Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 127.76 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

        

На современном этапе государственный  бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных  финансов. Материальной основой доходов  государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть  финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его  отдельных регионов. Назначение доходов  – финансировать предусмотренные  в бюджете расходы.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, ее главное звено –  государственный бюджет.

С актуальностью темы курсовой работы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как здоровье или болезненность государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который, так или иначе, касается каждого, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться. Это закон о бюджете – главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше или хуже в ближайшем будущем.

Актуальность работы заключается  в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Объектом исследования являются расходы государственного бюджета.

Предметом исследования выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года.

Цель работы – проанализировать использование финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Для достижения названной цели предусматривается  решение следующих задач:

  • изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета.
  • ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок использования финансовых ресурсов бюджета страны.
  • проведение анализа состава, структуры и динамики доходной и расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
  • проведение анализа состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита за 2010 – 2011 гг.
  • предложение рекомендаций по совершенствованию механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

В первой главе работы представлены понятие и экономическая сущность государственного бюджета, освещены теоретические  аспекты организации расходной  части государственного бюджета, определены основные направления их использования, рассмотрены возможные источники  финансирования расходов государственного бюджета и бюджетного дефицита.

Во второй главе приводится анализ состава, структуры, динамики расходной  части республиканского бюджета, а  также источников финансирования республиканского бюджета за последние два года.

В третьей главе предложены основные направления совершенствования механизма использования финансовых ресурсов государственного бюджета Республики Беларусь, представлено обоснование необходимости и целесообразности применения предлагаемых рекомендаций на практике.

 

 

ГЛАВА 1   

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Сущность государственных  расходов и направления их использования

 

Расходы государственного бюджета  – экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет  установить экономическую природу  и общественное назначение каждого  вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Активная роль государства  в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно  обусловлено рядом факторов:

– природой и функциями  государства,

– уровнем социально-экономического развития страны,

– разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,

– формами предоставления бюджетных средств,

– административно-территориальным  делением государства и т.д.

Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

1. По их влиянию на  процесс расширенного воспроизводства  выделяют текущие и капитальные  расходы бюджета.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:

– закупка товаров и  оплата услуг (заработная плата рабочих, служащих, начисления на заработную плату, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, услуг связи, оплата коммунальных услуг, и другие);

– выплата процентов (по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу);

– субсидии и текущие трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.).

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:

– приобретение оборудования и предметов  длительного пользования;

– капитальное строительство (жилищное строительство, строительство производственных строений, объектов социально-культурного  и бытового назначения и др.);

– капитальный ремонт;

– создание государственных запасов  и резервов;

– приобретение земли и нематериальных активов;

– капитальные трансферты;

– другие расходы.

2. По предметному признаку выделяются  следующие группы расходов:

– финансирование народного хозяйства;

– финансирование социально-культурных мероприятий;

– финансирование науки;

– финансирование обороны;

– содержание правоохранительных органов  и органов государственной власти и управления;

– расходы по внешнеэкономической  деятельности;

– создание резервных фондов;

– расходы по обслуживанию государственного долга;

– прочие расходы и выплаты.

Дополнительно к указанным группам  расходов могут выделяться затраты  на выполнение приоритетных общегосударственных  программ.

Каждая из названных групп делится  по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные  ресурсы.

По целевому признаку бюджетные  расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:

– заработная плата;

– начисления на заработную плату;

– трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению  в соответствии с законодательством);

– продукты питания;

– медикаменты и перевязочные средства;

– проценты по государственному долгу;

– погашение государственного долга.

К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.

3. По территориальному признаку  выделяют:

– расходы республиканского бюджета;

– расходы местных бюджетов.

4. По субъектам финансирования  выделяют:

a) расходы на финансирование  юридических лиц. Они в свою  очередь делятся по отраслям, по ведомственному признаку, по  формам собственности, по видам  деятельности, по типам предприятий,  по методам хозяйствования;

б) расходы для физических лиц:

– прямые – расходы, которые непосредственно  перечисляются гражданам. Их группируют по слоям населения, по социальной принадлежности, по формам передачи.

– косвенные – финансирование происходит через датирование товаров  первой необходимости.

Классификация расходов бюджета регулируется Законом РБ от 05.05.1998 № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (в ред. Закона РБ от 29.12.2006 № 189-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетной классификации»):

  • Функциональная классификация – группировка расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Состоит из четырех уровней: первым уровнем являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства; вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов. Четвертый уровень образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.
  • Ведомственная классификация – группировка расходов бюджета по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Экономическая классификация – группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.
  • Программная классификация – группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.
  • Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.[7]

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства