Государственный долг и его влияние на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить влияние государственного долга на развитие экономики страны, а также выявить основные проблемы развития экономики страны и пути их преодоления.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность государственного долга, его основные виды и функции;
- определить значение и роль государственного долга в экономике страны;
- выявить основные методы управления государственным долгом;
- проанализировать состояние и динамику внешнего и внутреннего государственного долга в Российской Федерации;
- выявить основные тенденции развития экономики страны, влияние государственного долга на развитие экономики страны

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие государственного долга, его содержание и основные формы 4
1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны 9
1.3. Государственное регулирование государственного долга 10
2. Анализ состояния и динамика государственного долга в Российской Федерации 13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга Российской Федерации 17
3. Влияние государственного долга на развитие экономики страны 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Гос.долг и его влияние на развитие экономики. Колегов.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования  экономики. Эта функция достигается  с помощью решения двух задач: фискальной - получить финансовые средства для нужд государства;

регулирующей - использовать эти средства для стабилизации экономики  и стимулирования ее роста.

Стабилизационное воздействие  на экономику осуществляется посредством  изменения либо объема государственной  задолженности, либо ее структуры, что  позволяет влиять на основные макроэкономические показатели.

Если основные государственные  обязательства сосредоточены в  небанковском секторе, то влияние государства  на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем  займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых  государственные мероприятия будут  стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство  размещает свои займы в частном  секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений.

Если же кредитование государства  осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга  на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.

Таким образом, государственный  долг связан с государственным регулированием экономики, с необходимостью смягчения  противоречия между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджетных средств [9, c.237].

Приоритетной функцией госдолга выступает фискальная функция, которая  реализуется посредством аккумуляции  денежных средств в централизованные денежные фонды государства. На первый взгляд может показаться, что фискальная функция присуща скорее государственным  займам, чем государственному долгу  в целом. Однако получаемые государством кредитные ресурсы также частично аккумулируются в бюджет (в части  бюджетозамещающих кредитов). Кредиты, по условиям которых финансовые средства непосредственно не поступают в  бюджет (например, товарные кредиты), а  также гарантии позволяют, наоборот, направлять средства, поступившие в  бюджет из других источников, на цели государственного финансирования. Таким образом, кредиты  и гарантии также опосредованно  формируют фискальную политику.

Государственному долгу  также присуща функция учёта  и контроля. Учётная функция находит  выражение в закреплении количества привлечённых денежных средств и  уплаченных по долгам денежных средств. Контрольная функция определяет, насколько количество привлечённых и израсходованных средств соответствует  законодательно установленным параметрам, а также устанавливает законность их использования.

В бюджетном законодательстве Российской Федерации учётная функция  государственного долга проявляется  в фиксации источников поступлений, сумм основной задолженности и сумм, подлежащих выплате за пользование  денежными средствами на основе соответствующих  показателей (кодов) в бюджетной  классификации. Она представляет собой  группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением  объектам классификации группировочных кодов, а также включает классификацию  источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных  внутренних и внешних долгов и  внешних активов Российской Федерации.

 

1.2. Значение и роль государственного долга в экономике страны

 

Экономическая наука дает многостороннее представление о  государственном долге. Взаимосвязь  долга и экономики сложна и  неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия долга на экономику не существует. Взгляды  макроэкономистов на эту проблему совершено  различны. С одной стороны, имеет  место рыночный либерализм, при котором  государственный долг как инструмент государственного воздействия на экономику  рассматривается как негативный фактор. В этом случае предпочтение отдается полному отказу от финансирования расходов государства (бюджета) за счет государственного долга. Например, представители  монетаризма (М. Фридмен, И. Фишер, А. Мелцер) выступали против использования  государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных  краткосрочных и долгосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической  политики, как государственный долг. Представители так называемой стокгольмской  школы макроэкономистов (Г. Мюрдаль, Э. Линдаль и др.) предложили теорию «циклического балансирования бюджета», то есть приспособления его доходов  и расходов к экономическому циклу. С их точки зрения, дефицит бюджета, образовавшийся во время кризиса  и депрессии, должен покрываться  соответствующим бюджетным избытком во время следующего за депрессией периодом подъема. Однако, по мнению автора настоящего исследования, они недостаточно учитывают временной фактор цикличности экономики, когда возникает хронический характер дефицита бюджета на протяжении длительного периода, что создает предпосылки к необходимости заимствований [13, c.12-13].

 Основные тезисы, выработанные  в мировой практике в отношении  регулирования зависимости роста  долга от роста экономики, говорят  о том, что чем выше темпы  экономического роста и ниже  реальные процентные ставки, тем  беспроблемней использование государством  заемных средств для финансирования  своих расходов; в случае стагнирующей  экономики государство сталкивается  со значительными трудностями  при обслуживании и управлении  долгом.

Рассматривая модель, которая  увязывает размер государственного долга с размером ВВП, а прирост  государственной задолженности  — с ростом экономики, можно сделать  несколько выводов.

Определяющей величиной  в случае финансированных ставок процента (доходности государственных  облигаций) и доли задолженности  в ВВП является темп экономического роста. При положительных темпах роста ВВП обслуживание государственного долга осуществляется безболезненно. Экономический рост создает предпосылки для увеличения государственного долга. Если доходность государственных облигаций равна темпу роста ВВП, то предельное значение процентных платежей в ВВП будет соответствовать уровню вновь образующейся задолженности в ВВП. В-третьих, если уровень процентных ставок выше темпов роста ВВП или если ВВП снижается, то расходы по обслуживанию долга превышают объем новых правительственных займов. Государство в этом случае будет вынужденно использовать для обслуживания своего долга дополнительные средства из бюджета.

  Среди западных экономистов  велись и ведутся активные  дискуссии об оправданности дефицита  бюджета в определенные периоды  развития мировой экономики. Следует  сказать, что одной из причин  образования и роста государственного  долга становились именно хронические  бюджетные дефициты.

 В соответствие с  Бюджетным кодексом РФ в России  может приниматься только сбалансированный  бюджет.

 Этим российская практика  построения бюджетной системы  отличается от зарубежной, например  США, где изначально бюджет  не должен быть сбалансирован  и может приниматься с дефицитом.  При этом источники погашения  долга, так же как и доходы  по выданным кредитам, поступающие  в счет погашения долга, не  входят в состав бюджета.

Обобщенно можно сказать, что современными экономистами его происхождение определяется следующими основными факторами. Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы.

 В зависимости от  этих факторов или их совокупности  в большинстве стран используются  следующие способы финансирования  бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия  (монетизация);

2) увеличение налоговых  поступлений в бюджет, а также  доходов от приватизации, продажи  государственного имущества;

3) долговое (кредитное) финансирование [13, c. 13].

1.3. Государственное  регулирование государственного  долга

Управление государственным  долгом представляет собой непрерывный  процесс, включающий 3 этапа: привлечение  финансовых ресурсов, погашение и  обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований  и гарантий на очередной бюджетный  год, выбираются инструменты привлечения  ресурсов и повышения эффективности  их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска  и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или  предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных  расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках  источников финансовых ресурсов для  погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном  выполнении долговых обязательств.

Однако, стратегии, связанные  с управлением государственным  долгом, могут стать неадекватными  в ситуации при столкновении с  проблемами законодательного регулирования  публичных заимствований и послужить  толчком для наступления бюджетного, финансового и экономического кризиса. Развивающийся в настоящее время  мировой финансовый кризис оказывает  дополнительное негативное воздействие  на внешний и внутренний долг Российского  государства, делает уязвимой реализуемую Минфином России стратегию государственного долга, что, в свою очередь, может серьезно подорвать финансовый суверенитет.

Поэтому можно выделить еще  такой этап управления государственным  долгом как система действенного финансового контроля и аудита эффективности  за состоянием и управлением государственного долга [14, с.19].

Государственные долговые обязательства  погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований.

Методы управления государственным  долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической  эффективности и результатов  действий по управлению государственным  долгом.

Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга  с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при  минимальных издержках, связанных  с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное  сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними  и внешними экономическими и политическими  факторами. В условиях долгового  кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее  взятых обязательств по погашению и  обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных  долгов.

Управление государственным  долгом непосредственно влияет на экономический  рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику  страны в целом и в реальный сектор экономики [18, c.50].

Функции органов государственной  власти в области управления государственным  долгом распределяются следующим образом:

• Президент Российской Федерации  устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную  и среднесрочную перспективу;

• Федеральное собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной  финансовый год верхний предел государственного долга и предел государственных  внутренних и внешних заимствований;

• Правительство Российской Федерации определяет организационные  основы системы управления государственным  долгом и активами, утверждает стратегию  в области управления государственным долгом и финансовыми активами;

• Центральный банк Российской Федерации на стадии разработки и  реализации стратегии в области  управления государственным долгом согласует с Министерством финансов Российской Федерации вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной  политикой и политикой в области  управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления  внутренних и внешних заимствований;

• Министерство финансов от имени Правительства Российской Федерации осуществляет внешние  и внутренние заимствования, реализует  утверждаемую Правительством долговую стратегию, осуществляет бюджетное  планирование в части государственного долга, планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и  муниципальном уровне, а также  заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга;

• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  участвует в анализе эффективности  проектов, финансируемых за счет средств  внешних заимствований.

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно  влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области  управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и  нормального функционирования бюджетного процесса.

Информация о работе Государственный долг и его влияние на развитие экономики