Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 127.76 Кб (Скачать файл)

Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.

По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа  Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2011 год по сравнению с 2010 годом составил 153,2%.

Умножив все показатели доходной и  расходной части республиканского бюджета за 2010 год на 153,2%, получают показатели 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году.

 

2.1 Анализ динамики состава и структуры расходной части республиканского бюджета за 2010 – 2011гг

 

Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2011 года и расходами 2010 года в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2011 года к расходам 2010 года, умноженное на 100.

Для наглядности представлен график абсолютного прироста основных направлений  республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. в виде диаграммы на рисунке 2.1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост  основных направлений республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

Источник: [9]

Расходы республиканского бюджета в 2011 году запланированы в размере 39, 6 трлн. рублей, что на 1,38 трлн. рублей или на 3,5 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 237,2 %. В 2011 году увеличилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 1483 млн. руб. по сравнению с 2010 годом.

Исходя из расчетных данных Приложения, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).

Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части  государственного бюджета.

Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. отражены на рисунке 2.1.2.         

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1.2 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2010 – 2011 гг.

Источник: [9]

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2010 году, в 2011 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2010 - 2011 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2011 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Рост доли расходов национальной экономики  в государственном бюджете в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что  основная доля общегосударственных  расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2011 году на 1,12 %.

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2011 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и  уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной  части изучением динамики состава  и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2010 - 2011гг.

 

2.2 Анализ динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг.

 

Доходная часть бюджета  РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в  основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи  обеспечивают государственную казну  стабильными поступлениями, создают  единые условия хозяйствования для  разных субъектов, возможности прогнозирования  развития их деятельности. Доходная часть  отличается множеством налогов и  характеризуется высокой долей  косвенных налогов, которые в  условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Результаты  анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета  отражены в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2010 – 20011 гг.

 

Основные направления  доходов бюджета

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост доходов 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста доходов 2011г. к 2010г. (в сопост. ценах) (%.)

2010г.

2011г.

2010г.

(в сопоставимых ценах)

Налоговые доходы

24661049032

34811056387

27866985406

6944070981

124,9

Налоги на доходы и прибыль

2572196062

3990620964

2906581550

1084039414

137,3

Налоги на товары (работы, услуги)

13354028675

16213083794

15090052403

1123031391

107,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

6972953860

12285581039

7879437862

4406143177

155,9

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1761870435

2321770590

1990913592

330856998

116,6

Взносы на государственное социальное страхование

 

11902309702

 

16820482500

 

13449609963

 

3370872537

 

125,1

Неналоговые доходы

1588815117

3267723538

1795361082

1472362456

182,0

Окончание таблицы 2.2.1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности

1143322264

2743448289

1291954158

1451494131

212,3

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

243542011

348992257

275202472

73789785

126,8

Штрафы, удержания

62595626

43721777

70733057

-27011280

61,8

Возмещение потерь, вреда

29572120

22442939

33416496

-10973557

67,2

Прочие неналоговые доходы

109783096

109118276

124054898

-14936622

88,0

ВСЕГО

38152173851

54899262425

43111956452

11787305973

127,3


Источник: [9]

При темпе  роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых  доходов составил 124,9 %, темп роста  налоговых доходов – 124,9 %, темп роста  взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.

Результаты  анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета  отражены в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2 – Анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг

 

Направления доходов бюджета

Сумма (тыс. руб.)

Структура (%)

Изменение структуры (%) + / -

2010г. (в сопоставимых ценах)

2011г.

2010г. (в сопоставимых. ценах)

2011г.

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы

27866985406

34811056387

64,64

63,41

-1,23

Налоги на доходы и прибыль

2906581550

3990620964

6,74

7,27

+0,53

Налоги на товары (работы, услуги)

15090052403

16213083794

35,00

29,53

-5,47

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7879437862

12285581039

18,28

22,38

+4,10

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1990913592

2321770590

4,62

4,23

-0,39

Взносы на государственное социальное страхование

13449609963

16820482500

31,20

30,64

-0,56

Неналоговые доходы

1795361082

3267723538

4,16

5,95

+1,79

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности

1291954158

2743448289

3,00

5,00

+2,00

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

275202472

348992257

0,64

0,64

0,00

Штрафы, удержания

70733057

43721777

0,16

0,08

-0,08

Возмещение потерь, вреда

33416496

22442939

0,08

0,04

-0,04

Прочие неналоговые доходы

124054898

109118276

0,29

0,20

-0,09

ВСЕГО

43111956452

54899262425

100,00

100,00

0,00


Источник: [9]

Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг. отражены на рисунке 2.2.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного бюджета за 2010 – 2011 гг.

Источник: [9]

Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  за 2011 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.

Наблюдается существенное снижение доли налогов  на товары (работы, услуги) к общей  величине налоговых поступлений (с 35 % в 2010 году до 29,53 % в 2011 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Доля  расходов государственного бюджета  на финансирование социальной сферы в 2011 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2010 году до 16,9 % в 2011 году к общей величине государственных доходов.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет  определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для  оценки финансового состояния страны.

 

2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011гг

 

Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2011 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 – Анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2010 – 2011 гг

 

Основные источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост в 2011г. по сравнению с 2010г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста 2011г. к 2010г.(в сопост. ценах) (%.)

2010г.

2011г.

2010г. (в сопоставимых ценах)

Общее финансирование

2190000000

2800000000

2474700000

325300000

113,1

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1552886128

2437753375

1754761325

682992050

138,9

Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц

0

0

0

0

0,0

Прочие источники внутреннего  финансирования

-13359200

-9793125

-15095896

5302771

64,9

Источники от операций с принадлежащим  государству имуществом

1285190850

1412288200

1452265661

-39977460

97,2

Изменение остатков средств бюджета

281054478

1035258300

317591560

717666740

326,0

Внешнее финансирование, в т.ч.

637113872

362246625

719938675

-357692050

50,3

Кредиты международных финансовых организаций

15936884

87745500

18008679

69736821

487,2

Кредиты иностранных государств и  иных иностранных кредиторов

621176988

274501125

701929996

-427428871

39,1

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства