Государственная программа снижения безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть её специфику в различных отраслях промышленности Российской Федерации.
Главные задачи :
Рассмотреть теоретические вопросы к данной теме
Выявить основную проблему отраслевые аспекты безработицы и политики занятости в современных условиях
Проработать пути решения выявленных проблем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Понятие и сущность безработицы…………………………………………..….....3
Методы борьбы с безработицей…………………………………………………...8
Политика занятости…………………………………………………………….….11
Инфляция и безработица ………………………………………………………...16

2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1Характеристика ключевых отраслей промышленности РФ……………………..18
2.2 Занятость и безработица в Российской Федерации ……......................................21
2.3 Безработицы в отраслях промышленности РФ …………………………………27
2.4 Государственная программа снижения безработицы……………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ……..........37

Файлы: 1 файл

Kursovoy_GOTOVOE(1).docx

— 259.54 Кб (Скачать файл)

Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении  политики занятости участвуют негосударственные  органы и организации. К таковым  следует отнести Российскую трехстороннюю  комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе (создана в 1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.

Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах  Российской Федерации, на отдельных  территориях и составляют систему  социального партнерства.

Важным составным направлением обеспечения занятости населения  является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий. Кроме государственных  органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости  и защиты интересов работников принимают  активное участие представители  профессиональных союзов. Среди основных задач профсоюзных органов в  сфере труда и занятости следует  отметить разработку и реализацию конкретных мер по разъяснению и осуществлению  прав работников в этой области, проведение профсоюзного контроля за занятостью и соблюдение законодательства в  области занятости.

В процессе дальнейшего совершенствования  системы государственного регулирования  занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости  как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующие  стимулы и санкции.

Всестороннее изучение и  умелое применение опыта борьбы с  безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет  способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма  государственного регулирования занятости  населения Российской Федерации. [1, 113-117].

В апреле 1991 года на базе ранее  функционировавших бюро по трудоустройству  населения была создана Федеральная  служба занятости населения России. Организационная структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни — федеральный, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

В августе 1996 года Федеральная  служба занятости России вошла в  состав Министерства труда и социального  развития Российской Федерации. К основным функциям службы занятости населения  Российской Федерации можно отнести  следующие:

  • изучение и анализ состояния, а также прогноз развития занятости населения, информирование его о положении на рынке труда;
  • разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
  • помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе работников;
  • организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения, а также оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам семей;
  • участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по регулированию занятости населения на соответствующих уровнях;
  • осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Все услуги, связанные с  содействием занятости граждан, предоставляются органами системы  службы занятости бесплатно. [1, 125].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Инфляция и безработица

Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения. [8]

              Сравнение конкретных данных об изменении инфляции и безработицы приводило многих исследователей к убеждению, что между двумя этими явлениями существует взаимосвязь. Наглядное представление о соотношении нормы безработицы и уровня инфляции дает так называемая кривая Филипса английский экономист А. У. Филлипс в конце 50-х гг. обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы. (см. график 1).Анализируя данные о величине безработицы и зарплаты за более чем 100-летний период, он установил, что норма безработицы и зарплата имеют стойкую обратную связь. Филлипс пришел к выводу, что существует низкий уровень безработицы, равный 6—7 %, при котором уровень заработной платы стабилен. Когда безработица падает ниже этого значения, то уровень заработной платы повышается, причем темпы прироста зарплаты увеличиваются по мере приближения безработицы к своему минимальному значению. И наоборот, в условиях массовой безработицы уровень заработной платы уменьшается.

В дальнейшем кривая Филлипса была модернизирована путем замены ставки заработной платы на темпы  роста цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для  разработки экономической политики.

            Кривая Филлипса показывает обратную взаимозависимость между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных.

Рассмотрим возможности  кривой Филлипса для анализа экономической  политики, направленной на управление совокупным спросом. В любой данный момент времени, ожидаемый темп инфляции и шоковые изменения предложения  находятся вне зоны прямого государственного контроля. Тем не менее, правительство, используя меры кредитно-денежной и  бюджетно-налоговой политики, может  стимулировать совокупный спрос  с целью снижения безработицы  и увеличения инфляции или же оно  может сдерживать рост совокупного  спроса, увеличивая безработицу и  снижая инфляцию.

 

 

(График1)

Рис. 1 — Кривая Филипса.

На рисунке 1 наглядно представлена альтернатива выбора между инфляцией и безработицей, выраженная кривой Филлипса. Можно манипулировать совокупным спросом для выбора определенной комбинации показателей безработицы и инфляции на этой кривой, получившей название кривой Филлипса для краткосрочного периода. [8]

 

2.ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

2.1 Характеристика  ключевых отраслей промышленности  РФ

           Важная роль в экономике России принадлежит отраслям производственной сферы, в которой занято население (65% от общей численности занятого населения) почти вдвое больше, чем в непроизводственной сфере (35%). В составе производственной сферы преобладают отрасли, непосредственно создающие материальный продукт, - промышленность и строительство (занято 32% населения), сельское и лесное хозяйство (14%). Суммарно в этих отраслях в России занято 46% населения. Остальные отрасли производственной сферы - транспорт и связь (8%), а также торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки (11%). [16]

           Ведущее звено хозяйственного комплекса России - промышленность, играет решающую роль в развитии экономики (на ее долю приходится более половины производства валового внутреннего продукта, 24% всех занятых в экономике), техническом вооружении и перевооружении отраслей хозяйства, территориальной организации производительных сил страны .

           Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем и на внешнем рынках. В российском экспорте низка доля продукции обрабатывающих отраслей, слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке, нет целенаправленных и эффективных механизмов импортозамещения.

           Структура российской промышленности утяжелена, недостаточна доля производства продукции конечного потребления, доминируют топливно-сырьевые сектора, добывающая промышленность. [16]

           Отсутствуют государственно-правовые и экономические механизмы поддержки экспорта, решения региональных проблем, сопутствующих промышленным социальных проблем.

Если говорить об инвестирование отраслей, то рост инвестиций в последние годы приходился на металлургическую промышленность, где основной фонд составляют предприятия, построенные более 40 лет назад и не соответствующие современным экологическим и технологическим требованиям. Российский бизнес начал программы масштабной модернизации предприятий, часть из которых успешно завершена, часть только начата с учетом полученного опыта. Программы нуждаются в завершении, так как модернизация позволит существенно снизить нагрузку на окружающую среду, поднять производительность труда. Кроме того, правительство в своей долгосрочной программе развития России всегда делало ставку на инновационную составляющую российской экономики как альтернативу сырьевой. В этой связи поддержка металлургии имеет особое значение.

Существуют компании, представляющие собой целый отраслевой сектор, и развитие этих компаний означает развитие отдельной отрасли российской промышленности, сохранение ее лидирующих позиций в мире. Приостановка или закрытие начатых проектов строительства подчас означает остановку всей деятельности в регионе. Так, строительство одного завода дает заказы десяткам подрядных организаций, тысячи рабочих мест, привлекает инфраструктурные проекты, обеспечивает новые налоговые отчисления. Рецессия в экономикообразующих отраслях означает рецессию экономики России в целом. [15].

Наметившаяся  в концу 90-х гг. стабилизация экономики России благоприятствует росту внутреннего потребления газа в России, а также постепенному возобновлению роста газодобычи. В этих условиях РАО «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. В качестве регулируемых покупателей при этом выступают региональные газораспределительные компании и крупные конечные потребители газа, непосредственно присоединенные к магистральным газопроводам. Нынешняя относительная устойчивость газового сектора экономики объясняется прежде всего тем, что сохранение «Газпрома» как единой структуры остановило распад хозяйственных связей, характерный для промышленности постсоветского периода. На поддержание эффективности деятельности РАО «Газпром», безусловно, оказывают влияние как высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрацией. Для РАО «Газпром» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает в среднем 20%, а доля добычи газа в РФ - 91%. [14]

Если говорить о  пищевой  и перерабатывающей промышленности страны (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая), то она в наше время по-прежнему представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Промышленность насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства и объединяет более 22 тысяч предприятий различных  форм собственности и мощности (их количество за последние 10 лет возросло в несколько раз) общей численностью работающих около 1,4 млн человек. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем промышленном производстве России составляет около 15 %.

Намечается улучшение ситуации с занятостью в Российском АВТОПРОМе.  Например продажи ОАО «АвтоВАЗ» в 2011 году составили 446 тыс. автомобилей, заявил глава компании Игорь Комаров. К 26 апреля завод реализовал 43,7 тыс., всего в апреле планирует продать около 50 тыс. автомобилей. Как сообщалось, АвтоВАЗ на 6,6% увеличил производственный план на май – до 45,9 тыс. штук. По словам Комарова, в мае доля продаж по программе утилизации превысит 50% от общего объема машин, отправленных дилерам в рамках реализации программы (против 30% на данный момент). Численность работников АвтоВАЗа до 2013 года несколько вырастет за счет необходимости реализации проекта бюджетного автомобиля. Число рабочих к концу первого квартала составит около 72 тыс. человек. [9].

Информация о работе Государственная программа снижения безработицы