Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.
Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.
Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.
Большое значение в поддержании
внутреннего порядка и
Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.
При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.
Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.
Значительная часть
1.2 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита
Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета – часть
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.[13]
Сущностными признаками доходов бюджета
являются безвозмездность и
Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:
1. Социально-экономическому.
2. Порядку и условиям зачисления.
3. Юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:
По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:
Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.
Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.
Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.
В случае временной недостаточности
собственных средств для
По юридическим формам доходы подразделяются на:
Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством.
Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.
По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.
Текущие доходы – все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.
Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы, и обязательные платежи.
Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.
Социальные отчисления – обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Неналоговые доходы и обязательные
платежи – платежи и иные поступления,
классифицируемые по характеру их поступления
в бюджет и включающие возмездные
операции от прямого предоставления
государством разных видов услуг
и продажи товаров, а также
некоторые безвозмездные
Капитальные доходы – невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.
Капитальные доходы делятся на две
группы: налоговые и неналоговые
доходы и обязательные платежи. Капитальные
налоговые доходы – налоги на капитальные
активы (имущество), взимаемые нерегулярно
и со значительными временными интервалами.
Капитальные неналоговые доходы
– доходы, включающие реализацию нефинансовых
активов (произведенных и
Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.
Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:
Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.
К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:
Чаще всего дефицит отражает
кризисные явления в экономике,
ухудшение показателей
Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.
Источниками финансирования дефицита
государственного бюджета могут
быть как внутренние, так и внешние
источники. К внутренним источникам
относятся государственные
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:
Какова бы не была мощь фискальной
политики, не одна она влияет на величину
дефицита госбюджета. Величина дефицита
связана с циклическим
Когда уровень дефицита безработицы госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт |
|
Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет: пособий по безработице, дотаций на питание, дотаций социальной сфере, дотаций здравоохранению. |
|
Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет: подоходного налога с физических лиц, отчислений с фонда заработной платы, отчислений с оборота. |
Когда уровень дефицита инфляции госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт |
|
Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет: индексации минимальной зарплаты и пенсии, увеличение процентной ставки. |
|
Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет: налогов с юридических и физических лиц |
Рисунок 1.3.1 – Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции
Источник: [16]
Можно сделать следующие выводы:
Таким образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010 – 20011ГГ
В соответствии с Законом РБ от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год», республиканский бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей.[6]
В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам утвержден в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.[7]
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства