Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:
• определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
• рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
• проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
• провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.
Введение 3
Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5
Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11
2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11
2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14
Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29
Заключение 35
Список литературы 37
Дата |
Другие депозиты, входящие в состав денежного агрегата М2 |
в том числе |
Денежная масса в национальном определении (денежный агрегат М2) |
Темпы прироста денежного агрегата М2, % | |||
населения |
нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций |
к предыдущему месяцу |
к 01.01.2012 |
к соответствующему месяцу предыдущего года | |||
6 = 7 + 8 |
7 |
8 |
9 = 5 + 6 |
10 |
11 |
12 | |
01.01.2012 |
11 625,7 |
7 684,7 |
3 941,0 |
24 483,1 |
11,7 |
— |
22,3 |
01.02.2012 |
11 316,4 |
7 776,3 |
3 540,1 |
23 617,6 |
-3,5 |
-3,5 |
22,3 |
01.03.2012 |
11 505,5 |
7 891,7 |
3 613,9 |
23 791,1 |
0,7 |
-2,8 |
21,8 |
01.04.2012 |
11 702,0 |
8 010,7 |
3 691,4 |
23 975,3 |
0,8 |
-2,1 |
21,2 |
01.05.2012 |
11 931,5 |
8 154,7 |
3 776,9 |
24 162,3 |
0,8 |
-1,3 |
20,7 |
01.06.2012 |
12 012,2 |
8 241,1 |
3 771,1 |
24 365,9 |
0,8 |
-0,5 |
20,9 |
01.07.2012 |
12 057,9 |
8 332,7 |
3 725,2 |
24 679,2 |
1,3 |
0,8 |
19,1 |
01.08.2012 |
12 093,5 |
8 380,4 |
3 713,1 |
24 564,3 |
-0,5 |
0,3 |
17,9 |
01.09.2012 |
12 279,7 |
8 474,4 |
3 805,4 |
24 573,5 |
0,0 |
0,4 |
16,7 |
01.10.2012 |
12 282,5 |
8 529,4 |
3 753,1 |
24 657,5 |
0,3 |
0,7 |
14,8 |
Центральный банк России (или просто Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) - главный государственный эмиссионный банк Российской Федерации. Функции Центрального банка жизненно важны для экономики, именно этой структурой устанавливается и контролируется денежно-кредитная политика России, поэтому ЦБ наделен рядом особых полномочий и монопольно выполняет роль центрального регулирующего органа, который имеет право, как выдавать, так и отзывать государственные лицензии у коммерческих банков и прочих кредитных организаций. Одной из важнейших задач Банка считается определение ставки рефинансирования. Помимо этого, главная финансово-кредитная структура выполняет и множество других функций, о которых речь пойдет ниже.
Особым правовым статусом Центральный банк РФ пользуется на стопроцентно законных основаниях: в частности, ст. 75 Конституции РФ дает право (причем, исключительное) на выпуск в государственный оборот новых денег (так называемая денежная эмиссия). Кроме этого, конституцией за Центробанком закреплено право на обеспечение устойчивости национальной валюты с использованием для этого соответствующих методов и средств.
Более подробно статус и задачи Центрального банка Российской Федерации юридически регулируется федеральным законом №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и целом рядом других федеральных законов.
Кому принадлежит Центральный Банк России? Фактически, Банк принадлежит Российской Федерации, но при этом является абсолютно независимой структурой. Закон о Центральном банке устанавливает для ЦБ статус юридического лица, уставной капитал и все остальные виды имущества Центробанка являются федеральной собственностью. При этом Банк имеет финансовую независимость от других органов государственной власти.
Хоть Банк России можно назвать вполне независимой от государства структурой (если быть более точным, главным органом экономического управления), цели Центрального банка делают его неотъемлемой частью системы государственного управления (хочется еще раз напомнить, что уставной капитал банка является федеральной собственностью, то есть, по сути, принадлежит государству).
Политика Центрального банка регулируется Советом директоров, который в свою очередь состоит из Председателя Банка России (на данный момент эту должность занимает Сергей Игнатьев) и других 12 членов Совета. Назначается Совет директоров Банка России Госдумой, причем кандидатура Председателя БР предварительно согласовывается с Президентом. Срок, на который назначается Совет директоров, составляет четыре года, после чего Государственная Дума обязана утвердить новый состав.
Главным консультативно-совещательным органом в свою очередь является Национальный банковский совет, на который возложено рассмотрение годового отчета Центробанка, утверждение доходов и расходов данной структуры (их подает на рассмотрение Совет директоров банка), назначение на должность главного аудитора Банка России и ряд других полномочий. Важным моментом здесь является то, что члены Национального банковского совета не являются сотрудниками Банка России (исключение здесь составляет лишь председатель БР).
Основные функции
Какие задачи возложены на Банк России? В первую очередь, как уже было сказано, здесь следует упомянуть денежную эмиссию, причем в данном вопросе Центральный Банк является законным монополистом.
Также функции Центрального Банка включают в себя разработку, регулирование и контроль финансово-кредитной политики. Роль Центрального Банка заключается в определении правил проведения всех видов денежных расчетов и банковских операций в нашем государстве, поэтому абсолютно все коммерческие банки и другие кредитные структуры в свою очередь обязаны подчиняться и четко следовать этим правилам.
Помимо этого, Банк России устанавливает и регулирует основные положения бухгалтерского учета, устанавливает официальные курсы всех видов иностранных валют по отношению к российскому рублю, всесторонне управляет золотовалютными резервами, осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков и кредитных организаций, принимает решение об их госрегистрации и выдает/отзывает лицензии на осуществление деятельности. Согласно положениям соответствующих федеральных законов, деятельность ЦБ РФ включает в себя и другие функции, обозначенные в Конституции РФ и государственном законодательстве.
Организационная структура Центробанка
В роли высшего органа Центрального банка России выступает Совет директоров. В целом же Центробанк представляет собой единую централизованную систему, имеющую вертикальную управленческую структуру.
Деятельность Центрального Банка организует, так называемый, Центральный аппарат, который состоит из Управления безопасности и защиты информации, а также Управления недвижимости Центробанка.
Кроме этого, в данную структуру входит 23 департамента, которые приводят в действие основные функции Центрального банка РФ, а также сопровождают деятельность самого Банка (к примеру, можно упомянуть об административном, юридическом и других департаментах Центрального банка). В число действующих на данный момент структурных подразделений можно также включить Департамент наличного денежного обращения, Департамент банковского регулирования, Финансовый департамент, Главную инспекцию кредитных организаций, Департамент финансовой стабильности, платежного баланса и другие.
Как крупнейший финансовый и кредитный институт Российской Федерации, Центробанк имеет свою филиальную сеть – география территориальных учреждений Банка самая широкая (территориальные учреждения действуют в каждой области, республике, крае, автономном округе Российской Федерации). Полный перечень филиальной сети с указанием адресов и контактных телефонов можно найти на официальном сайте ЦБ России в подразделе «Территориальные учреждения».
Наличное денежное обращение
представляет собой движение наличных
денег – банкнот и монет
– в сфере обращения и
Наличные деньги чаще всего
применяются в розничном
Движение наличной денежной массы в основном происходит в сфере денежных отношений с участием физических лиц, расплачивающихся наличными денежными знаками за приобретаемые товары, потребляемые работы или услуги, а также с их помощью выполняющих свои обязательства различной правовой природы перед публичными образованиями (государством, муниципальным образованием).
Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению наличного денежного оборота, все участники экономической жизни общества в той или иной степени вовлечены в операции с наличными денежными средствами. Даже в развитых западных экономиках наличное обращение продолжает существовать, хотя в таких странах объемы безналичного обращения в несколько раз превышают наличный оборот.
Наличное денежное обращение в Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3, «О банках и банковской деятельности»4, Гражданского кодекса РФ5 и разработанного в соответствии с ними Положения от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (ред. от 31.10.2002)6, которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. Детализация основных положений, закрепленных в названных нормативных актах, осуществляется на подзаконном уровне, в первую очередь посредством принятия актов Центрального банка РФ, в чью компетенцию входит деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением.
Наличные денежные знаки в Российской Федерации используются довольно широко. Несмотря на заинтересованность государства в минимизации наличного денежного обращения, подавляющее большинство платежей в России с участием физических лиц все еще осуществляется в наличной форме. В действующем российском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на использование наличной национальной валюты для осуществления платежей при условии, что хотя бы одна сторона сделки (обычно это плательщик) является физическим лицом. Согласно ст. 861 ГК РФ7, все расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.
Стоит отметить, что использование наличных денег при выдаче заработной платы за последние годы заметно сократилось с введением и распространением в крупных российских городах и финансово-промышленных центрах практики открытия «зарплатных» банковских карт. Однако получение зарплаты путем перевода безналичных денежных средств на счет банковской карты лишь уменьшает вовлеченность работодателей в наличный денежный оборот, сокращает их операции с денежной наличностью, но почти не влияет на количество наличных денежных знаков в обращении, поскольку работник, получивший зарплату в форме банковского перевода, в большинстве случаев затем осуществит вполне законное «обналичивание» денег через соответствующий банк или банкомат и расходование заработанных средств будет происходить в привычной и традиционной наличной форме. Следовательно, основная цель минимизации наличного оборота – эффективное и оперативное регулирование количества денежной массы, находящейся в обращении, – не достигается.
Ощутимое сокращение объемов наличного оборота можно было бы ожидать, если не только выплата заработной платы, но и ее расходование осуществлялось преимущественно в безналичной форме. Однако сокращение операций юридических лиц (частных и государственных) с наличными денежными средствами облегчает и сокращает работу государственных органов и их агентов, контролирующих соблюдение правил обращения наличной национальной валюты. Поэтому, безусловно, стоит признать, что общая устойчивая положительная тенденция в российском обществе к распространению безналичных форм расчетов с участием физических лиц и перевод зарплаты на банковские карты стимулирует этот процесс.
Вероятно, следует также ожидать вынужденного увеличения безналичных расчетов в сфере оплаты коммунальных услуг, услуг по предоставлению телефонной связи населению, электроэнергии и т.п. Введение банками с июня 2010 г. комиссионных сборов при приеме платежей за оказываемые коммунальные услуги должно стимулировать население производить платежи через счета в «Сбербанке» или «Банке Москвы» с использованием банковских карт этих кредитных организаций, поскольку комиссионная процентная ставка в данном случае либо существенно ниже, либо не взимается.
В то же время выплата пенсий, пособий и других социальных выплат физическим лицам по-прежнему в основном производится в наличной форме. А, поскольку выплачивающей стороной, как правило, выступает коммерческое юридическое лицо, государственное учреждение или орган государственной власти, можно утверждать, что в наличный денежный оборот в России вовлечены не только физические, но и юридические лица и органы государственной власти.
Наличное денежное обращение имеет целый ряд недостатков, самый существенный из которых, как отмечается в литературе, – с трудом регулируемое количество денег, находящихся в обращении. В то же время регулирование количества денежной массы (наличной и безналичной), находящейся в обращении, – одно из основных направлений финансовой деятельности современного государства, так как избыточное количество денег в обращении приводит к инфляции, а недостаточное количество – к застою в экономике; и первое и второе одинаково плохо для государства. По этой причине государственное регулирование экономики в течение многих лет включает в себя проведение государственной денежно-кредитной политики.
Однако регулировать количество наличной денежной массы, находящейся в обращении, очень сложно в силу того, что через некоторое время после проведения эмиссии невозможно с точностью сказать, какое количество наличных денег находится в обращении. И еще более трудной задачей становится сокращение количества наличных денег при переполнении ими каналов рыночной экономики. Положение усугубляется тем, что, поскольку закон саморегуляции денежного обращения действует только в условиях золотого стандарта, механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из оборота отсутствует.
Информация о работе Государственный контроль за денежным обращением