Формирование и распределение доходов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Для повышения жизненного уровня пенсионеров в январе-июне 2012 года в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты государство продолжало реализовывать ряд мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров. Ежемесячно пенсионерам производится выплата дополнительной помощи к пенсии из средств Республиканского бюджета в размере 100 руб. Кроме того, с 1 января по 1 апреля 2012 года выплачивалась гуманитарная помощь Российской Федерации в размере 150 руб., а с 1 апреля – в размере 160 руб. С учетом проведенных мер средний размер назначенной пенсии в январе-июне 2012 года составил 1 357,53 руб. и на 46,1% превысил прожиточный минимум пенсионера. Вместе с этим, несмотря на рост среднего размера назначенной пенсии, ситуация в сфере государственного пенсионного обеспечения продолжает оставаться сложной, так как опережающий рост потребительских цен, не обеспечивает реального повышения размера пенсий (снижение на 5,1%) и не позволяет повысить материальное состояние данной категории граждан.

Величина прожиточного минимума, определяющая минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей, дифференцированных по социально-демографическим группам, в I полугодии 2012 года в среднем на душу населения составила 1 150, 98 руб. При этом расходы на питание составили 598,52 руб., на непродовольственные товары - 205,12 руб., на оплату услуг – 325,13 руб., а величина расходов по обязательным платежам и сборам составила 22 рубля 21 копейку.

По отношению к I полугодию прошлого года в рассматриваемом периоде произошел рост величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 5,5%, который был обусловлен увеличением расходов:

- на непродовольственные товары  на 14,8%;

- на оплату услуг - на 13,1%;

- на расходы по обязательным  платежам - на 57,3%.

При этом отмечается незначительное снижение стоимости продуктового набора (на 2,0%).

В структуре прожиточного минимума в рассматриваемом периоде доля стоимости продуктов питания составила 52,0% и понизилась на 4,0 процентных пункта, при этом доля непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам и сборам повысилась соответственно на 1,4 процентных пункта, 1,9 процентных пункта и 0,6 процентных пункта, составив 17,8 %, 28,2%, 1,9%.

В разрезе социально-демографических групп населения величина прожиточного минимума в I полугодии 2012 года сложилась следующим образом:

Таблица 3.2.4.

Величина прожиточного минимума в разрезе социально-демографических групп населения в 2012 году

Социально-демографическая группа

Величина ПМ

за I полугодие 2012 года, руб.

Отношение к I полугодию 2011 года, %

Мужчины трудоспособного возраста

1246,00

105,3

Женщины трудоспособного возраста

1176,08

106,0

Пенсионеры

929,28

104,0

Дети от 0 до 6 лет

1031,44

108,7

Дети от 7 до 15 лет

1270,80

105,3


 

Различия в величине прожиточного минимума объясняются различными потребностями населения в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе.

Помесячная динамика величины прожиточного минимума в течение января-июня 2012 года характеризовалась нестабильным трендом, так на фоне прироста показателя по отношению к предыдущему месяцу в январе, феврале и июне на 0,3%, 1,1% и 2,1% соответственно наблюдалось также его незначительное падение в марте (на 0,1%), апреле (на 0,2%) и мае (на 0,3%).

В связи с тем, что затраты на продукты питания занимают в структуре потребительской корзины наибольший удельный вес (52,0%), динамика цен на продовольственные товары оказывает наибольшее влияние на колебания величины прожиточного минимума.

Так, анализируя уровень сложившихся цен на продовольствие в июне 2012 года в сравнении с декабрем 2011 года, необходимо отметить как их рост, так и падение на отдельные виды продуктов питания, входящие в потребительскую корзину.

В частности, зафиксирован прирост цен на следующие виды продовольственных товаров: капусту – в 2,7 раза, морковь – в 2,1 раза, чай – на 39,9%, рыбу свежую – на 30,5%, лук – на 29,1%, соль – на 19,4%, свеклу – на 15,8%, специи – на 15,8%, конфеты – на 11,4%, макаронные изделия – на 9,9%, свинину – 9,1%, кондитерские изделия – на 8,3%, бобовые – на 7,6%, кефир – на 6,3%, масло животное – на 6,1%, с одновременным падением цен на: яйца – на 39,1%, картофель - на 19,4%, крупу гречневую – на 16,4%, брынзу – на 14,0%, крупу манную – на 12,5%, сахар – на 9,6%, пшено – на 7,8%, молоко – на 6,1%, творог – на 5,7%, сметану – 5,2%, крупу пшеничную – на 5,6%, масло растительное – на 1,0%.

Наряду с изменением стоимости продовольственного и непродовольственного наборов, немаловажным фактором, влияющим на динамику величины прожиточного минимума населения, является рост суммы расходов на оплату услуг (28,2% в структуре потребления).

Следует отметить, что в рассматриваемом периоде тарифы на все коммунальные и другие виды услуг заметно выросли.

В итоге, сумма, затрачиваемая среднестатистическим гражданином республики на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и других видов услуг, за январь-июнь 2012 год выросла на 13,5% или на 39,39 руб.

Уровень жизни населения следует рассматривать как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемую за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую, прежде всего, соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

 

3.3 Основные направления государства по повышению уровня жизни населения в Приднестровье

 

Приоритетным направлением социально-экономической политики должно стать предоставление возможности для самостоятельного  повышения  доходов  экономически  активного  населения.

Безусловно,  необходимо  поддерживать  семьи,  находящихся  в  затруднительном  финансовом положении, в связи с наличием в них временно неработающих лиц в трудоспособном возрасте. В то  же  время  проводимая  политика  не  должна  порождать  социальное  иждивенчество, – необходимо создание  условий, позволяющих  её участникам  впоследствии перейти из категории получателей социальной помощи в категорию налогоплательщиков. 

Реализация стратегических целей социально-экономического развития ПМР требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания общества равных возможностей.

Для этого, в свою очередь, потребуются модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются: снижение уровня абсолютной и относительной бедности; увеличение среднего класса до более половины населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны; решение в проблемы беспризорности т.д.

Политика социальной поддержки населения и повышения уровня жизни населения включает следующие приоритетные направления.

1. Улучшение социального климата  в обществе, снижение бедности  и уменьшение дифференциации  населения по уровню доходов.

2. Повышение эффективности государственной  поддержки семьи.

3. Реабилитация и социальная  интеграция инвалидов.

4. Социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов.

5. Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

 

Таким образом, по данной главе можно сделать выводы, что анализ доходов и расходов населения за 2012 год показывает, с одной стороны, опережение темпов увеличения располагаемых средств по сравнению со скоростью роста потребительских цен, однако, с другой стороны, - усиление диспропорций в его структуре. Несмотря на повышательную динамику доходов, полученных из гарантированных источников (зарплата, пенсии) их долевое участие в структуре совокупных доходов продолжает сокращаться.

Анализ динамики показателей, характеризующих уровень жизни населения показал, что, несмотря на повышение заработных плат, пенсий и социальных выплат на фоне непрекращающегося роста потребительских расходов, их величина является недостаточной для повышения материального благосостояния населения, что отрицательно сказывается на стабилизации уровня жизни населения и экономики в целом.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются: снижение уровня абсолютной и относительной бедности; увеличение среднего класса до более половины населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны; решение в проблемы беспризорности т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения.

На основании изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения ПМР.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения ПМР имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения ПМР.

В-третьих, с помощью анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения ПМР.

В-четвёртых, анализ доходов, уровня жизни населения Приднестровья проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Анализ изменений в уровне жизни населения в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Анализ динамики показателей, характеризующих уровень жизни населения показал, что, несмотря на повышение заработных плат, пенсий и социальных выплат на фоне непрекращающегося роста потребительских расходов, их величина является недостаточной для повышения материального благосостояния населения, что отрицательно сказывается на стабилизации уровня жизни населения и экономики в целом.

Приоритетным направлением социально-экономической политики должно стать предоставление возможности  для  самостоятельного  повышения  доходов  экономически  активного  населения.

Безусловно,  необходимо  поддерживать  семьи,  находящихся  в  затруднительном  финансовом положении, в связи с наличием в них временно неработающих лиц в трудоспособном возрасте. В то  же  время  проводимая  политика  не  должна  порождать  социальное  иждивенчество, – необходимо  создание  условий, позволяющих  её участникам  впоследствии перейти из категории получателей социальной помощи в категорию налогоплательщиков. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М., 2007.
  2. Бардовский В. П. Экономика / В. П. Бардовский, О. В.Рудакова, Е. М. Самородова. М.: ИД Форум, Инфра – М, 2011. – 672 с.
  3. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2008.
  4. Гальперин В.В. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа. 2004. Т. 1. - 624 с. Т. 2 - 776 с.
  5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.
  6. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г - 400 с.
  7. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
  8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688с.
  9. Остапенко Ю.М. Сущность уровня жизни и факторы его определяющие. Экономика труда. М. ИНФРА-М: Государственный университет управления, 2007. 272 с.
  10. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Выш. шк., 2005. - 408 с.
  11. Под ред. Лобачевой Е. Н. Экономическая теория: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. — 516 с.
  12. Самородова Л.Л. Экономика: уч. пособие для студентов всех направлений и специальностей / Л. Л. Самородова, К. А. Сулименко, А. В. Федорова. – Электрон. дан. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011. – 308 с.
  13. Социальная статистика: Учебник под ред. чл.-кор. И.И. Елисеевой. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003.-480 с.
  14. Хисамутдинов И.А.. Основы экономики и теории рынка: учебник – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Магистр, 2010. – 686 с.
  15. Чернова Т.В. Экономическая статистика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.
  16. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: учебник для вузов. В 2 т. Т. 1. / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 816 с.
  17. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. / Науч. ред. В.В. Ильяшенко, А.Ю. Коковихин. - Екатеринбург, 2008.
  18. Вестник Приднестровского республиканского банка №5 (168), 2013г., с.18-26.
  19. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №9. С.23 - 27.
  20. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, № 9.2007.С. 20-28
  21. Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2009. - №5.
  22. Уровень жизни населения – как он понимается сегодня. Жеребин В.М., Ермакова Я.А. // Вопросы статистики. 2000. №8.
  23. Официальный сайт Приднестровского республиканского банка http://cbpmr.net/
  24. Официальный сайт Верховного Совета ПМР http://www.vspmr.org/
  25. Официальный сайт Госслужбы статистики МЭР ПМР http://www.mepmr.org/gosudarstvennaya-statistika

Информация о работе Формирование и распределение доходов в обществе