Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:35, курсовая работа
Задачи данной работы:
изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
причина гос. долга;
Проблема реальности измерения гос. бюджета;
анализ современного состояния на рынке государственного долга.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом.
Коммерческая задолженность
является наиболее сложной с точки
зрения урегулирования. До последнего
времени остается коммерческая задолженность
перед десятками тысяч
Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
7 декабря 1992 года №1565 и на основании
постановления Правительства
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.
Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 июля 2006 года 21,4% (31,2 млрд. долл.).
Внешняя задолженность Российской
Федерации в части
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 июля 2006 года составила 5,5 млрд. долл., сократившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 43,3%.
Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка Российской Федерации.
Федеральным законом от 29
декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных
мерах в области бюджетной
и налоговой политики" [14] в
статье 5, в целях своевременного
осуществления неотложных платежей
по погашению и обслуживанию внешнего
долга Российской Федерации, Минфину
России разрешено привлекать в 1998 году
кредиты Внешэкономбанка и
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 76,5 млрд. долл. [рис.6]
Рис.6. Динамика государственного внешнего долга.
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления о
состоянии экономики и
Этот показатель позволяет
оценить уровень долговой нагрузки
на экономику страны и отражает ее
потенциальные возможности
Динамика этого показателя представлена на рис.7.
Рис.7. Отношение государственного внешнего долга к ВВП.
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя.
На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности.
К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%.
Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%.
Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.
Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. После 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международные финансовые организации
часто пользуются показателем "резервы/платежи
по внешнему долгу", являющимся, по их
мнению, важнейшим индикатором
§ 3 Проблемы погашения государственного долга РФ, пути их решения
Нам, можно сказать, повезло. Долгое время жители нашей страны, которые хотя бы немного были заинтересованы экономикой и политикой, положением России в мире и ее делами с другими государствами, ждали разрешения непонятностей в ситуации с погашением государственного внешнего долга. И вот сейчас, спустя 8 лет после финансового кризиса 1998 года, мы ощутили плоды работы в этом направлении.
Что помогло выйти из кризисной ситуации?
1) высокие темпы экономического роста РФ, наблюдающиеся в последние годы (6-7% в год);
2) устойчивый положительный платежный баланс;
3) улучшение структуры
государственного бюджета,
4) создание в 2004 году
так называемого
Проблема заключается
в отсутствии четкой стратегии распределения
средств Стабилизационного
Недавнее погашение всего объема внешнего долга России перед Парижским клубом кредиторов имеет ряд положительных моментов.
Во-первых, досрочное погашение
долга ускорит повышение
Во-вторых, как утверждается в пресс-релизе Министерства финансов, отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается после досрочного погашения до 9%, а досрочное погашение будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране. Таким образом, теперь России осталось погасить только часть долга бывшего СССР в размере 3-4 млрд. долл., который сейчас погашается в основном экспортными поставками техники.
В-третьих, по мнению министра
финансов Алексея Кудрина, досрочное
погашение Россией долга перед
Парижским клубом кредиторов позволит
ей претендовать на все зарубежные
активы бывшего СССР, поскольку в
начале 90-х гг. Россия приняла на
себя весь внешний долг бывших советских
республик в обмен на получение
прав на всю зарубежную недвижимость
бывшего СССР. По различным оценкам,
общая стоимость
В сфере внешних заимствований, согласно "Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2007 год" [8], основными принципами долговой политики являются:
отсутствие заимствований на международных рынках капитала;
завершение и ускоренная реализация большинства действующих проектов с международными финансовыми организациями с ограничением принятия обязательств по новым займам;
полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.
Судя по всему сказанному,
можно судить о безоблачности
и устойчивости в области государственного
внешнего долга России. Но все было
бы замечательно, если бы такая же ситуация
наблюдалась в области
В структуре государственного
долга России при снижении внешней
задолженности наблюдается рост
внутренних долговых обязательств. С
экономической точки зрения это
свидетельствует о начале реализации
стратегической концепции в области
государственного долга, суть которой
заключается в постепенном
Действительно, в "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2007 год" [8] политика в области государственного долга, сформированная с учетом Долговой стратегии на 2007-2009 годы, предусматривает: