Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.
Источник: [6,7]
Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 годы отражен на рисунке 2.3.1.
Рисунок 2.3.1 – Темп роста основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2010 – 2011 годы.
Источник: [6,7]
Темп
роста кредитов международных организаций
за исследуемый период составил 487,2
%. Однако в общем финансировании
бюджетного дефицита темп роста внешнего
финансирования снизился на 50 %, тогда
как темп роста внутреннего
Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 20011 годы приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг
Источники финансирования бюджетного дефицита |
Сумма (тыс. руб.) |
Структура (%) |
Изменение структуры (%) + / - | ||
2010г.(в сопоставимых ценах) |
2011г. |
20010г. (в сопоставимых. ценах) |
20011г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее финансирование |
2474700000 |
2800000000 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Внутреннее финансирование, в т.ч. |
1754761325 |
2437753375 |
70,91 |
87,06 |
+16,15 |
Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0 |
Прочие источники внутр. финансирования |
-15095896 |
-9793125 |
-0,61 |
-0,35 |
+0,26 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
1452265661 |
1412288200 |
58,68 |
50,44 |
-8,25 |
Изменение остатков средств бюджета |
317591560 |
1035258300 |
12,83 |
36,97 |
+24,14 |
Внешнее финансирование, в т.ч. |
719938675 |
362246625 |
29,09 |
12,94 |
-16,15 |
Кредиты международных финансовых организаций |
18008679 |
87745500 |
0,73 |
3,13 |
+2,41 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
701929996 |
274501125 |
28,36 |
9,80 |
-18,56 |
Источник: [6,7]
Для наглядности
изменения в структуре
Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2010 – 20011 годы
Источник: [6,7]
Итак, в 2011 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2010 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.
- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2010 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6].
В 2011 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2010 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.
ГЛАВА 3
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2010 году, в 2011 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2010 – 2011 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики в 2011 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры. Однако в 2011 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.
По сравнению с 2011 годом основная доля расходов национальной экономики в 2012 году запланирована на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, средств, предусмотренных на финансирование охраны окружающей среды и дорожного хозяйства), научную, научно-техническую и инновационную деятельность. В 2012 году в отличие от 2011 года увеличивается удельный вес расходов на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности.
Политика государственных
1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
3. Финансирование целевых государственных программ;
4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.
Целями бюджетной политики в
реальном секторе экономики являются
развитие конкурентных основ деятельности
в отраслях экономики, сокращение и
поддержание инфраструктуры в необходимом
для эффективного осуществления
государственных функций
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2011 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Структура бюджетных расходов и
доля отдельных статей в государственном
бюджете экономически развитых стран
в условиях нормальной хозяйственной
конъюнктуры и военно-
Доля основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2010 – 2011 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.
Поэтому, для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.
Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.
Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.
Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Стратегические направления
1. Усилить приоритетность в
2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета.
3. Обеспечить реструктуризацию
доходов бюджета на отрасли
хозяйства на базе
4. Для создания условий
5. Высвободившиеся бюджетные
6. Разработать механизм перевода
убыточных отраслей на
7. Снизить бюджетное
8. Повысить уровень планирования
расходов бюджета на основе
их собственности, исключения
из состава расходов любых
затрат, непосредственно не связанных
со стабилизацией экономики и
созданием условий для ее
В области бюджетной политики большое
значение имеет работа по увеличению
государственных доходов и
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства