Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой работы дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть её специфику в различных отраслях промышленности Российской Федерации.
Главные задачи :
Рассмотреть теоретические вопросы к данной теме
Выявить основную проблему отраслевые аспекты безработицы и политики занятости в современных условиях
Проработать пути решения выявленных проблем
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Понятие и сущность безработицы…………………………………………..….....3
Методы борьбы с безработицей…………………………………………………...8
Политика занятости…………………………………………………………….….11
Инфляция и безработица ………………………………………………………...16
2. ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1Характеристика ключевых отраслей промышленности РФ……………………..18
2.2 Занятость и безработица в Российской Федерации ……......................................21
2.3 Безработицы в отраслях промышленности РФ …………………………………27
2.4 Государственная программа снижения безработицы……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ……..........37
Анализируя вклад отдельных
отраслей (оптовая и розничная
торговля, обрабатывающее производство,
транспорт и связь), можно отметить,
что здесь наблюдаются
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны (17,3%);
Обрабатывающие производства (16,8%);Транспорт и связь (9,4).
2.4 Государственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р. [2]
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой задачей на рынке
труда определяется повышение эффективности
занятости, и для ее решения обозначен
ряд приоритетных направлений. К
ним можно отнести: обеспечение
социальных гарантий безработным и
слабоконкурентным группам
Намечается разработка прогноза
потребности в рабочих и
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в
этом направлении предусмотрен широкий,
но довольно целенаправленный спектр
мер, таких как: экспертная оценка последствий
вступления страны в ВТО; налоговое
стимулирование новых рабочих мест
в «перспективных отраслях экономики»;
разработка и реализация специальных
программ повышения производительности
труда; анализ возможностей повышения
занятости в «проблемных
Концепция предполагает комплекс
мер по развитию региональных рынков
труда. Здесь предусмотрены
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации
служб занятости поставлена задача
развития системы информационного
обеспечения органов службы занятости,
обеспечения доступной
В целом данная Концепция
представляет собой шаг вперед
по сравнению с аналогичными предыдущими
документами Правительства
Как отметили в пресс-службе министерства экономики и регионального развития края, снижению безработицы способствовала активная реализация антикризисных мер на рынке труда. В Красноярском крае продолжает действовать "Программа снижения напряжённости на рынке труда". Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе. Реализация в 2011 году.
В рамках программы выделено несколько направлений:
Рис. 2 — Реализация мероприятий Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Красноярского края в 2011 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наихудшая ситуация с точки зрения безработицы в наименее конкурентоспособных и наиболее трудоемких отраслях – машиностроении, металлургии и угольной промышленности, там везде остановки производства, бессрочные отпуска, грозящие сокращением 30-50% кадровой численности. Понятно, что официальная статистика по безработице в разы отличается от реальной картины, и в экспертном сообществе спорят, умножать эти данные на 3 или на 10.
Очевидно, что важнейшими
приоритетами в борьбе с безработицей
в России являются переход к активной
политике занятости в сочетании
с макроэкономической стабилизацией
и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных
программ в области занятости
и рынка труда были учтены
в последней «Концепции действий
на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной
распоряжением Правительства
Для решения задач в
этом направлении предусмотрен широкий,
но довольно целенаправленный спектр
мер, таких как: экспертная оценка последствий
вступления страны в ВТО; налоговое
стимулирование новых рабочих мест
в «перспективных отраслях экономики»;
разработка и реализация специальных
программ повышения производительности
труда; анализ возможностей повышения
занятости в «проблемных
В целом данная Концепция
представляет собой шаг вперед
по сравнению с аналогичными предыдущими
документами Правительства
Анализирую прошедший 2011 год, можно сказать о существенном изменение уровня безработицы.
Красноярский край вносит значительный вклад в экономику СФО. Удельный вес Красноярского края в суммарном объёме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг СФО по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по итогам 2011 года составил 23,9 процента, в суммарном объёме производства сельскохозяйственной продукции – 14,6%. Также Красноярским краем было введено 14,6% общей площади жилых домов, сданных в эксплуатацию в СФО за 2011 год. По итогам года Красноярский край внес 17,5% в суммарный оборот розничной торговли округа, 16,8% – в объём платных услуг, оказанных населению.
В 2011 году индекс промышленного производства в Красноярском крае составил 101,2% (11 место среди регионов СФО). Самый высокий индекс промышленного производства в 2011 году по отношению к 2010 году наблюдался в Республиках Бурятия (112,9%) и Хакасия (109,5%).Наибольшим объёмом введенного в 2011 году жилья характеризуются Новосибирская (1480,7 м2 общей площади жилых домов) и Кемеровская (1082,6 м2) области, а также Красноярский край (1049,9 м2); наименьшим – Республика Тыва (52,4 м2).
Оборот розничной торговли в Красноярском крае в 2011 году по отношению к 2010 году вырос на 7,6%. Наибольший прирост оборота розничной торговли отмечен в Омской области (15,5%), Республике Хакасия и Алтайском крае (13,0% в каждом из регионов).
В 2011 году населению Красноярского края было оказано платных услуг на 3,7% больше, чем в предыдущем году (по индексу физического объёма платных услуг населению край занял 8 место в округе). Наибольший прирост объёма платных услуг продемонстрировала Кемеровская область (11,4%); наихудший показатель зарегистрирован в Республике Хакасия (0,4%).
По итогам 2011 года Красноярский край занял первое место среди регионов СФО по величине среднедушевых денежных доходов населения (19833,1 рубля) и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (25828,4 рубля); второе место – по среднему размеру назначенных месячных пенсий (8887,2 рубля), уступив Томской области (с показателем 9051,6 рубля). [3]
В 2011 году самый высокий рост потребительских цен на все товары и услуги был зафиксирован в Забайкальском крае (109,6%). В Красноярском крае в 2011 году индекс потребительских цен на все товары и услуги сложился на уровне 107,5% (наименьший показатель среди регионов СФО).
По
результатам выборочных обследований
населения по проблемам занятости
в среднем за четвёртый квартал
2011 года в Красноярском крае зарегистрирован
самый низкий уровень безработицы
– 6,3%. Наиболее негативная ситуация на
рынке труда сложилась в
"Программа снижения напряжённости на рынке труда" действует и достаточно эффективно.
Список используемой литературы
1. Збышко Б. Г., Рофе А. И., Стрейко В. Т. Экономика труда: Учебник для вузов/ под ред. проф. А. И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 2008. – 248 с.
2. Концепции действий на рынке труда на 2010 г.[Текст] // Российская газета. – 2009. - №89. – с.7.
3. Курс экономической теории. [Текст] / под ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2008
4. Экономика [Текст]: учебник/под ред. Л.С Булатова. – М.: Экономистъ 2008-440с
5. Экономика и социология труда. [Текст]: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с.
6. Учебник/под.ред. А.Г.
7. О.В. Ахундова, А.Г. Коровкин,,И.Б. Королев, Ю.А. Подорванова Безработица на Российском рынке труда, 2009. С 505-525
Информация о работе Государственная программа снижения безработицы