Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его основные виды и функции;
- определить значение и роль государственного долга в экономике страны;
- выявить основные методы управления государственным долгом;
- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;
- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4
1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9
1.3. Государственное регулирование государственного долга 10
2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17
3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
Организационно в настоящее время в стране система управления государственным долгом реализована на базе Министерства финансов, Центрального банка и Внешэкономбанка. Последние выступают в качестве агентов Министерства финансов России при осуществлении выплат по долгам, размещении и погашении ценных бумаг и осуществлении прочих технических операций с гocударственным долгом, при этом Центральный банк обслуживает главным образом операции с внутренним долгом, а Внешэкономбанк – с внешним. В свою очередь правительство, в лице Министерства финансов России проводит различные операции с государственными долгами в рамках программ внешних и внутренних заимствований, утверждаемых парламентом вместе с бюджетом на очередной год.
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления о
состоянии экономики и
Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.
Вместе с тем в структуре
государственного долга России при
некотором снижении внешней задолженности
наблюдается рост внутренних и "новых"
внешних долговых обязательств. С
экономической точки зрения это
свидетельствует о начале реализации
стратегической концепции в области
государственного долга, суть которой
заключается в постепенном
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
В 2004—2008 годах, по поручению
бывшего в то время президентом В. В. Путина
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
Анализ проекта федерального бюджета на 2011 – 2013 годы показал следующее.
Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году [19].
С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза, чем в 2010 году [20].
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 2,5 раза.
Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный дол г стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.
В соответствии с Основными
направлениями долговой политики Российской
Федерации на 2011 – 2013
годы, одобренными Правительством
Российской Федерации 23 сентября 2010
года, государственная политика
в области государственного долга
Российской Федерации будет направлена
на обеспечение безусловного исполнения
бюджетных обязательств, развитие эффективного
рынка государственных ценных бумаг
и минимизацию стоимости
Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.
Всего за 2011 – 2013 годы
предусматривается общее
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в следующей таблице [19].
Таблица 1
На 1 января 2010г. |
На 1 января 2011г. |
На 1 января 2012г. |
На 1 января 2013г. |
На 1 января 2014г. |
Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
отчет 2009 |
Закон № №308- ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
млдр. Руб |
% | |
Государственный долг Российской Федерации, млдр. Рублей |
3 233,1 |
5 316,7 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5 853,6 |
110,0 |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16,0 |
18,0 |
||
в том числе: |
|||||||
Государственный внутренний долг, млдр. руб. |
2 094,7 |
3 726,7 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5 099,6 |
137,0 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
||
Государственный внешний долг, млдр. руб. |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до14,2 % ВВП в 2013 году.
Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.
Объем государственного долга в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году – в 2,1 раза.
В 2011–2013 годах долговая нагрузка
на федеральный бюджет возрастет. В
целях определения безопасных уровней
объемов и структуры
Анализ данных показателей показал, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, ил и на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года [19].
Динамика
бюджетных ассигнований на
Таблица 2
2009 г. отчет |
2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
2011 г. Проект |
2012 г. Проект |
2013 г. Проект |
2013 г. к 2010 г. | |
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации |
176,2 |
280,3 |
389,9 |
518,4 |
600,7 |
214,3 |
в том числе: |
||||||
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга |
90,2 |
196 |
298,6 |
416,8 |
487,1 |
248,5 |
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга |
86 |
84,3 |
91,3 |
101,6 |
113,6 |
134,8 |
Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %.
Доля процентных расходов относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.
Увеличение процентных
расходов обусловлено, прежде
всего,
увеличением планируемых для
финансирования дефицита
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации
Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро). Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в Приложении 1.
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году – в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешни хфинансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
В 2011 – 2013 годах предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.
Информация о работе Государственный долг и его влияние на развитие экономики