Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы:
изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
причина гос. долга;
Проблема реальности измерения гос. бюджета;
анализ современного состояния на рынке государственного долга.
Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом.

Файлы: 1 файл

Государственный долг (Курсовая).docx

— 116.64 Кб (Скачать файл)

К 2008 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.


Рис.1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, на 11.09.2006 г.

 

Основное увеличение внутреннего  долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных  ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года. Так, если в 1996 г. внутренний долг составлял 76,76 млрд. руб., в 1997 г. - 248,98 млрд. руб., то в 2003 г. он возрос до 654,7 млрд. руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил уже 851,15 млрд. руб. [табл. 1].

 

Таблица 1. Государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

Виды ценных бумаг

ГКО

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ОГНЗ

ОРВВЗ 1992 года

ОГСЗ

Итого внутренний долг

на 01.01.1993

-

-

-

-

-

-

0,01

-

0,01

на 01.01.1994

0,20

-

-

-

-

-

0,02

-

0,22

на 01.01.1995

10,59

-

-

-

-

-

0,03

-

10,62

на 01.01.1996

65,76

7,96

-

-

-

-

0,05

3,00

76,76

на 01.01.1997

203,58

33,53

3,80

-

-

-

0,07

8,00

248,98

на 01.01.1998

272,61

47,62

115,78

-

-

1,77

0,11

13,08

450,97

на 01.01.1999

16,82

0,13

346,83

112,56

-

2,64

0,12

14,64

493,74

на 01.01.2000

7,43

0,04

402,21

112,43

-

2,69

0,14

4,88

529,83

на 01.01.2001

3,05

24,11

359,21

122,77

-

19,50

0,18

3,00

531,81

на 01.01.2002

19,54

24,10

307,82

138,53

-

20,73

0,21

0,12

511,06

на 01.01.2003

18,82

24,10

350,74

207,07

42,29

11,50

0,08

0,11

654,70

Виды ценных бумаг

ГКО

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФК

ОФЗ-АД

ОГНЗ

ОРВВЗ 1992 года

ОГСЗ

Итого внутренний долг

на 01.01.2004

2,72

24,10

50,48

199,31

375,42

11,50

0,04

0,10

663,67

на 01.01.2005

0,02

0,001

43,31

171,22

542,24

-

0,03

0,0002

756,82

на 01.01.2006

0,02

0,001

123,64

131,13

596,33

-

0,03

-

851,15


 

 

Рис.2. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных  ценных бумагах, млрд. руб.

 

Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд. руб. Но в долгосрочном плане  правительства указывалось, что  ожидаемый объем внутреннего  долга в 2004-2005 годах, который рассчитан  по потенциальному спросу и предложению  на государственные ценные бумаги, мог возрасти до 1000 млрд. руб. (6,7% ВВП) на начало 2005 г. и до 1200 млрд. руб. (7,3% ВВП) на начало 2006 г.

Если проследить динамику внутреннего долга за 2006 год, то мы увидим, что на 1 января долг составил 851,122 млрд. руб., а на 1 сентября он равнялся уже 951,508 руб. [рис. 2]

Увеличение внутреннего  долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности  выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

В апреле 2005 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006-2008 гг. Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.

Согласно этой стратегии  планируется привлечь на внутреннем рынке за счет размещения государственных  ценных бумаг 868,5 млрд. руб. при одновременном  погашении рублевых облигаций на сумму 265,3 млрд. руб. За 3 года чистое привлечение  по государственным бумагам составит 603,2 млрд. руб. Министерство финансов планирует  ежегодно увеличивать объем рынка  ГКО/ОФЗ на 115-150 млрд. руб.

Государственный долг возрастет  с 931,2 млрд. руб. на начало 2006 года до 1554,1 млрд. руб. на начало 2009 года.

Министерством финансов предусмотрена  следующая долгосрочная стратегия  в области погашения государственного внутреннего долга:

Рис.3. Ожидаемая динамика объемов погашения внутреннего  государственного долга РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ

Под государственным внешним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

Государственный внешний  долг Российской Федерации включает следующие задолженности:

1. Задолженность официальным  кредиторам, т.е. коммерческим банкам  западных стран, которая регулируется  Парижским клубом, который объединяет  официальных представителей основных  стран - международных кредиторов.

2. Кредиты, предоставленные  коммерческими банками западных  стран, регулируемые Лондонским  клубом, который объединяет банкиров-кредиторов  на неофициальной основе.

3. Задолженность различным  западным коммерческим структурам  по фирменным кредитам, связанным  с поставкой товаров и оказанием  услуг.

4. Задолженность международным  финансовым организациям (МВФ, МБРР  и ЕБРР).

5. Долги СССР странам  – бывшим членам СЭВ.

6. Еврооблигационные займы.

7. ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа).

8. Кредиты Центрального  банка РФ.

Внешний долг России состоит  из двух частей:

Долг бывшего СССР, который  приняла на себя Россия после распада  СССР;

Новый долг России, который  формировался в основном после 1992 года.

В целом структура внешнего долга, принятого на себя Россией  в качестве правопреемницы бывшего  СССР, представлена на рис.4, а структура  нового российского долга – на рис.5. Данные приведены по состоянию  на 1 июля 2001 года.

 

Рис.4. Структура внешнего долга, принятого от бывшего СССР.

Рис.5. Структура нового федерального внешнего долга.

 

Структура внешних заимствований за 2005-6 отображена в таблице 2.

 

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга, млрд. долл. США

Наименование

2005 год

2006 год

1 янв.

1 апр.

1 июля

1 янв.

1 апр.

1 июля

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

114,1

108,1

107,6

76,5

75,2

72.9

Задолженность странам - участницам Парижского клуба

47,5

46,2

46,0

25,2

24,4

24.3

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

6,4

6,2

6,1

3,5

3,5

2.9

Задолженность бывшим странам  СЭВ

-

-

-

2,1

2,0

2.0

Коммерческая задолженность

2,2

2,2

2,2

1,1

1,1

1.1

Задолженность перед международными финансовыми организациями

9,7

6,0

5,8

5,7

5,6

5.5

Еврооблигационные займы

35,3

34,5

34,5

31,5

31,2

31.2

ОВГВЗ

7,1

7,1

7,1

7,1

7,1

5.7

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России

5,5

5,5

5,5

0,0

0,0

0.0

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной  валюте

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0.2


 

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. За период с 1 января 2005 г. по 1 июля 2006 г. задолженность перед Парижским клубом кредиторов была снижена на 23,2 млрд. долл. или практически в 2 раза.

Россия перестала быть страной-дебитором клуба ровно  через 8 лет после финансового  кризиса 1998 года и достигла цели, поставленной правительством РФ и впервые сформулированной в "Долговой стратегии Российской Федерации на 2003-2005 годы", т.е. досрочной  выплаты "наиболее крупной, политически  значимой и сложно управляемой категории  государственного внешнего долга - задолженности  перед Парижским клубом кредиторов".

Погашение реструктуризированных  в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа - в июле-августе 2005 года была досрочно погашена задолженность на общую  сумму 15 млрд. долл., а 21 августа 2006 года ВЭБ перевел 23,7 млрд. долл. в счет полного погашения долга РФ перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. Платеж состоит из досрочной выплаты 22,3 млрд. долл., в том числе 1 млрд. долл. составляет премия странам-кредиторам за то, что они досрочно согласились принять долги. Большая часть премии (700 млн. долл.) достанется Германии. Остальные 300 млн. долл. поделят Франция, Нидерланды и Великобритания.

Таким образом, Россия полностью  рассчиталась с ПКК по реструктурированному долгу бывшего СССР. Как утверждается в пресс-релизе Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. за счет досрочного погашения.

По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 3,5 млрд. долл. США, или около 3% от общей суммы  внешнего долга Российской Федерации  на указанную дату. На 1 июля эта задолженность  сократилась до 2,9 млрд. долл. США  или до 2% от общего объема долга. Постановлением Правительства "О порядке продолжения  работы по реструктуризации внешней  задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно  с Внешэкономбанком было поручено представить  в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и  активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности  бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе  кредиторов.

По мере завершения выверки  имеющейся задолженности перед  странами кредиторами - не членами Парижского клуба подписывались соответствующие  двусторонние соглашения. В настоящее  время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами  Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой.

Отсутствуют межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и  Объединенными Арабскими Эмиратами. При этом в общий объем внешнего долга включены суммы задолженности  по соглашениям Внешэкономбанка  с National Bank of Greece от 19 марта 1993 года в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от 2 января 1991 года в сумме 1100,00 млн. долл.

С Объединенными Арабскими  Эмиратами подписан Меморандум о  взаимопонимании от 16 марта 1994 года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основании межбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от 18 сентября 1991 года в размере 500 млн. долл.

Новый долг Российской Федерации  перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка  с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством Российской Федерации  были предоставлены соответствующие  платежные гарантии Экспортному  кредитному банку Турции по выплате  основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности  по указанным кредитным соглашениям.

По состоянию на 1 июля 2006 года объем задолженности перед  странами - бывшими членами СЭВ  составил 2 млрд. долл. и по сравнению  с состоянием на 1 июля 2000 года сократился более чем в 7 раз.

Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга  Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы  с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета  составили лишь 1,7 млрд. долл.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и  фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность.

В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации согласно Постановлению Правительства РФ от 23.06.2000 г. № 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" [9], и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Информация о работе Государственный долг