Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
ВВЕДЕНИЕ
В любой стране, при любой общественно-
В странах с централизованной экономикой
вмешательство государства, его
участие в управлении экономикой
проявляется гораздо
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.[1]
В современных условиях невмешательство
государства в социально-
Объективная возможность государственного
регулирования экономики
Среди экономистов нет единого мнения о том в какой форме государству стоит проводить регулирование экономики. Одни считают, что оно должно решать проблему распределения ресурсов. Другие, что функции государства должны сводится исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», то есть только ограничить власть «диктаторов» на рынке.
Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования рыночной и смешанной экономики.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЕГО ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1.1.Роль государства в регулировании экономики
Общепризнанно, что современная
рыночная экономика не может существовать
без государственной
Однако рыночный механизм не в состоянии
разрешить всех проблем экономического
роста. Уже в период свободной
конкуренции значительная часть
производительных сил перерастает
рамки классической частной собственности,
и государство вынуждено брать
на себя содержание больших структур экономики:
железной дороги, почты, телеграфа и т.
п. Усиление государственной интеграции
на основе разделения труда приводит к
перерастанию общих экономических процессов
за национальные границы, формированию
новых социально-экономических проблем,
связанных с обороной, наукой, экологией.
Появляется острая необходимость вмешательства
государства в механизм принятия регулируемых
решений. Примером служит развивающийся
в 1929-1933 годах кризис капиталистической
экономики, ознаменовавший
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Объективная возможность государственного
регулирования экономики
Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках государства».Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то такая экономика является смешанной, то есть одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая – в руках частных владельцев.
Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например: войны. В США в 1929-1940 годы доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13%, а затем стремительно выросла во время второй мировой войны до 45%. Однако с начала 50-х эта доля колебалась на уровне 15-30%.
Заметим: в США в отличие от
других промышленных развитых стран -размер
государственного сектора невелик.
В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании,
ФРГ он значительно больше и достигает
40-50%. Главными причинами роста
Вмешательство государства в экономику
вызвано стремлением
В 70-80-х годах прошлого столетия
наблюдался как бы обратный процесс:
усилился интерес к рыночному
механизму. Причиной явилось снижение
эффективности государственного сектора,
но это не значит, что происходит
полное свертывание государственного
вмешательства. Государство всегда
будет иметь свою долю в рыночной
экономики. Все преуспевающие
1.2.Основные цели
и инструментарий
Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели: полная занятость, нулевая инфляция. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты.
Важнейшая проблема, на которой остановился
Тинберген – соответствие между
количеством целей и
Определение множества целей называют целевой функцией. Здесь нужно учесть, что чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной политики при достижении многих целей. По отношению друг к другу цели экономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример – контроль над темпами инфляции и безработицы – кривая Филлипса (приложение 2).
Взаимодополняемые цели экономической политики сочетается друг с другом. Такими целями являются – рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются очень редко. Например: снижение безработицы до определенного уровня может не влиять на темпы инфляции.
По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.
Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:
объем государственных расходов; темп изменения реальной заработной платы; уровень занятости; индикатор распределения доходов; размер инвестиций; совокупный спрос; уровень производства; сальдо денежного баланса.
Позже, в 70-е годы прошлого столетия экономисты уже рассматривали 4 цели: полная занятость; стабильность цен; отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса; устойчивый уровень экономического развития.
В 80-90 годы прошлого столетия многие правители стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость; борьба с инфляцией.
Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия. Для стран с развивающимися рынками стратегическим направлением государственной политики является борьба с высокой хронической инфляцией.
При проведении макроэкономической политики
важно помнить, что государство
и рынок – великие завоевания
цивилизации. Рынок не может нормально
функционировать без
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.
Цели государственного регулирования,
находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны
по значению и масштабам воздействия.
В дереве целей государственного
регулирования экономики можно
выделить цели генеральные и конкретные.
Среди генеральных
Для решения многочисленных задач,
стоящих перед государством в
сфере экономики, в распоряжении
государства имеется широкий
Фискальная политика – важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.
Не менее важной является денежная
политика. Денежно-кредитная политика
состоит в воздействии
Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).