Государственный долг и его влияние на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его основные виды и функции;
- определить значение и роль государственного долга в экономике страны;
- выявить основные методы управления государственным долгом;
- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;
- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4
1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9
1.3. Государственное регулирование государственного долга 10
2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17
3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Гос.долг и его влияние на развитие экономики. Колегов.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Организационно в настоящее  время в стране система управления государственным долгом реализована  на базе Министерства финансов, Центрального банка и Внешэкономбанка. Последние  выступают в качестве агентов  Министерства финансов России при осуществлении  выплат по долгам, размещении и погашении  ценных бумаг и осуществлении  прочих технических операций с гocударственным долгом, при этом Центральный банк обслуживает главным образом  операции с внутренним долгом, а  Внешэкономбанк – с внешним. В  свою очередь правительство, в лице Министерства финансов России проводит различные операции с государственными долгами в рамках программ внешних  и внутренних заимствований, утверждаемых парламентом вместе с бюджетом на очередной год.

 

2. Анализ состояния  и динамика государственного  долга в Российской Федерации

Размер государственного долга в абсолютном выражении  не дает полного представления о  состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая  практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев  оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает  страна должник, т. е. размер и темпы  роста ВВП в сопоставлении  с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать  национальное производство на экспорт  в целях получения иностранной  валюты и обеспечения способности  погасить внешний долг.

Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство  вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает  объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор  может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового  навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга  принято считать превышение объемом  долга 50% объема ВВП. Подобное положение  было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

Вместе с тем в структуре  государственного долга России при  некотором снижении внешней задолженности  наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С  экономической точки зрения это  свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области  государственного долга, суть которой  заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный  долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами  государства переходит к единому  центру.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

В 2004—2008 годах, по поручению  бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

Анализ проекта федерального бюджета на 2011 – 2013 годы показал  следующее.

Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего  долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году [19].

С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы)  с 0,6 %  ВВП в 2010  году до 0,97 %  ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза,  чем в 2010 году [20].

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга  в 2013 году по сравнению с 2010 годом  увеличатся в 2,5 раза.

Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед  нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию  на 1 июля 2010 года указанный дол г  стал меньше на 5,1 млрд. долларов США  объема международных резервов Российской Федерации.

В соответствии  с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на  2011 –  2013    годы,  одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября  2010   года,  государственная политика в области государственного долга  Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг  и минимизацию стоимости государственных  заимствований, создание условий для  осуществления корпоративных заимствований [17, c.3].

Согласно законопроекту  в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности федерального бюджета  предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.

Всего за  2011 –  2013  годы предусматривается общее привлечение  средств от размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до18 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2009 –  2013 годах представлена в следующей таблице [19].

Таблица 1

 

На 1 января  2010г.

На 1 января  2011г.

На 1 января  2012г.

На 1 января  2013г.

На 1 января  2014г.

Изменение 2013 г. к 2010 г.

отчет 2009

Закон № №308- ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

млдр. Руб

%

Государственный долг Российской Федерации, млдр. Рублей

3 233,1

5 316,7

6 844,7

8 976,8

11 170,3

5 853,6

110,0

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16,0

18,0

   

в том числе:

             

Государственный внутренний долг, млдр. руб.

2 094,7

3 726,7

5 148,4

6 976,4

8 826,3

5 099,6

137,0

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

Государственный внешний долг, млдр. руб.

1 138,4

1 590,0

1 696,3

2 000,4

2 344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

 

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011   –   2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга  произойдет в основном за счет роста  государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению  с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Объем государственного долга  в  2011 году превысит показатель  2010 года на 28,7 %, в 2013 году – в 2,1 раза.

В 2011–2013 годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В  целях определения безопасных уровней  объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.

Анализ данных показателей  показал, что возросшие объемы заимствований  в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой,  бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета  (отношение  бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета)  в 2012 году - на 1,7    процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы)  на  2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, ил и на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года [19].

        Динамика  бюджетных ассигнований на обслуживание  государственного долга (процентных  расходов) в абсолютных размерах  в 2009 – 2013 годах приведена в следующей таблице [19].

Таблица 2

 

2009 г. отчет

2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.)

2011 г. Проект

2012 г. Проект

2013 г. Проект

2013 г.  к 2010 г.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга  Российской Федерации

176,2

280,3

389,9

518,4

600,7

214,3

в том числе:

           

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга

90,2

196

298,6

416,8

487,1

248,5

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего  долга

86

84,3

91,3

101,6

113,6

134,8


 

Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга  в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году вырастет по сравнению  с 2010 годом на 1 процентный пункт  и составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %.

Доля процентных расходов относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.

 Увеличение  процентных  расходов  обусловлено, прежде  всего,            увеличением планируемых для   финансирования дефицита федерального  бюджета объемов государственных  заимствований Российской Федерации  на внутреннем и внешнем рынках  и соответствующим ростом абсолютного  размера государственного долга  Российской Федерации, а также  прогнозируемым укреплением доллара  США по отношению к национальной  валюте и повышением прогнозируемых  значений плавающих процентных  ставок по обслуживанию кредитов.

 

2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации

Анализ динамики и структуры  внешнего государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6  млрд. долларов США, или на 4,9 %,  показатель,  утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро). Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в Приложении 1.

Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте  в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или  на 4,9 %, в 2013 году – в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 %  ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешни хфинансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов),  а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с  2010 годом на  4,2  процентных пункта и составит 68,7 %,  в конце 2013 года составит 65,7 %.

В 2011 –  2013   годах  предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте, что связано с увеличением  объемов предоставления указанных  государственных гарантий и их исполнением  в рамках программ государственных  гарантий Российской Федерации на  2011 – 2013 годы, в том числе в  части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на развитие экономики