Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 127.76 Кб (Скачать файл)

Расходы на оборону страны связаны  с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать  новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты  на финансирование органов государственной  власти и управления, отдельных категорий  государственных служащих.

Большое значение в поддержании  внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы  бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной  безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в  различных сферах государственной  деятельности.

При формировании рыночных отношений  происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев  населения. Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия  по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий, в том  числе по безработице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Значительная часть государственных  расходов на социально-культурные мероприятия  финансируется из целевых бюджетных  и внебюджетных социальных фондов.

 

1.2 Источники финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита

 

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.

Доходы государственного бюджета  выражают экономические отношения  предприятий, организаций и граждан  с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают  денежные средства, поступающие в  безвозвратном и безвозмездном  порядке в распоряжение органов  государственной власти.[13]

Сущностными признаками доходов бюджета  являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального  дохода государства. Состав и структура  доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой  государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

  • доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;
  • доходы от граждан;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

  • закрепленные;
  • регулирующие;
  • собственные;
  • заемные.

Закрепленные доходы – это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы – это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности  собственных средств для финансирования запланированных расходов могут  привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

По юридическим формам доходы подразделяются на:

  • налоговые;
  • неналоговые.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством.

Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации  Республики Беларусь доходы бюджета  подразделяются на текущие, капитальные  и безвозмездные поступления.

Текущие доходы – все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия  и содержанию подразделяются на три  группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы, и обязательные платежи.

Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления – обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Неналоговые доходы и обязательные платежи – платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления  в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг  и продажи товаров, а также  некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы – невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся на две  группы: налоговые и неналоговые  доходы и обязательные платежи. Капитальные  налоговые доходы – налоги на капитальные  активы (имущество), взимаемые нерегулярно  и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы – доходы, включающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).

Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

  • сбалансированность доходов и расходов бюджета;
  • превышение доходов над расходами (профицит бюджета);
  • превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

  • рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);
  • экономический кризис.[14]

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности, нарушение экономических  связей, неэффективность налоговой  системы и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

Размер бюджетного дефицита и источники  его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий  год.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут  быть как внутренние, так и внешние  источники. К внутренним источникам относятся государственные займы  посредством выпуска государственных  ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся  государственные займы в иностранной  валюте, кредиты правительств иностранных  государств, банков, международных  организаций.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует  его несбалансированность. Он возникает  в результате следующих объективных  и субъективных причин:

  • низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;
  • ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;
  • нерациональной структуры бюджетных расходов;
  • высокого уровня расходов непроизводительного характера;
  • инфляции;
  • неустойчивости денежного обращения;
  • неустойчивости системы расчетов;
  • нерациональной налоговой политики;
  • непродуманной инвестиционно-кредитной политики;
  • сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;
  • снижения жизненного уровня населения.[14]

Какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением  макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов. На рисунке 1.3.1 приведены  данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.

 

 

 

 

 

 

Когда уровень дефицита безработицы  госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт

Государственные расходы автоматически  увеличиваются за счет:

пособий по безработице,

дотаций на питание, дотаций  социальной сфере,

дотаций здравоохранению.

Государственные налоговые доходы автоматически  уменьшаются за счет:

подоходного налога с физических лиц, отчислений с фонда заработной платы, отчислений с оборота.

         

Когда уровень дефицита инфляции госбюджета увеличивается (уменьшается) на 1 процентный пункт

Правительственные расходы автоматически  увеличиваются за счет:

индексации минимальной  зарплаты и пенсии,

увеличение процентной ставки.

Правительственные доходы автоматически  увеличиваются за счет:

налогов с юридических  и физических лиц


Рисунок 1.3.1 – Изменения в бюджете  за счет увеличения безработицы и  инфляции

Источник: [16]

Можно сделать следующие выводы:

  • ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;
  • реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Таким образом, необходим постоянный анализ экономической  ситуации в республике с целью  выявления стадии экономического цикла  и проведения соответствующей продуманной  и взвешенной фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010 – 20011ГГ

 

В соответствии с Законом РБ от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год», республиканский бюджет на 2010 год по расходам утвержден в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей.[6]

В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам утвержден в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.[7]

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства