Государственный контроль за денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:
• определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
• рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
• проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
• провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5
Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11
2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11
2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14
Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

контроль за денежным обращением.docx

— 86.81 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5

Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11

2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11

2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14

Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29

Заключение 35

Список литературы 37

 

 

 

Введение

 

Современная банковская система, практическая роль которой обусловливается тем, что она обеспечивает систему платежей и расчетов является важнейшей частью национальной экономики, большая часть коммерческих сделок в экономике осуществляется через вкладные, инвестиционные и кредитные операции. Банки, как финансовые посредники, аккумулируют и трансформируют сбережения одних экономических субъектов в кредиты другим.

На современном этапе, в условиях реформирования банковской системы стоит вопрос качественного совершенствования и  изменения ее места и роли в экономике России с позиции адекватности народнохозяйственным потребностям страны, а также с учетом накопленного зарубежного опыта. Несмотря на то, что понятие банковской системы сформулировано в законодательстве Российской Федерации, в экономической литературе высказываются различные точки зрения относительно формулирования понятия «банковская система», ведутся научные споры о том, сложилась ли вообще в России банковская система. Это обуславливает настоятельную потребность обращения к понятийному аппарату: содержанию функций и свойств, присущих банковской системе; наполнению представлений о банковской системе с учетом современной классификации, тенденций и зарубежного опыта, в части моделей ее функционирования.

В этой связи особенно важным представляется проецирование на содержание банковской системы взаимосвязей, возникающих между государством и элементами системы — коммерческими банками, вкладчиками и заемщиками, населением и нефинансовым сектором экономики, клиентами и кредитными организациями, которые должны формироваться с учетом общественных и национальных интересов страны.

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

Предметом исследования является банковская система Российской Федерации на современном этапе.

Объектом  исследования является система контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.

Целью данной работы  является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.

Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:

  • определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
  • рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
  • проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
  • провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.

Реализация выше поставленных задач позволит раскрыть тематику курсовой работы и получить знания в области развития банковской деятельности РФ.

 

 

Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки

 

Выявление в имеющейся экономико-статистической информации совокупности данных, публикуемых в соответствии c предъявляемыми денежно-кредитной статистикой требованиями, позволяет определить количество денег в обращении по российским и международным стандартам.

В России денежная масса определяется Банком России как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и физическими лицами-резидентами Российской Федерации.1

Для характеристики величины денежной массы в статистике России используются две системы показателей, одна из них базируется на системе денежных агрегатов (денежная масса в национальном определении). Именно эта система (в отличие от системы денежных агрегатов, рассчитываемых по методологии МВФ - схема денежного обзора) дает основание рассматривать систему счета денежной массы по методике Банка России. В показатель денежной массы в национальном определении в отличие от аналогичного показателя, исчисленного по схеме денежного обзора, не включаются депозиты в иностранной валюте.

Расчет количества денег в обращении (денежной массы) связан с выбором источника статистических данных. Для получения сопоставимых данных важно, чтобы соблюдался принцип единства источника информации для всех элементов денежной массы и всех субъектов экономики. Классификация субъектов экономики представлена на рис. 1.

Принципиальное значение для расчета денежной массы, кроме того, имеет источник информации, он должен быть достоверным, доступным и репрезентативным, отвечающим цели расчета.

 

 




 















 

Рис. 1. Классификация субъектов экономики

В методике Банка России при расчете денежных агрегатов в качестве источника информации используется баланс (сводный баланс банков). Все балансовые данные для расчета денежной массы формируются на основе плана счетов кредитных организаций.

В основе методики расчета денежной массы в соответствии с национальными принципами бухгалтерского учета кредитных организаций положен расчет «запаса» денежной массы, то есть суммирование остатков средств коммерческих банков на активных балансовых счетах за минусом их пассивных остатков и остатков средств на пассивных балансовых счетах Центрального Банка России за минусом соответствующих активных счетов. В состав денежной массы, при этом, включаются наличные деньги в обращении (активные банковские счета), а также безналичный компонент. В состав безналичного компонента денежной массы включаются средства, которые депонированы на счетах в банках (организациях, имеющих банковские лицензии), то есть являются обязательствами банков (активные банковские счета). Находящиеся на данных счетах средства предназначены для конечного использования в оплату товаров и услуг, в связи с чем в расчет денежной массы не могут включаться транзитные и перераспределительные счета.

Структура безналичного компонента денежной массы должна совпадать со структурой счетов, подлежащих обязательному резервированию и представляющих собой обязательства банков по отношению к нефинансовым субъектам экономики, отличным от Правительства, монетарных властей и коммерческих банков. Идентичность структуры счетов денежной массы и соответствующей части базы расчета обязательных резервных требований имеет принципиальное значение. Поскольку денежная масса возникает в результате мультиплицирования банковских резервов, то обязательные резервы ограничивают расширение денежной массы. Степень совпадения структуры счетов, таким образом, прямо связана с возможностью использования обязательных резервов для регулирования денежной массы.

Учитывая, что денежная масса формируется из средств субъектов экономики (за исключением Правительства, монетарных властей и коммерческих банков), то при расчете денежной массы счета Правительства, монетарных властей и межбанковских расчетов не учитываются. В связи с этим возникает необходимость разграничения средств Правительства и субъектов экономики, образующих государственный сектор. Средства, аккумулируемые на бюджетных счетах и предназначение для перераспределения и перечисления на счета конечных пользователей средств, рассматриваются как депозиты Правительства и в состав денежной массы не включаются.

Напротив, перечисления из государственного бюджета в порядке расходования образуют один из источников средств на счетах государственных бюджетных и внебюджетных фондов. За счет этих средств данные организации осуществляют платежи по товарам и услугам в соответствии с целевым назначением счетов, иными словами участвуют в формировании денежной массы. Следовательно, текущие счета бюджетных организаций включаются в состав денежной массы. При расчете денежной массы также учитываются обязательства банков, которые представляют собой счета, аналогичные по назначению текущим и расчетным счетам, и принадлежат тем внебюджетным фондам, которые являются юридическими лицами.

При исключении из расчета денежной массы текущих счетов бюджетных и внебюджетных организаций, во-первых, происходит смешение средств, которые находятся в распоряжении органов управления и формируют доходную часть бюджета, и средств государственного сектора, возникающих вследствие расходования бюджетных средств и перечисления их государственным учреждениям и организациям. Во-вторых, это искажает реальную величину денежной массы в результате устранения бюджетного источника ее образования. Денежная масса предстает только как результат функционирования субъектов экономики, а также кредитов центрального и коммерческих банков.

Средства, предоставленные в форме ссуд или кредитов, в зависимости от метода их учета, включаются в денежную массу или в объеме средств, находящихся на накопительных счетах, или в виде разницы между кредитовыми (пассивными) и дебетовыми (активными) остатками по соответствующим счетам, то есть в объеме неизрасходованных средств. Средства, уже использованные в порядке финансирования, со счета дебитора переходят на счета его контрагентов и учитываются в денежной массе как средства, принадлежащие контрагентам. В расчет денежной массы не включаются счета, отражающие объем просроченной задолженности или любых сумм, направленных на погашение (уменьшение) задолженности.

Таким образом, при включении счета в состав денежной массы (безотносительно внутренней классификации на денежные агрегаты) применяются следующие критерии: характер счета - обязательство банка; принадлежность счета - счет субъекта экономики (отличного от Правительства, монетарных властен и коммерческих банков); назначение счета - накопление средств для непосредственного осуществления текущих расходов или капиталовложений, а также сбережений.

Счета, включенные в денежную массу, различаются по своим характеристикам (тип владельца счета, назначение счета, наличие срока депонирования средств) и, следовательно, по степени ликвидности (обратимости в товары и услуги). Внутренняя классификация по денежным агрегатам, которая позволяет сгруппировать счета по сходным операционным характеристикам, назначению и степени ликвидности, содержит агрегатные показатели МО, M1, М2, М3. Расширение денежных агрегатов происходит по мере снижения степени ликвидности.

Агрегат   МО,   как   наиболее   «узкий»,   включает   только   налично-денежный компонент. Компоненты агрегата МО в разбивке по счету 202 представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Компоненты агрегата МО

Счет

Компоненты

202

Наличная валюта и платежные документы

20202

Касса кредитных организаций

20206

Касса обменных пунктов

20207

Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений кредитных организаций

20208

Денежные средства в банкоматах

20209

Денежные средства в пути


 

Агрегат M1, помимо налично-денежного компонента, составляют счета, предназначенные для финансирования текущих расходов (транзакционные счета). Счета, включенные в данную группу, принадлежат преимущественно юридическим лицам. Из числа счетов физических лиц, не включаются только счета, принадлежащие индивидуальным предпринимателям (физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность без образования юридического лица) и лицам, имеющим пластиковые карты.

Агрегат М2 дополняют счета юридических и физических лиц, предназначенные для капитальных вложений и сбережения средств. Основная масса данных счетов является срочными, по средствам находящихся на данных счетах, как правило, начисляются проценты. В группу включены также счета, которые по степени ликвидности или назначению аналогичны срочным депозитам, но по средствам которых не начисляются проценты.

В таблице 2 представлена денежная масса РФ в 2012 г.

Таблица 2. - Денежная масса (национальное определение) в 2012 году (млрд. руб.)

Дата

Наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат M0)

Переводные депозиты

в том числе:

населения

нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций

 

1

2 = 3 + 4

3

4

01.01.2012

5 938,6

6 918,9

2 169,7

4 749,2

01.02.2012

5 670,7

6 630,5

1 913,4

4 717,0

01.03.2012

5 713,0

6 572,6

1 964,7

4 607,8

01.04.2012

5 704,3

6 568,9

1 953,7

4 615,2

01.05.2012

5 831,5

6 399,3

2 054,8

4 344,5

01.06.2012

5 856,4

6 497,3

2 034,3

4 463,1

01.07.2012

6 003,9

6 617,4

2 195,5

4 421,9

01.08.2012

5 976,3

6 494,6

2 148,7

4 345,9

01.09.2012

5 980,0

6 313,7

2 156,6

4 157,1

01.10.2012

5 969,2

6 405,8

2 140,8

4 265,0

Информация о работе Государственный контроль за денежным обращением