Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть её специфику в различных отраслях промышленности Российской Федерации.
Главные задачи :
Рассмотреть теоретические вопросы к данной теме
Выявить основную проблему отраслевые аспекты безработицы и политики занятости в современных условиях
Проработать пути решения выявленных проблем
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Понятие и сущность безработицы…………………………………………..….....3
Методы борьбы с безработицей…………………………………………………...8
Политика занятости…………………………………………………………….….11
Инфляция и безработица ………………………………………………………...16
2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1Характеристика ключевых отраслей промышленности РФ……………………..18
2.2 Занятость и безработица в Российской Федерации ……......................................21
2.3 Безработицы в отраслях промышленности РФ …………………………………27
2.4 Государственная программа снижения безработицы……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ……..........37
Положительные:
Экономические последствия безработицы:
Отрицательные:
Положительные:
1.2 Методы борьбы с безработицей
Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.
Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).
Среди
аргументов монетаристов по поводу несостоятельности
кейнсианской политики ставился акцент
на непредсказуемость результатов
государственного вмешательства из-за
больших задержек в проявлении эффекта
этих мер.Монетаристские методы регулирования
занятости достаточно радикальны. Они
обвиняют рабочих в том, что последние
воздерживаются от работы и получают
компенсацию в виде пособий. Отсюда
рекомендации отменить эти пособия,
чтобы заставить людей
Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.
Многообразие
типов безработицы делает задачу
ее сокращения чрезвычайно сложной.
Поскольку единого способа
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению
структурной безработицы более
всего способствуют программы профессионального
переобучения и переквалификации. Такого
рода программы должны привести к
тому, чтобы рабочая сила наилучшим
образам соответствовала
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание
условий для роста
Реализация
программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
1.3 Политика занятости.
Занятость - это деятельность
граждан, связанная с
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости —
это совокупность мер прямого
и косвенного воздействия на социально-экономическое
развитие общества в целом и каждого
его члена в отдельности и
мероприятий, направленных на улучшение
распределения рабочей силы и
поддержание эффективной
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. [5, 56 - 57].
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной
целевой программе содействия занятости
населения Российской Федерации
на 1996-1997 годы» и Указом Президента
Российской Федерации от 23 мая 1996 года
№ 768 «О Комплексной программе мер
по созданию и сохранению рабочих
мест на 1996-2000 годы», в стране осуществлен
ряд мер, касающихся регулирования
рынка труда. Однако, как свидетельствуют
данные статистического учета по
рынку труда и состоянию
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной
политики занятости населения
Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений.[12]
Информация о работе Государственная программа снижения безработицы