских цен - на 7,0%9, и сложились в объёме 13 225,8 млн руб. (1 187,9 млн долл.). В среднем на одного человека денежные доходы составили 2 155,1 руб. (порядка 194 долл.) в месяц против 1 777,1 руб. (172 долл.) годом ранее. Номинальная сумма средств, остающихся в личном распоряжении граждан10, выросла по отношению к уровню 2011 года на 20,0% (до 12 446,1 млн руб., или 1 117,9 млн долл.), а их реальный размер, характеризующий количество материальных благ и услуг, которое на них можно приобрести, - на 6,7%.

Превышение совокупных доходов населения над величиной произведённого в республике валового внутреннего продукта составило 12,7%, тогда как в предыдущем году оно соответствовало 8,1%, что обусловлено более активным ростом показателей социальной сферы.

 

 

 

 

Таблица 3.1.1

Структура и динамика доходов населения

 

2011 год

2012 год

темп роста, %

млн руб.

уд. вес, %

млн руб.

уд. вес, %

1. Оплата труда наёмных  работников

4 006,9

36,4

4 602,9

34,8

114,9

2. Доходы от предпринимательской деятельности

770,1

7,0

928,3

7,0

120,5

3. Социальные трансферты

2 518,3

22,9

2 793,4

21,1

110,9

4. Полученные проценты  по вкладам и дивиденды по  ценным бумагам

110,8

1,0

103,0

0,8

93,0

5. Доходы от продажи  иностранной валюты

3 019,3

27,5

4 285,9

32,4

142,0

6. Прирост задолженности  по кредитам

198,8

1,8

-32,4

0,2

-

7. Другие доходы

372,7

3,4

544,7

4,1

146,1

Всего денежных доходов

10 996,8

100,0

13 225,8

100,0

120,3


 

Прожиточный минимум, являющийся «отправной точкой» для представления об уровне благосостояния населения, за 2012 год повысился на 4,5% до 1 161,6 руб. При этом более активные темпы роста среднедушевых доходов (121,3%) способствовали увеличению их покупательной способности с 1,60 до 1,86 расчётной стоимости набора товаров и услуг, обеспечивающих минимальные потребности граждан.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1.1. Динамика статей доходов населения и их влияние на итоговый показатель

в 2012 году, %

 

Главными источниками формирования денежных доходов населения остались оплата труда, выручка от продажи иностранной валюты и трансферты (пенсии, пособия и стипендии), совокупный удельный вес которых в общей сумме составил практически 90%.

Доминирующее влияние на денежные доходы граждан оказывала динамика поступлений от продажи иностранной валюты, зависимость от которой за последние годы существенно усилилась: в отчётном году она достигла 56,8% (рис. 3.1.1), тогда как в 2011 году составляла 29,4%, а в 2010 году - 17,4%.

Величина средств, вовлечённых в конверсионные операции, возросла в 1,4 раза и сложилась на уровне 4 285,9 млн руб., что соответствует 32,4% совокупных доходов (+4,9 п.п.). Половина этой суммы была получена по системам быстрых банковских переводов из-за рубежа (рис. 3.1.2). Необходимо отметить, что в абсолютном выражении величина денежных трансфертов превысила показатель предыдущего года на 18,6%.

Рис. 3.1.2. Динамика структуры доходов, полученных населением от продажи иностранной валюты в 2010-2012гг.

 

В отчётном году сохранилась тенденция сокращения роли оплаты труда в формировании совокупных денежных доходов (до 34,8%), практически сравнявшейся с долей средств, полученных гражданами от продажи иностранной валюты.

В абсолютном выражении поступления от трудовой деятельности всех работающих увеличились на 15,0% и составили 4 667,6 млн руб., или 39,8% ВВП (39,9% ВВП год назад). Фактически в виде заработной платы было выдано 4 602,9 млн руб., что на 596,0 млн руб. больше уровня 2011 года. Данная динамика на четверть определила показатель прироста совокупных доходов.

Согласно оценке Государственной службы статистики ПМР, среднемесячная заработная плата одного работника в целом по экономике, включая субъекты малого предпринимательства, за отчётный год увеличилась на 14,3%, составив 3 336 руб. Однако, сложившаяся инфляция в республике определила реальный рост её размера в пределах 2%.

Соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного человека (1222,2 руб., +4,9%), характеризующее её покупательную способность, за рассматриваемый год увеличилось до 2,73 набора прожиточного минимума (2,50 год назад).

Жалование работающих в бюджетной сфере составило 2 183 руб. в среднем за месяц, что соответствует 1,79 набора прожиточного минимума, и номинально превысило уровень 2011 года на 13,7%. Важно отметить, что выплаты заработной платы осуществлялись без задержек. Тем не менее, размер семейных доходов бюджетников практически не изменился, так как темпы роста оплаты труда в реальном выражении были скромными (+1,1%).

Информация о работе Формирование и распределение доходов в обществе