Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.
Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.
По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2011 год по сравнению с 2010 годом составил 153,2%.
Умножив все показатели доходной и
расходной части
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011гг
Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2011 года и расходами 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2011 года к расходам 2010 года, умноженное на 100.
Для наглядности представлен график абсолютного прироста основных направлений республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. в виде диаграммы на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Источник: [9]
Расходы республиканского бюджета в 2011 году запланированы в размере 39, 6 трлн. рублей, что на 1,38 трлн. рублей или на 3,5 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 237,2 %. В 2011 году увеличилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 1483 млн. руб. по сравнению с 2010 годом.
Исходя из расчетных данных Приложения, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.
Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. отражены на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2010 – 2011 гг.
Источник: [9]
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2010 году, в 2011 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2010 - 2011 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2011 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2011 году на 1,12 %.
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2011 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2010 - 2011гг.
2.2 Анализ динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2010 – 20011 гг.
Основные направления доходов бюджета |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост доходов 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста доходов 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.) | ||
2010г. |
2011г. |
2010г. (в сопоставимых ценах) | |||
Налоговые доходы |
24661049032 |
34811056387 |
27866985406 |
6944070981 |
124,9 |
Налоги на доходы и прибыль |
2572196062 |
3990620964 |
2906581550 |
1084039414 |
137,3 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
13354028675 |
16213083794 |
15090052403 |
1123031391 |
107,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
6972953860 |
12285581039 |
7879437862 |
4406143177 |
155,9 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1761870435 |
2321770590 |
1990913592 |
330856998 |
116,6 |
Взносы на государственное социальное страхование |
11902309702 |
16820482500 |
13449609963 |
3370872537 |
125,1 |
Неналоговые доходы |
1588815117 |
3267723538 |
1795361082 |
1472362456 |
182,0 |
Окончание таблицы 2.2.1 | |||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
1143322264 |
2743448289 |
1291954158 |
1451494131 |
212,3 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
243542011 |
348992257 |
275202472 |
73789785 |
126,8 |
Штрафы, удержания |
62595626 |
43721777 |
70733057 |
-27011280 |
61,8 |
Возмещение потерь, вреда |
29572120 |
22442939 |
33416496 |
-10973557 |
67,2 |
Прочие неналоговые доходы |
109783096 |
109118276 |
124054898 |
-14936622 |
88,0 |
ВСЕГО |
38152173851 |
54899262425 |
43111956452 |
11787305973 |
127,3 |
Источник: [9]
При темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.
Результаты анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 – Анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг
Направления доходов бюджета |
Сумма (тыс. руб.) |
Структура (%) |
Изменение структуры (%) + / - | ||
2010г. (в сопоставимых ценах) |
2011г. |
2010г. (в сопоставимых. ценах) |
2011г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налоговые доходы |
27866985406 |
34811056387 |
64,64 |
63,41 |
-1,23 |
Налоги на доходы и прибыль |
2906581550 |
3990620964 |
6,74 |
7,27 |
+0,53 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
15090052403 |
16213083794 |
35,00 |
29,53 |
-5,47 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7879437862 |
12285581039 |
18,28 |
22,38 |
+4,10 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
1990913592 |
2321770590 |
4,62 |
4,23 |
-0,39 |
Взносы на государственное социальное страхование |
13449609963 |
16820482500 |
31,20 |
30,64 |
-0,56 |
Неналоговые доходы |
1795361082 |
3267723538 |
4,16 |
5,95 |
+1,79 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
1291954158 |
2743448289 |
3,00 |
5,00 |
+2,00 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
275202472 |
348992257 |
0,64 |
0,64 |
0,00 |
Штрафы, удержания |
70733057 |
43721777 |
0,16 |
0,08 |
-0,08 |
Возмещение потерь, вреда |
33416496 |
22442939 |
0,08 |
0,04 |
-0,04 |
Прочие неналоговые доходы |
124054898 |
109118276 |
0,29 |
0,20 |
-0,09 |
ВСЕГО |
43111956452 |
54899262425 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Источник: [9]
Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. отражены на рисунке 2.2.1.
Рисунок
2.2.1 – динамика структуры основных
направлений доходов
Источник: [9]
Анализируя
структуру доходов
Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2010 году до 29,53 % в 2011 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.
Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2011 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.
Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2010 году до 16,9 % в 2011 году к общей величине государственных доходов.
Сопоставление доходов государственного
бюджета с его расходами
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011гг
Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2011 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – Анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг
Основные источники |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост в 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста 2011г. к 2010г.(в сопост. ценах) (%.) | ||
2010г. |
2011г. |
2010г. (в сопоставимых ценах) | |||
Общее финансирование |
2190000000 |
2800000000 |
2474700000 |
325300000 |
113,1 |
Внутреннее финансирование, в т.ч. |
1552886128 |
2437753375 |
1754761325 |
682992050 |
138,9 |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
Прочие источники внутреннего финансирования |
-13359200 |
-9793125 |
-15095896 |
5302771 |
64,9 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
1285190850 |
1412288200 |
1452265661 |
-39977460 |
97,2 |
Изменение остатков средств бюджета |
281054478 |
1035258300 |
317591560 |
717666740 |
326,0 |
Внешнее финансирование, в т.ч. |
637113872 |
362246625 |
719938675 |
-357692050 |
50,3 |
Кредиты международных финансовых организаций |
15936884 |
87745500 |
18008679 |
69736821 |
487,2 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
621176988 |
274501125 |
701929996 |
-427428871 |
39,1 |
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства