Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы:
изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
причина гос. долга;
Проблема реальности измерения гос. бюджета;
анализ современного состояния на рынке государственного долга.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом.

Файлы: 1 файл

Государственный долг (Курсовая).docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

Коммерческая задолженность  является наиболее сложной с точки  зрения урегулирования. До последнего времени остается коммерческая задолженность  перед десятками тысяч иностранных  фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие  инструменты: коммерческие кредиты (контракты  с рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная  коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление  Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед  иностранными кредиторами".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании  постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в  целях урегулирования внутреннего  валютного долга был осуществлен  выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные  ценные бумаги. Выпущены с целью  переоформления задолженности бывшего  СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.

Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы  эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных  государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в  структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял  по состоянию на 1 июля 2006 года 21,4% (31,2 млрд. долл.).

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных  финансовых организаций включает в  себя государственные долговые обязательства  перед следующими организациями:

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР);

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся  к специализированным учреждениям  ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 июля 2006 года составила 5,5 млрд. долл., сократившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 43,3%.

Начиная с 1998 года, в структуру  государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка  Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной  и налоговой политики" [14] в  статье 5, в целях своевременного осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, Минфину  России разрешено привлекать в 1998 году кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка  для расчетов по внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 3 млрд. долл. за счет перечисления Центральным банком РФ средств в иностранной валюте указанным банкам на срок до 5 лет  по минимальным рыночным ставкам, что  увеличило на 1 января 1999 года внешний  долг Российской Федерации на 2,3 млрд. долл. По состоянию на 1 января 2006 года объем указанной задолженности  составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего долга.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 76,5 млрд. долл. [рис.6]

 

Рис.6. Динамика государственного внешнего долга.

 

Размер государственного долга в абсолютном выражении  не дает полного представления о  состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга проводят анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом.

Этот показатель позволяет  оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать  национальное производство на экспорт  в целях получения иностранной  валюты и обеспечения способности  погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено  направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный  долг превышает объем средств, который  в средне- и долгосрочной перспективе  страна-дебитор может направить  на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового  навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга  принято считать превышение объемом  долга 50% объема ВВП. Подобное положение  было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и  вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 14,19%.

Динамика этого показателя представлена на рис.7.

 

Рис.7. Отношение государственного внешнего долга к ВВП.

 

Показатель "государственный  долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для  оценки долговой устойчивости заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство  выполняет обязательства по его  обслуживанию в полном объеме без  ущерба темпам экономического и социального  развития и необходимости прибегать  к списанию или реструктуризации задолженности.

Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается  в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами  роста ВВП является экспорт товаров  и услуг. Коэффициент "внешний  долг/экспорт" является индикатором  состояния долга, отражающим имеющиеся  возможности страны погасить его  накопленный объем. Чем более  развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся  долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя.

На основе этих критериев  страны делятся на три группы: с  высоким, средним и низким уровнем  внешней задолженности.

К первой группе относятся  страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%.

Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%.

Страны с небольшим  объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. После 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

Международные финансовые организации  часто пользуются показателем "резервы/платежи  по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных  проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства  по внешнему долгу, сохранять достигнутый  уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство  официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие  значения показателя указывают на вероятность  того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать  или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной  иностранной валюты. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3 Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения

 

Нам, можно сказать, повезло. Долгое время жители нашей страны, которые хотя бы немного были заинтересованы экономикой и политикой, положением России в мире и ее делами с другими государствами, ждали разрешения непонятностей в ситуации с погашением государственного внешнего долга. И вот сейчас, спустя 8 лет после финансового кризиса 1998 года, мы ощутили плоды работы в этом направлении.

Что помогло выйти из кризисной  ситуации?

1) высокие темпы экономического  роста РФ, наблюдающиеся в последние  годы (6-7% в год);

2) устойчивый положительный  платежный баланс;

3) улучшение структуры  государственного бюджета, который  является источником погашения  государственного долга. После  2000 года бюджет стал профицитным (т.е. доходы стали превышать расходы);

4) создание в 2004 году  так называемого Стабилизационного  фонда, главная функция которого  – погашение внешней задолженности.

Проблема заключается  в отсутствии четкой стратегии распределения  средств Стабилизационного фонда. Ведь у государства есть и другие серьезные задачи: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней  задолженности. Важным источником погашения  внешней задолженности до августовского  кризиса 1998 г. были новые кредиты членов Лондонского и Парижского клубов, а также МВФ и Всемирного банка. Сейчас эти источники почти не используются.

Недавнее погашение всего  объема внешнего долга России перед  Парижским клубом кредиторов имеет  ряд положительных моментов.

Во-первых, досрочное погашение  долга ускорит повышение суверенных рейтингов России, хотя остаются еще бюджетные и политические риски. И все же, снижение уровня долговой нагрузки государства уже сейчас позитивно оценивается рынком еврооблигаций и позволяет заемщикам снижать стоимость привлекаемых ресурсов, что смягчает последствия повышения процентных ставок на мировых рынках. В качестве позитива можно отметить и обещание Минфина направить в инвестфонд 7,7 млрд. долл., сэкономленных в ходе второго транша досрочного погашения долга.

Во-вторых, как утверждается в пресс-релизе Министерства финансов, отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается после  досрочного погашения до 9%, а досрочное  погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного  заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране. Таким образом, теперь России осталось погасить только часть  долга бывшего СССР в размере 3-4 млрд. долл., который сейчас погашается в основном экспортными поставками техники.

В-третьих, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, досрочное  погашение Россией долга перед  Парижским клубом кредиторов позволит ей претендовать на все зарубежные активы бывшего СССР, поскольку в  начале 90-х гг. Россия приняла на себя весь внешний долг бывших советских  республик в обмен на получение  прав на всю зарубежную недвижимость бывшего СССР. По различным оценкам, общая стоимость загрансобственности (в том числе, спорное имущество) оценивается в 300-400 млрд. долл., по оценкам Счетной палаты – 150-200 млрд. долл.. Между тем, на практике процесс возврата загрансобственности может оказаться весьма проблематичным из-за ненадлежащего учета этой собственности (из находящихся на балансе объектов недвижимость пока не переписана в девяти из 75 стран, но это крупнейшие страны — Англия, Япония, Польша и др.), и из-за претензий Украины (как известно, Украина отказалась ратифицировать "нулевой вариант" и разослала ноту с требованием, чтобы западные страны не признавали правопреемство России до разрешения спорных вопросов).

В сфере внешних заимствований, согласно "Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2007 год" [8], основными принципами долговой политики являются:

отсутствие заимствований  на международных рынках капитала;

завершение и ускоренная реализация большинства действующих  проектов с международными финансовыми  организациями с ограничением принятия обязательств по новым займам;

полный отказ от привлечения  новых кредитов правительств иностранных  государств.

Судя по всему сказанному, можно судить о безоблачности  и устойчивости в области государственного внешнего долга России. Но все было бы замечательно, если бы такая же ситуация наблюдалась в области государственного внутреннего долга. Но здесь все  очень непросто. Нужно разобраться  в принципах современной политики в области управления и погашения  этой категории долга.

В структуре государственного долга России при снижении внешней  задолженности наблюдается рост внутренних долговых обязательств. С  экономической точки зрения это  свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области  государственного долга, суть которой  заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный  долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами  государства переходит к единому  центру.

Действительно, в "Основных направлениях бюджетной и налоговой  политики на 2007 год" [8] политика в  области государственного долга, сформированная с учетом Долговой стратегии на 2007-2009 годы, предусматривает:

Информация о работе Государственный долг