Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Файлы: 1 файл

гос регулирование экономики.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование  со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных  человека.

Функцию перераспределения доходов  государство выполняет через  налоговую систему. Налоговое регулирование  осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых  ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении  воздействует и введение пошлин, налоговых  сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство  может ускорять или замедлять  экономические процессы. В тоже время  взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.             

Государство осуществляет торговое и  валютное регулирование. Государственное  внешнеэкономическое регулирование  – это обширный спектр мер и  инструментов государственного воздействия  на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими  государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических  интересов страны, повышение эффективности  внешнеэкономических связей, обеспечения  экономической безопасности.        

Все инструменты тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Изменение в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения  в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень  доходов. Важно подчеркнуть, что  ни один из инструментов экономической  политики не действуют изолировано  от других.

1.3.Функции и  методы государственного регулирования                                             

экономики

Роль государства в экономике  конкретизируется в его функциях. Все функции государства в  переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера  этой связи можно выделить две  группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка.  Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется  в основном путем контроля за применением  действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное  законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и  одерживать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие  на экономику, формируя у хозяйственных  субъектов чувство неуверенности  в завтрашнем дне. Прежде чем вносить  те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный  эффект вносимых изменений с ущербом  от нарушения правовой стабильности.

Переход от плановой экономики к  рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов  населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических  противоречий и не допустить обнищания  отдельных социальных слоев, государство  вынуждено более интенсивно участвовать  в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения  доходов населения является прогрессивное  налогообложение личных доходов  и система трансфертных платежей. Причем главная роль в  уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены.  Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения  доходов также не беспредельны.  Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Известно, что рыночные механизмы  не обеспечивают рационального с  общественной точки зрения распределения  ресурсов в тех случаях, когда  речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию  корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу  относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система  специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено  на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.                                                                                                    

Свои регулирующие функции государство  выполняет посредством административных (прямых)  и экономических (косвенных) методов (приложение 4). Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу  выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными  и экономическими методами регулирования  до некоторой степени условно. Для  того чтобы задействовать любой  косвенный регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например решение об изменении налоговых  ставок, о предоставлении налоговых  льгот при продаже Центральным  банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические  регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие  субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное  косвенное воздействие на целый  ряд сопряженных экономических  процессов.

Административные методы регулирования  диаметрально противоположны природе  рынка, они блокируют действие соответствующих  рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем  производимой продукции и размеры  поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера  действия административных методов  регулирования, тем уже сфера  распространения и ниже эффективность  реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через  нее, косвенно, на производителей и  потребителей товаров и услуг.

Переход от командной экономики  к рыночной сопровождается кардинальными  изменениями в системе методов  государственного регулирования, разрушением  прежней системы административных методов и созданием новой  системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно-командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, - необходимое условие  формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования  административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического  падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и  реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях  перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики  административные методы регулирования  имеют немаловажное значение. Они  используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные  органы директивно определяют цены, объем  и ассортимент продукции или  предоставляемых услуг для так  называемых естественных монополий, устанавливают  систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации  рынка. Административное регулирование  активно используется с целью  защиты прав потребителей и охраны окружающей среды.

Важнейшей задачей государства  на переходном этапе является создание целостной системы экономических  методов регулирования. С этой целью  все страны, осуществляющие переход  к рыночной экономике, проводят радикальные  реформы кредитной и налоговой  системы.

Создается традиционная для стран  с рыночной экономикой двухуровневая  банковская система, в рамках которой  Центральный банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование  деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой  процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные  для коммерческих банков, осуществляя  операции с ценными бумагами. Центральный  банк получает возможность проводить  активную кредитно-денежную политику.


Информация о работе Государственное регулирование экономики