Государственная программа снижения безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть её специфику в различных отраслях промышленности Российской Федерации.
Главные задачи :
Рассмотреть теоретические вопросы к данной теме
Выявить основную проблему отраслевые аспекты безработицы и политики занятости в современных условиях
Проработать пути решения выявленных проблем

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Понятие и сущность безработицы…………………………………………..….....3
Методы борьбы с безработицей…………………………………………………...8
Политика занятости…………………………………………………………….….11
Инфляция и безработица ………………………………………………………...16

2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1Характеристика ключевых отраслей промышленности РФ……………………..18
2.2 Занятость и безработица в Российской Федерации ……......................................21
2.3 Безработицы в отраслях промышленности РФ …………………………………27
2.4 Государственная программа снижения безработицы……………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ……..........37

Файлы: 1 файл

Kursovoy_GOTOVOE(1).docx

— 259.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализируя вклад отдельных  отраслей (оптовая и розничная  торговля, обрабатывающее производство, транспорт и связь), можно отметить, что здесь наблюдаются тенденции  перехода людей с рынков труда  производственной сферы на рынки  труда непроизводственной сферы. Хотелось бы отметить, что за период 2008-2011 гг.  наибольшее число занятых было в  следующих видах экономической  деятельности:

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых  изделий и предметов личного  пользования, гостиницы и рестораны (17,3%);

Обрабатывающие производства (16,8%);Транспорт  и связь (9,4). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.4 Государственная программа снижения безработицы

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании  с макроэкономической стабилизацией  и ростом производительности труда.

Многие недостатки прежних  государственных программ в области  занятости и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением  Правительства Российской федерации  от 06.05.2003 г. за №568-р. [2]

В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х  гг. ушедшего века, учитываются все  наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке  труда  определяется повышение эффективности  занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К  ним можно отнести: обеспечение  социальных гарантий безработным и  слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области  политики занятости и рынка труда  между  уровнями власти; свободное  перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование  привлечения  и использования  иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно –  определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а  также необходимых для этого  бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции  Правительство РФ в качестве  специального направления своей  деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование  социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в  этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий  вступления  страны в ВТО; налоговое  стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных  программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения  занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка  малого предпринимательства как  для создания рабочих мест, в том  числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных  образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального  партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено  высвобождение работников и др. [11]

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда. Здесь предусмотрены территориальные  программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости  на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных  учебных заведений силами отдельных  хозяйственных организаций; говорится  о необходимости разработки специальных  программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив  по поддержанию занятости.

Проблема  регулирования  трудовой миграции также выделена в  отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих  мест, прежде всего, российским гражданам  и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в  социальной защите, на первое  место  выдвинута задача  точного учета  безработных по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также  разработка специальных программ  трудоустройства  наименее  защищенных групп граждан.

В области оптимизации  служб занятости поставлена задача  развития системы информационного  обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция  представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими  документами Правительства Российской Федерации.

Как отметили в пресс-службе министерства экономики и регионального  развития края, снижению безработицы  способствовала активная реализация антикризисных  мер на рынке труда. В Красноярском крае продолжает действовать "Программа  снижения напряжённости на рынке  труда". Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе. Реализация в 2011 году.

 

 

В рамках программы выделено несколько  направлений:

  • Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников.
  • Опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда
  • Профессиональное обучение женщин, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет
  • Организация общественных работ, временного трудоустройства работников,находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
  • Трудоустройство на стажировку выпускников образовательных учреждений
  • Адресная поддержка граждан при переезде в другую местность для трудоустройства
  • Соединение самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных
  • Оснащение рабочих мест для трудоустройства инвалидов
  • Содействие трудоустройству многодетных родителей, имеющих детей инвалидов   (см. рис 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 — Реализация мероприятий Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2011 году

 

 

 

 

 

 

 

 

  

               

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наихудшая ситуация с точки зрения безработицы в наименее конкурентоспособных и наиболее трудоемких отраслях – машиностроении, металлургии и угольной промышленности, там везде остановки производства, бессрочные отпуска, грозящие сокращением 30-50% кадровой численности. Понятно, что официальная статистика по безработице в разы отличается от реальной картины, и в экспертном сообществе спорят, умножать эти данные на 3 или на 10.

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании  с макроэкономической стабилизацией  и ростом производительности труда. Многие недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р. Ключевой задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости,

Для решения задач в  этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий  вступления  страны в ВТО; налоговое  стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных  программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения  занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка  малого предпринимательства как  для создания рабочих мест, в том  числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных  образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального  партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено  высвобождение работников и др.

В целом данная Концепция  представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими  документами Правительства Российской Федерации. По данным Росстата, уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда — МОТ) в январе 2010 года в Красноярском крае был самым низким в СФО – 8,5 % от численности экономически активного населения, что значительно ниже среднего по Сибирскому федеральному округу (10,6 %).

Анализирую  прошедший 2011 год, можно сказать  о существенном изменение уровня безработицы. 

  Красноярский край вносит значительный вклад в экономику СФО. Удельный вес Красноярского края в суммарном объёме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг СФО по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по итогам 2011 года составил 23,9 процента, в суммарном объёме производства сельскохозяйственной продукции – 14,6%. Также Красноярским краем было введено 14,6% общей площади жилых домов, сданных в эксплуатацию в СФО за 2011 год. По итогам года Красноярский край внес 17,5% в суммарный оборот розничной торговли округа, 16,8% – в объём платных услуг, оказанных населению.

В 2011 году индекс промышленного производства в Красноярском крае составил 101,2% (11 место среди регионов СФО). Самый  высокий индекс промышленного производства в 2011 году по отношению к 2010 году наблюдался в Республиках Бурятия (112,9%) и  Хакасия (109,5%).Наибольшим объёмом введенного в 2011 году жилья характеризуются  Новосибирская (1480,7 м2 общей площади жилых домов) и Кемеровская (1082,6 м2) области, а также Красноярский край (1049,9 м2); наименьшим – Республика Тыва (52,4 м2).

Оборот  розничной торговли в Красноярском крае в 2011 году по отношению к 2010 году вырос на 7,6%. Наибольший прирост  оборота розничной торговли отмечен  в Омской области (15,5%), Республике Хакасия  и Алтайском крае (13,0% в каждом из регионов).

 В 2011 году населению Красноярского края было оказано платных услуг на 3,7% больше, чем в предыдущем году (по индексу физического объёма платных услуг населению край занял 8 место в округе). Наибольший прирост объёма платных услуг продемонстрировала Кемеровская область (11,4%); наихудший показатель зарегистрирован в Республике Хакасия (0,4%).

По  итогам 2011 года Красноярский край занял  первое место среди регионов СФО  по величине среднедушевых денежных доходов населения (19833,1 рубля) и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (25828,4 рубля); второе место – по среднему размеру назначенных месячных пенсий (8887,2 рубля), уступив Томской области (с показателем 9051,6 рубля). [3]

 В 2011 году самый высокий рост потребительских цен на все товары и услуги был зафиксирован в Забайкальском крае (109,6%). В Красноярском крае в 2011 году индекс потребительских цен на все товары и услуги сложился на уровне 107,5% (наименьший показатель среди регионов СФО).

По  результатам выборочных обследований населения по проблемам занятости  в среднем за четвёртый квартал 2011 года в Красноярском крае зарегистрирован  самый низкий уровень безработицы  – 6,3%. Наиболее негативная ситуация на рынке труда сложилась в Республике Тыва, где уровень безработицы  составил 21,2%.

 "Программа снижения напряжённости на рынке труда" действует и достаточно эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.  Збышко Б. Г., Рофе  А. И., Стрейко В. Т. Экономика  труда: Учебник для вузов/ под  ред. проф. А. И. Рофе. – М.: Издательство  «МИК», 2008. – 248 с.

2.  Концепции действий  на рынке труда на 2010 г.[Текст] // Российская газета. – 2009. - №89. – с.7.

3.  Курс экономической  теории. [Текст] / под ред. М. Н.  Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2008

4.  Экономика [Текст]: учебник/под  ред. Л.С Булатова. – М.: Экономистъ 2008-440с   

5.  Экономика и социология  труда. [Текст]: учебник для вузов  / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов,  М.Е. Сорокина – М.: ЮНИТИ, 2009. –  407 с.

6. Учебник/под.ред. А.Г.Грязновой  и Н.Н.Думной  -- Макроэкономика: теория  и российская практика  С.128-137

7. О.В. Ахундова, А.Г. Коровкин,,И.Б. Королев, Ю.А. Подорванова Безработица на Российском рынке труда,  2009. С 505-525

Информация о работе Государственная программа снижения безработицы