Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы:
изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
причина гос. долга;
Проблема реальности измерения гос. бюджета;
анализ современного состояния на рынке государственного долга.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом.

Файлы: 1 файл

Государственный долг (Курсовая).docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

Важной является сфера  управления государственным долгом, связанная с определением условий  и выпуском новых займов. Успех  новых займов может быть обеспечен  только в том случае, если правильно  учтены положение в экономике, состояние  денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые  льготы кредиторам и многие другие факторы.

Внешние облигационные займы  на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Вывод:

Управление  государственным  долгом  —  одно  из   важных   направлений

государственной  финансовой  политики.  Оно  представляет   собой   комплекс мероприятий: обслуживание долга, т.е. погашение  основной  суммы  и  выплата процентов  кредиторам;  изменение  условий  выпущенных  займов;   мониторинг показателей  объема  и  уровня  долга,  их  сопоставление   с   показателями государственных  финансов;   взаимоотношения   с   кредиторами   по   поводу урегулирования   старых   долгов   и    предоставления    новых    кредитов; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др.

    Государственный  долг в условиях  рыночных  отношений  выступает  важным макроэкономическим  фактором,  оказывающим   значительное   воздействие   на состояние   национальной   экономики.   С   другой   стороны,   сам    рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации  внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.

    В управлении  государственным долгом важно  соблюдать  сбалансированность бюджетной и долговой политики государства,  т.е.  не  допускать  чрезмерного роста дефицитного финансирования  и  гарантировать  нормальное  обслуживание сложившейся задолженности.

    Научиться правильно  управлять государственным долгом  — одна из  главных задач  современной  России.  Выполнение  этой  задачи  станет   предпосылкой постепенному  перехода  к  экономическому  росту.  Государство   не   должно вовлекать  все  свободные  денежные  ресурсы  общества  в  сферу  бюджетного перераспределения,  соответственно  доходность  государственных   займов   и государственных ценных бумаг не  должна  превышать  эффективности  реального сектора  и   других   секторов   финансового   рынка.   Реструктуризация   и упорядочение  государственного  долга  помогут   встать   России   на   путь экономического подъема.

    Стратегия в  области управления госдолгом  в 2003 году и на среднесрочную перспективу нацелена на улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания. Проводимая правительством бюджетная политика будет способствовать сокращению объема государственного долга. Благодаря принятым мерам по управлению государственным долгом, сглажен пик долговых платежей в 2003 году, а также облегчена проблема долговых платежей в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3 Основные причины устойчивого бюджетного         дефицита и увеличения государственного долга

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных  расходов в военное время или  в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде  ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики; Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

в) сокращение налогов в  целях стимулирования экономики (без  соответствующей корректировки  государственных расходов ).

Налоговые поступления в государственный  бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике          (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:


1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";

2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;

4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;

г) усиление влияния политического  бизнес - цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

    • увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
    • увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Вывод:

На современном этапе  проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики  Российской Федерации, но сохраняет  свою актуальность, поскольку большинство  экономических проблем ведут  именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался  в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II «Анализ динамики и структуры государственного долга»

§ 1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ.

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

Основная часть внутренней задолженности большинства стран  выражена в государственных ценных бумагах, а портфель долговых обязательств правительства является крупнейшим финансовым портфелем в стране. О  емкости внутреннего рынка государственных  облигаций судят на основе сопоставления  объема государственных ценных бумаг  и ВВП. Так, наименее емкими из проанализированных 24 стран являются рынки Аргентины, Гонконга и России, где данное соотношение  было ниже 10%, в Китае, Корее и Мексике  его значение близко к 20%, в диапазоне  от 1/3 до 2/3 ВВП – в большинстве  рассмотренных стран (Канаде, Германии, Польше, Великобритании, США и др.), в Италии объем рынка государственных  ценных бумаг чуть меньше ВВП (92,4%), а  в Японии даже значительно превышает  его объем (142,2%).

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие  основные элементы:

рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные  государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные  ценные бумаги;

нерыночные долговые обязательства, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность  перед Банком России);

государственные гарантии и  поручительства, представленные федеральным  правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

государственный внутренний долг, принятый от бывшего СССР.

Наибольшую долю в структуре  внутреннего долга занимают рыночные долговые обязательства (примерно 80%). На долю нерыночных долговых обязательств приходится около 18%.

На сегодняшний день существует три основных формы покрытия государственного внутреннего долга:

добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном рынке). К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ);

вынужденный (квазирыночный) кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. К таким бумагам относятся облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка;

дружеский (административный) кредит Центрального банка Минфину.

Структура внутреннего долга  РФ состоит из:

Государственных краткосрочных  облигаций (ГКО);

Облигаций федерального займа  с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным  купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные  краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются  с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена  реструктуризация этой задолженности, которая регулировалась Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р  «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.

Срок обращения ОФЗ  устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались  эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный  купонный доход рассчитывался пропорционально  числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб.

В 2002 году Минфин разместил  ОФЗ с амортизацией долга на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа  с амортизацией долга, погашение  основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При  этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения  производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь  длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным  достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Кроме того, для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных  ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций (ГСО).

При анализе удельного  веса каждого вида ценных бумаг в  современной структуре государственного внутреннего долга, можно сделать  вывод о том, что наибольший удельный вес имеют облигации федерального займа с амортизацией долга – 69%, ОФЗ с постоянным купонным доходом  составляют 19%, ОФЗ с фиксированным  купоном – 10%, и наименьший удельный вес имеют государственные сберегательные облигации (ГСО-ФПС) – 2%. [рис. 1]

Информация о работе Государственный долг