Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 127.76 Кб (Скачать файл)

Таким образом, действующая сегодня  в республике налоговая система  требует серьезных изменений, и  прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых  налогов и сборов и отработки  механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним  опытом мировая практика налогообложения.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов  стоит очень остро. Одним из основных направлений увеличения доходов  бюджета должно стать использование  выгодного географического положения  республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Вопросы управления бюджетным дефицитом  актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер  включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует  дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Мировая практика показывает, что  предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует  ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета.[14]

В 2011 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2010 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.

Для покрытия дефицита государство  прибегает к заимствованиям, как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Национальный долг, с одной  стороны, является пассивом для государства  и активом держателей ценных бумаг  государственного заимствования. Таким  образом, стоимость в результате государственных заимствований  не теряется.

Для сокращения бюджетного дефицита существуют два главных направления:

1. Увеличение доходов бюджета,  которое может происходить за  счет выявления новых источников  поступлений или расширения действующей  базы доходов. При этом не  следует увеличивать налоговое  бремя.

2. Уменьшение объема расходов, которое  должно происходить с учетом  целесообразности, значимости отдельных  затрат и выбранных приоритетов  в развитии экономики.

Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь должно осуществляться по специально разработанной программе, которая предусматривает следующие  мероприятия:

– повышение эффективности общественного  воспроизводства, которое будет  способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника доходов  бюджета;

– развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, а также разгосударствление и  приватизация собственности;

– оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета  в целом;

– совершенствование планирования и рост системы платных услуг  в непроизводственной сфере;

– обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного  бюджетного финансирования;

– реформирование бюджетного процесса в целом;

– развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит финансировать  расходы государства без увеличения денежной массы в обороте [14, с.157].

Для улучшения структуры государственных  расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Подводя итог, можно заметить, что, казалось бы, может быть проще – сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и все проблемы будут решены. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружение и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных государственных программ. Таким образом, решение существующих проблем может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

Принимаемый бюджет, в его расходной  части, является результатом решения  задачи максимизации функции полезности государства при заданных бюджетных  ограничениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе по дисциплине «Макроэкономика» на тему «Государственные расходы как инструмент экономической политики государства», финансы представлены как многогранная объективная экономическая категория, без которой не могут эффективно функционировать современные системы хозяйствования.

В данной курсовой работе подробно исследованы государственные расходы государства за последние два года, а именно были освещены:

  • теоретические аспекты организации расходной части государственного бюджета;
  • проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за последние два года;
  • определены основные направления совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов  и расходов государства на определенный период времени.

Бюджет – основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета власть может сосредоточивать  финансы на решающих участках социального  и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

Бюджетные отношения зарождаются  задолго до непосредственного перераспределения  стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием  финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления  чистого дохода в целом и той  его части, которая принимает  форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения  реализуются в последующем при  перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный  фонд для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Расходы государственного бюджета  – экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций.

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета  выражают экономические отношения  предприятий, организаций и граждан  с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет  определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для  оценки финансового состояния страны.

Основные  задачи в области бюджетных расходов:

  • сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Предложения по совершенствованию организации  расходов государственного бюджета  в Республике Беларусь:

  • Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.
  • Действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.
  • Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики.
  • В качестве альтернативы внешнему заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита привлекать в страну иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.
  • Однако привлечение в страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций; экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и т.п.
  • Финансовому оздоровлению будет способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения.
  • Для улучшения структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления.

Таким образом, решение существующих проблем в области расходов республиканского бюджета может быть найдено только при совместном объединении усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической ситуации в республике).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 года. : одобр. Советом Респ. 4 октября 2010 года.: текст по состоянию на февраль 2010 г.

  1. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
  2. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лотохиной.- Мн.: Тесей, 2003.-320 с.
  3. Макроэкономика: Учебн. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой.- Мн.: Новое знание, 2002.- 244 с.
  4. Мультан Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2005. – 235 с.
  5. О бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г. № 73-З.
  6. О бюджете Республики Беларусь на 2011 год: Закон Республики Беларусь, 15 октября 2010 г. № 176-З.
  7. О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
  8. Республика Беларусь. Статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2011.
  9. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 234 с.
  10. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. 289 с.
  11. Тарасевич О. Функциональная классификация расходов бюджета. Особенности новой редакции // Финансы, учет, аудит. 2006. № 1.
  12. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351 с.
  13. Тетерина Л.М. Государственный бюджет: Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
  14. Хотько, А.В. Новые рубежи бюджета столицы Республики Беларусь / А.В. Хотько // Финансы и кредит. – 2008.
  15. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Л.Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: «Книжный дом», «Мисанта», 2005. – 345 с.
  16. Швецов Ю.Г. О новом подходе к бюджетному регулированию / Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова // Финансы. – 2008.

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства