Государственный долг и его влияние на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его основные виды и функции;
- определить значение и роль государственного долга в экономике страны;
- выявить основные методы управления государственным долгом;
- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;
- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4
1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9
1.3. Государственное регулирование государственного долга 10
2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17
3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Гос.долг и его влияние на развитие экономики. Колегов.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
ФГ БОУ ВПО Сыктывкарский государственный университет 
Финансово-экономический факультет

Кафедра банковского дела

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

Государственный долг и его влияние на развитие экономики

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: А.В. Колегов,                                        

                                                                                                    гр. 4230б

Научный руководитель: А.Н. Куликова

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

Содержание

Содержание 2

Введение 3

1.  Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4

1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9

1.3. Государственное регулирование государственного долга 10

2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13

2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17

3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложения 31

 

 

Введение

Современный этап развития Российского государства  характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических  задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. Основой формирования и  исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые  результаты их достижения. Целевой критерий должен быть присущ и деятельности государства в сфере привлечения займов и управления государственным долгом.

В настоящих  условиях государственный долг находится  в центре экономических проблем  страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории  и проблемам, с ней связанным.

Отношения по поводу формирования, обслуживания и  погашения государственного долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления  и развитие международного сотрудничества государств. Этим объясняется актуальность исследуемой темы работы.

Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд  следующих задач:

- раскрыть  экономическую сущность государственного  долга, его основные виды и  функции;

- определить  значение и роль государственного долга в экономике страны;

- выявить  основные методы управления государственным  долгом;

- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;

- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны

Объект работы – государственный долг Российской Федерации, его структура и динамика. Предмет – влияние государственного долга на развитие экономики Российской Федерации.

Информационно-аналитической  базой данного исследования послужили  исследования отечественных авторов  по вопросам деятельности государства в сфере регулирования государственным долгом, законодательство Российской Федерации, научная и учебная литература по изучаемому вопросу, а также материалы периодической печати.

 

1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы

1.1. Сущность, виды и функции государственного  долга

Государственный долг является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория  он охватывает совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти  и  управления, с одной стороны, и  физических и юридических лиц  – с другой, при которых государство  выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта [9, с. 236].

Рассматривая государственный  долг с позиции науки финансового  права и, следовательно, как один из финансово-правовых институтов, следует  отметить, что долговая деятельность публично-правовых образований осуществляется посредством использования финансово-кредитных  инструментов (публичных займов, кредитов, ценных бумаг и др.). При этом сама публичная  долговая деятельность есть не что иное, как один из самостоятельных  видов финансовой деятельности государства  и его территориальных подразделений  наряду с такими ее видами, как налоговая, эмиссионная, инвестиционная [7, c.64].

В соответствии со ст. 103 БК РФ под государственными заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной  системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства  Российской Федерации [1].

 Несмотря на публично-правовую  природу бюджетного законодательства, государственный долг регулируется кроме прочего нормами гражданского законодательства. Этими нормами регулируются правоотношения, возникающие между Российской Федерацией и физическими или юридическими лицами, в которых стороны находятся в равном положении по отношению друг к другу, а не в отношениях власти и подчинения. Основным нормативным документом, регламентирующим такие правоотношения, является Гражданский кодекс РФ. Пункт 1 статьи 2 ГК РФ допускает возможность участия государства в гражданских правоотношениях. Порядок и формы такого участия определяются в рамках гл. 5 ГК РФ. Выделение Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельную главу подчеркивает особый статус перечисленных субъектов права, отличный от правового положения физических или юридических лиц. При применении норм Гражданского кодекса необходимо учитывать, что, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством" [2].

Первоначально понятие государственного долга Российской Федерации было закреплено в Законе РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", где он определялся как долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства России.

В настоящее время понятие  государственного долга содержится в Бюджетном кодексе РФ, где  этому институту посвящена целая  глава. Анализ трансформации понятия  государственного долга показывает, что в Бюджетном кодексе РФ законодатель не только определяет общее  понятие государственного долга, но и выделяет государственный долг Российской Федерации и государственный  долг муниципального образования [7, c.65].

В соответствии со ст. 97 БК РФ государственный долг Российской Федерации  определяется как долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Как видно из приведенного определения, круг возможных участников правоотношений, складывающихся по поводу долговых обязательств Российской Федерации, законодателем  установлен довольно широко - от субъектов  национального права до субъектов  международного права [1].

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну [7, c. 65].

Принято классифицировать государственный  долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный  долг подразделяется на капитальный  и текущий. Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов  кредиторов и валюты платежа государственный  долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами  данного государства. Внутренние займы  выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются  ценные бумаги, пользующиеся спросом  на национальном фондовом рынке. Для  дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые  льготы.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включается: 1) номинальная сумма  долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации; 2) объем основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические  интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства  Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в  иностранной валюте.

В свою очередь, в объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включается: 1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем  основного долга по кредитам, которые  получены Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации; 3) объем  обязательств по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным в  иностранной валюте. Государственный  внешний долг Российской Федерации  выражен в иностранной валюте, т.е. в денежных знаках в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся  в обращении и являющихся законным платежным средством на территории иностранного государства [5, c. 101].

Размер государственного долга Российской Федерации - нормативная  величина. Ежегодно в федеральном  бюджете утверждается его верхний  предел.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

- размещением долговых  ценных бумаг;

- получением кредитов  у специализированных финансово-кредитных  институтов.

По срокам государственный  долг делится на краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - от 1 года до 5 лет  и долгосрочный - от 5 до 30 лет, для  муниципальных образований - от 5 до 10 лет.

Помимо перечисленных  видов государственного долга законодатель определяет его структуру. В юридической  литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах [5, c. 100].

Об этом говорит название ст. 98 БК РФ "Структура государственного долга Российской Федерации, виды и  срочность долговых обязательств Российской Федерации". Государственный долг Российской Федерации складывается из долговых обязательств, которые  в соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ могут  существовать в виде обязательств по:

а) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как  заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том  числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям) международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц;

б) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

в) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

г) государственным гарантиям  Российской Федерации;

д) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации [1].

Наиболее распространенной формой (видом) формирования государственного долга Российской Федерации являются долговые обязательства, возникающие  по кредитам, привлеченным Российской Федерацией как заемщиком. В качестве источников рассматриваемого вида могут  выступать государственные, банковские и бюджетные кредиты.

Необходимость использования  кредитных отношений в бюджетном  праве обусловлена нехваткой  доходов бюджета для покрытия (финансирования) государственных (муниципальных) расходов. Этому могут способствовать различные субъективные и объективные  факторы. Привлечение кредитов позволяет  государству избегать использования  такого финансового инструмента, как  эмиссионная деятельность, которая  не лучшим образом отражается на курсе  внутренней валюты [7, c. 69].

Информация о работе Государственный долг и его влияние на развитие экономики