Государственный долг и его влияние на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его основные виды и функции;
- определить значение и роль государственного долга в экономике страны;
- выявить основные методы управления государственным долгом;
- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;
- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4
1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9
1.3. Государственное регулирование государственного долга 10
2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17
3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Гос.долг и его влияние на развитие экономики. Колегов.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы  государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года – 11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 21,1 млрд. долларов США [19].

Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте в общем  объеме внешнего долга увеличится с 21,7 % в 2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.

Предусматривается снижение в 2011 – 2013 годах доли задолженности  по кредитам правительств иностранных  государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.

В течение  2011 – 2013 годов  Правительство Российской Федерации  должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012  год), также будет завершено погашение  задолженности по ряду кредитов МФО.

В государственной долговой книге Российской Федерации и  числится задолженность перед Румынией  (межправительственное соглашение от 29 декабря  1986 года, кредит на строительство  предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года, урегулирование и  погашение которой в период 2011 – 2013 годов,  также как и в период 2010 – 2012 годов, не предусматривается.  Процентные ставки по кредитам составляют соответственно  3 %   и  4 %.  Cчитается целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям [20].

Законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга,   которые в  2011  году составят 91,3  млрд.  рублей (3 млрд. долларов США),  что на 8,3 %  больше,   чем в 2010 году,  в 2013  году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуски размещение еврооблигационных  займов Российской Федерации на международных  финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 – 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно;   EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.

Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная  стоимость которых выражена в  иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США),в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году - 106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований  (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году232,4 млн. долларов США, в 2012 году – 693,0 млн. долларов США и в 2013  году –  1 142,8  млн. долларов США. Ставки купонного  дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и6,33 % Уровень ставок определен  исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летнимказначейскимоблигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный  своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 – 2013 годах и составят 5,6     млрд.   рублей  (185,2     млн.  долларов США),        6,7  млрд.    рублей  (218,9    млн. долларов США), в  2013    году  –    6,8   млрд.    рублей  (217,9      млн.    долларов США) соответственно.  Увеличение указанных  процентных расходов связано с ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами  иностранных государств и МФО: по долларам США на  12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6  процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших  на 1 сентября 2010 года.

 

2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга Российской Федерации

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный  долг увеличится в 2,4 раза по сравнению  с 2010 годом.

Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга представлена в Приложении 2.

Наиболее значимый вклад  в увеличение государственного внутреннего  долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте  Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг  в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации  будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту,  в  2011 году составит 4 076,7 млрд.рублей,    или больше на 39 %,  чем в 2010 году. За 2011 – 2013  годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего  долга.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013  годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций  в рублях, первое размещение их возможно в  2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых  инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных  валют [20].

На внутреннем рынке государственных  ценных бумаг преобладают инструменты  со сроком погашения 3 - 5  лет,  максимум 10  лет,  выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость  выплат премий инвесторам за риск, что  будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

В  2011 – 2013 годах предусматривается  значительный рост государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  Российской Федерации.

Законопроектом  (пункт  3  статьи  15) установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации:      на  1 января  2012       года  -    1 064,8 млрд. рублей, на  1 января  2013 года  - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.

        К  концу  2013 года долг по гарантиям  составит 19 % объема государственного  внутреннего долга Российской  Федерации, или 2,7 % ВВП. 

В связи с увеличением  государственных внутренних заимствований  бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь  тенденцию к значительному росту,  в 2013  году они превысят показатель 2010  года в 2,5  раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего  долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году. Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего  долга в 2011 - 2013 годах будет приходиться  на ОФЗ – АД  иОФЗ – ПД: ОФЗ – АД в 2011  году –   43,5  млрд.  рублей,  в 2012  году –    40,4  млрд.  рублей,  в 2013  году – 42,1 млрд. рублей; ОФЗ –  ПД в 2011  году –      213,5  млн. рублей, в 2012  году – 325,8  млрд. рублей, в 2013 году –  400,5  млрд. рублей. Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011 – 2013  годах,  но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам.   Расчет процентных расходов в  2011 – 2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6 % – 8 %, долгосрочным – 8 % – 8,5 %.

 

3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны

 

Вплоть до осени 2008 года проблема дефицитного финансирования государственных  расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако масштабное падение  внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики  сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития  одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике  не только прохождение острой фазы кризиса, но и реализацию ее структурного реформирования [18, c.49].

На протяжении последних  нескольких лет на фоне понижающего  тренда объема совокупной задолженности  в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции, темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2008 гг. фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, что свидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходов с внешних на внутренние.

В 2009 г. в связи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета до 7,7% ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федерального бюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований. Однако, в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных долговых инструментов стало особенно затруднительным. Что создало реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в прошлом году, но и в течение нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 г. и среднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые на протяжении этого и следующего года планируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько лет [18, 49].

Что касается консолидированного государственного долга РФ, то по итогам 2010 г. Он составит 14,3 % ВВП, что заметно ниже, чем средний показатель для стран «большой восьмерки» и стран с аналогичным российскому уровнем кредитного рейтинга. Например, долг расширенного правительства Японии значительно превышает 200% ВВП, США – приближается к 100%, Италии – перешагнул эту отметку, Бразилии – превысил 60%, Индии –приближается к 50% ВВП [17, c.3].

На таком фоне Россия как  суверенный заемщик имеет возможность  наращивать свои заимствования. При  этом главными ограничителями этой возможности  являются не уровень долга как  таковой, а конкретные факторы: сырьевой и недиверсифицированный характер российской экономики, значительная зависимость  доходной части бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры, недостаток доверия инвесторов к качеству российских институтов –  банковской, финансовой, судебной системам, защите прав собственности.

Что касается ситуации на мировом  рынке капиталов, то определяющим было  складывающаяся в текущем году в  пользу долговых инструментов стран  развивающихся рынков, показывающих лучшую динамику среди прочих классов  активов и привлекающих инвесторов экономическим подъемом в этих странах  и укреплением национальных валют.

Что касается российского  финансового рынка, то он в первом полугодии 2010 года продолжал восстанавливаться, преодолевая последствия глобального  финансово-экономического кризиса. Наблюдавшееся  на денежном рынке снижение процентных ставок по рублевым межбанковским кредитам и операциям РЕПО, а также сокращение спроса банков на инструменты рефинансирования Банка России свидетельствуют об отсутствии у банковского сектора  серьезных проблем с ликвидностью.

Важная дилемма при определении долговой стратегии Российской Федерации заключается в том, расходовать ли в целях финансирования дефицита бюджета средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния или использовать государственные займы.

В пользу первого варианта финансирования бюджетного дефицита приводится тот аргумент, что размер Фонда национального благосостояния и Резервного фонда не является определяющим фактором для инвесторов и рейтинговых агентств, которые при оценке долговой устойчивости государства ориентируются, в первую очередь, на объемы золотовалютных резервов.

Вместе с тем,  целесообразность сохранения бюджетных фондов тем, что  они обеспечивают гарантированное  финансирование дефицита федерального бюджета в случае возникновения  кризисной ситуации на рынке долговых инструментов, а также снижают  необходимость в выпуске облигации  Банка России.

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 - 2013 годов» предусматривается использование  средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд. рублей, при этом на 70 - 80% дефицит  бюджета будет финансироваться  за счет государственных заимствований.

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на 2011-2013 годы должна быть направлена на решение следующих  задач:

- обеспечение безусловного  исполнения бюджетных обязательств;

- развитие эффективного  рынка государственных ценных  бумаг;

- минимизацию стоимости  государственных заимствований;

- создание условий для  осуществления корпоративных заимствований.

При этом долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках. Минфин России предлагает создавать благоприятные условия для российских заемщиков, формируя репрезентативную шкалу доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований, способствуя, таким образом, созданию условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на развитие экономики