Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.
Используя прогрессивное налогообложение , государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов.
Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.
Под социальным партнерством понимается согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.
Глава 2. Общая оценка уровня жизни населения
По мере развития макроэкономики последовательно возрастает материальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснить содержание этой категории.
Уровень жизни - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.
Уровень жизни (благосостояние) населения - сложное социально - экономическое понятие. Знания об уровне жизни всего дает анализ условий (потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности. Важнейшие среди них (первая группа потребностей) - питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физические элементы уровня жизни. Вторую группу потребностей образуют духовные условия жизни и, наконец, - третью - социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной деятельности. Все три группы потребностей являются не только естественными, но и исторически сложившимися условиями жизни.
Совокупность компонентов уровня жизни охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения:
Чтобы получить всю совокупность характеристик по уровню жизни, исследуются все статистические совокупности: население в целом; отдельные социальные и профессиональные группы; домохозяйства с различным доходом.
На уровень жизни воздействуют множество факторов:
Рис. 2.1.1. Факторы, определяющие уровень жизни
Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения качества и уровня жизни в стране.6
Уровень жизни – комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. Уровень жизни измеряется с помощью индикаторов, обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели.
К основным социально-экономическим индикаторам уровня жизни населения относятся: объем реального ВВП на душу населения; денежные доходы и расходы населения; реальная заработная плата; потребление основных продуктов питания на душу населения; естественный прирост населения и средняя продолжительность жизни; доля расходов бюджета на развитие социальной сферы; использование свободного времени. Реже можно встретить: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – гораздо более широкое понятие, чем валовой национальный доход, он учитывает, помимо экономических показателей, ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования; индекс Биг-Мака: цены на Биг-Мак в различных странах. 7
Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.
Социально-экономические индикаторы выражаются через средние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности. Расчет социально-экономических индикаторов производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.
Ниже приводятся основные определения исходных показателей, используемых в расчетах социально-экономических индикаторов.
Располагаемый доход домашних хозяйств – определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов (кроме социальных трансфертов в натуре), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережения. 8
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств – включает расход на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств – включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и различных видов вспомоществования.
Денежные доходы населения – включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.
Денежные расходы и сбережения населения – включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Публикация социально-экономических индикаторов уровня жизни населения производится в соответствии с нижеследующим перечнем:
– среднедушевые денежные доходы – исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.
– реальные располагаемые денежные доходы – определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
– среднемесячная начисленная заработная плата работающих в отраслях экономики определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.
– средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.
– покупательная способность денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.
– распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
– распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через проценты общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 20-ти (10-ти) процентных групп населения.
– коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различаются: коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов) и децильный коэффициент дифференциации (отношение уровней доходов, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов)
– коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.
– величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.
– численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом суммирования числа лиц, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.
– дефицит дохода определяется на основе данных о численности и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума и исчисляется как суммарное значение дохода, необходимое для его повышения до величины прожиточного минимума.
2.3 Пути повышения уровня жизни населения
Главными направлениями работы в социальной сфере должны быть:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- реализация приоритетного
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Информация о работе Формирование и распределение доходов в обществе