Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 127.76 Кб (Скачать файл)

Источник: [6,7]

Темп  роста основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 годы отражен на рисунке 2.3.1.

 

 

Рисунок 2.3.1 – Темп роста основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2010 – 2011 годы.

Источник: [6,7]

Темп  роста кредитов международных организаций  за исследуемый период составил 487,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда  как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.

Результаты  анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 20011 годы приведены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг

 

Источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Структура (%)

Изменение структуры (%) + / -

2010г.(в сопоставимых ценах)

2011г.

20010г. (в сопоставимых. ценах)

20011г.

1

2

3

4

5

6

Общее финансирование

2474700000

2800000000

100,00

100,00

0,00

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1754761325

2437753375

70,91

87,06

+16,15

Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц

0

0

0,00

0,00

0

Прочие источники внутр. финансирования

-15095896

-9793125

-0,61

-0,35

+0,26

Источники от операций с принадлежащим  государству имуществом

1452265661

1412288200

58,68

50,44

-8,25

Изменение остатков средств бюджета

317591560

1035258300

12,83

36,97

+24,14

Внешнее финансирование, в т.ч.

719938675

362246625

29,09

12,94

-16,15

Кредиты международных финансовых организаций

18008679

87745500

0,73

3,13

+2,41

Кредиты иностранных государств и  иных иностранных кредиторов

701929996

274501125

28,36

9,80

-18,56


Источник: [6,7]

Для наглядности  изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 20011 годы представлены на рисунке 2.3.2.

 

Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2010 – 20011 годы

Источник: [6,7]

Итак, в 2011 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

- внутреннего  финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2010 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

- внешнего  финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2010 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает  определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6].

В 2011 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2010 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.

 

 

ГЛАВА 3

НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2010 году, в 2011 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2010 – 2011 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики в 2011 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры. Однако в 2011 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

По сравнению с 2011 годом основная доля расходов национальной экономики в 2012 году запланирована на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, средств, предусмотренных на финансирование охраны окружающей среды и дорожного хозяйства), научную, научно-техническую и инновационную деятельность. В 2012 году в отличие от 2011 года увеличивается удельный вес расходов на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности.

Политика государственных расходов, как составной части бюджетной  политики, формируется под воздействием следующих критериев:

1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;

2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;

3. Финансирование целевых государственных программ;

4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области  управления государственными расходами.

Целями бюджетной политики в  реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и  поддержание инфраструктуры в необходимом  для эффективного осуществления  государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений  научных исследований, отвечающих требованиям  современной экономики.[5]

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2011 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Структура бюджетных расходов и  доля отдельных статей в государственном  бюджете экономически развитых стран  в условиях нормальной хозяйственной  конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим  образом:

  1. Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%.
  2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.
  3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.
  4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.
  5. Платежи по государственному долгу – 7-8%.

Доля основных статей в государственном  бюджете Республики Беларусь за 2010 – 2011 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.

Поэтому, для оптимизации расходной  части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что расходы  на социальное обеспечение, образование  и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные ресурсы  во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры  бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области  занятости.

Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета  на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий  по безработице, а на инвестиции в  инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения  квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной  и профессиональной мобильности  рабочей силы.

Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов  на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов  и направлений расходования бюджетных  ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения  эффективности государственных  расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить приоритетность в выборе  направлений и объектов финансирования  за счет средств государственного  бюджета.

2. В целях обеспечения отраслям  экономики равного доступа к  бюджетным ресурсам упразднить  целевые бюджетные фонды в  составе бюджета.

3. Обеспечить реструктуризацию  доходов бюджета на отрасли  хозяйства на базе инвентаризации  собственных доходов отраслей. Усилить  роль собственных источников  в обеспечении текущей деятельности  предприятий и организаций.

4. Для создания условий формирования  собственных доходов ускорить  поэтапное увеличение цен и  тарифов на услуги, оказываемые  предприятиями жилищного, коммунального,  транспортного хозяйства и др.

5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы  направлять в виде адресных  субсидий потребителям услуг  соответствующих отраслей – населению  и предприятиям.

6. Разработать механизм перевода  убыточных отраслей на хозяйственный  расчет и самофинансирование. Это  в первую очередь имеет отношение  к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.

7. Снизить бюджетное финансирование  отраслей хозяйства за счет  сокращения государственного сектора  экономики в результате приватизации  объектов государственной собственности.

8. Повысить уровень планирования  расходов бюджета на основе  их собственности, исключения  из состава расходов любых  затрат, непосредственно не связанных  со стабилизацией экономики и  созданием условий для ее развития.

В области бюджетной политики большое  значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию  дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность  решения данной проблемы состоит  в том, что налоговые источники  на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению  эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной  продукции.

Для того чтобы увеличить поступления  в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства