Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Файлы: 1 файл

гос регулирование экономики.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляется гораздо  значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизованного  распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством  законодательных ограничений, налоговой  системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление  государственных социальных и экономических  программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности  на средства производства – частной, акционерной, коллективной, включая  право собственности на землю. Право  собственности обеспечивает относительную  независимость собственников от государства и его органов  управления.

Государственное регулирование экономики  в условиях рыночного хозяйства  представляет собой систему типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.[1]

В современных условиях невмешательство  государства в социально-экономические  процессы немыслимо. Уже давно споры  идут не о необходимости государственного регулирования, а о формах и интенсивности. Поэтому государственное регулирование и государственная экономическая политика идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость  превращения этой возможности в  действительность заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государство. В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста,  регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Среди экономистов нет единого  мнения о том в какой форме  государству стоит проводить  регулирование экономики. Одни считают, что оно должно решать проблему распределения  ресурсов. Другие, что функции государства  должны сводится исключительно к  поддержанию правил «рыночной игры», то есть  только ограничить власть «диктаторов» на рынке.

Чтобы разобраться, кто же из них  прав, необходимо, рассмотреть  вопрос о роли государственного регулирования рыночной и смешанной экономики.

1.      ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЕГО ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1.1.Роль государства  в регулировании экономики

Общепризнанно, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной  хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории А.Смит, Д.Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, то есть без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако рыночный механизм не в состоянии  разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать  на себя содержание больших  структур экономики: железной дороги, почты, телеграфа и т. п. Усиление государственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, экологией. Появляется острая необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Примером служит развивающийся в 1929-1933 годах кризис капиталистической экономики,  ознаменовавший  конец «эры» свободного предпринимательства. Он  показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Необходимость государственного регулирования  рыночной экономики теоретически обосновал  английский экономист Дж.М.Кейнс  в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила практическое применение в экономике  США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной  деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической  политики почти всех развитых капиталистических  стран.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, с которыми и  призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Экономическая роль государства в  той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках государства».Если государство  распоряжается 10-15% национального дохода, то такая экономика является смешанной, то есть одна часть национального  дохода сосредоточена в руках  государства, а другая – в руках  частных владельцев.

Доля национального дохода, которой  распоряжается государство, может  колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например: войны. В США  в 1929-1940 годы доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13%, а  затем стремительно выросла во время  второй мировой войны до 45%. Однако с начала 50-х эта доля колебалась  на уровне 15-30%.

Заметим: в США в отличие от других промышленных развитых стран -размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, ФРГ он значительно больше и достигает 40-50%. Главными причинами роста государственного сектора являются: рост расходов на оборону и военно-космические  исследования; рост народонаселения; решение  проблем окружающей среды; решение  социальных проблем: безработицы, медицинской  помощи, продовольственного кризиса, жилищного  обеспечения, нищеты.

Вмешательство государства в экономику  вызвано стремлением правительства  смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

В 70-80-х годах прошлого столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному  механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора, но это не значит, что происходит полное свертывание государственного вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономики. Все преуспевающие экономические  системы в мире действуют по схеме (приложение 1).

1.2.Основные цели  и инструментарий государственного  регулирования        

Для того чтобы выбрать верную экономическую  политику, государственные деятели  должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят  добиться, и, во-вторых, какими инструментами  они для этого располагают. 

Впервые комплексный анализ экономической  политики государства был проведен в 1952году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория  экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные  органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного  благосостояния. На их основе определяются целевые показатели: полная занятость, нулевая инфляция. Во-вторых, правительство  оценивает, какими политическими инструментами  оно располагает. В-третьих, государственные  деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает  воедино цели и инструменты.

Важнейшая проблема, на которой остановился  Тинберген – соответствие между  количеством целей и количеством  инструментов при проведении экономической  политики. Допустим, что целей всего  две: увеличение занятости и борьба с инфляцией, и инструментов тоже два – налогово-бюджетная и  кредитно-денежная политика. Тинберген  сделал вывод, что политики могут  достичь обеих целей тогда, когда  количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называют целевой функцией. Здесь нужно  учесть, что чем больше целей, тем  труднее одновременно их достичь. Поэтому  правительству необходимо четко  представлять себе очередность государственной  политики при достижении многих целей. По отношению друг к другу цели экономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых  целей одновременно. Типичный пример – контроль над темпами инфляции и безработицы – кривая Филлипса (приложение 2).

Взаимодополняемые цели экономической  политики сочетается друг с другом. Такими целями являются – рост национального  дохода и рост занятости. Нейтральные  цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются очень редко. Например: снижение безработицы до определенного уровня может не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах  происходит сокращение размерности  целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую  функцию  следует ввести 8 элементов:

объем государственных расходов; темп изменения реальной заработной платы; уровень занятости; индикатор  распределения доходов; размер инвестиций; совокупный спрос; уровень производства; сальдо денежного баланса.

Позже, в 70-е годы прошлого столетия  экономисты уже рассматривали 4 цели: полная занятость; стабильность цен; отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса; устойчивый уровень экономического развития.

В 80-90 годы прошлого столетия многие правители  стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость; борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что  лучше избрать один аспект регулирования  и на нем сосредоточить основные усилия. Для стран с развивающимися рынками стратегическим направлением государственной политики является борьба с высокой хронической  инфляцией.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что государство  и рынок – великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально  функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего  «правила игры» в рыночном хозяйстве. Рынок и государство – две  могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга  в ходе экономического  развития. [2]

Государственное регулирование экономики  ставит своей целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и  свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической  свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование  направлено  также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения  ее загрязнения, гибели природы.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно  выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетными  являются достижение экономической  и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости  увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования  предопределяется наличием сильной  законодательной, исполнительной и  судебной властью.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в  сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов (приложение 3). К важнейшим из них относится: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

Фискальная политика – важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами  и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий  экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского  процента и влиять на них через  учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые  центральным банком. Предоставлять  льготные займы, выпускать облигации  и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические  процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.          

Как инструмент борьбы с инфляцией  используют политику регулирования  доходов («замораживание» цен и  зарплаты).

Информация о работе Государственное регулирование экономики