Государственный контроль за денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:
• определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
• рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
• проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
• провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5
Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11
2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11
2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14
Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

контроль за денежным обращением.docx

— 86.81 Кб (Скачать файл)

9. Организации проверок  соблюдения предприятиями порядка  ведения кассовых операций и  работы с денежной наличностью  в соответствии с рекомендациями Банка России, качество оформления материалов и заполнения справок по результатам проверок; принимаемые кредитной организацией меры по результатам проверок.

10. Принимаемые кредитной  организацией меры по мобилизации  внутренних кассовых ресурсов для своевременного удовлетворения потребности обслуживаемой клиентуры в наличных деньгах.

Материалы произведенных специалистами  учреждений Банка России проверок кредитных организаций оформляются справками произвольной формы в двух экземплярах, один экземпляр которой передается кредитной организации.

Результаты проверок в течение  трех дней рассматриваются начальником  отдела (управления) денежного обращения, при необходимости вносятся предложения руководству учреждения Банка России.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные в ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»14.

Для осуществления контроля над денежной наличностью и соблюдением  порядка ведения кассовых операций в операционных кассах кредитной  организации проводятся ревизии:

- не реже одного раза  в квартал, а также ежегодно  по состоянию на 1 января;

- при смене или временной  смене должностных лиц, ответственных  за сохранность ценностей;

- в других случаях по  усмотрению руководителя кредитной  организации. 

Ревизия банкнот, монет и  других ценностей проводится по письменному  распоряжению руководителя кредитной  организации (филиала) комиссией, состав которой определяется указанным распоряжением. Один из членов комиссии назначается ее руководителем.

Ревизия проводится внезапно, без предварительного оповещения должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, и членов комиссии. Ревизия проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность скрытия хищений и недостач денег и ценностей.

Наряду с ревизией ценностей  в операционной кассе кредитной  организации (филиала), а также в операционной кассе вне кассового узла могут производиться проверки организации кассовой работы.

В акте о произведенной ревизии  должны быть приведены следующие  данные:

- суммы денег и ценностей,  числящиеся на день ревизии  по бухгалтерскому учету и в книгах учета ценностей;

- фактическая сумма ценностей; 

- обнаруженные при ревизии  излишки и недостачи денег  и ценностей, а также нарушения  правил ведения кассовых операций;

- правильность оформления  кассовых документов; ведения книг  учета ценностей; соблюдения предельной  суммы денег в операционной  кассе; 

- особые замечания членов  комиссии, если эти замечания  имеются. 

Результаты ревизии или  проверки рассматриваются руководителем  кредитной организации, даются указания должностным лицам, ответственным за сохранность ценностей, по устранению выявленных недостатков. Материалы ревизий и проверок хранятся у руководителя кредитной организации в отдельном деле.

Проведенное исследование показало, что государственный финансовый контроль в сфере наличного денежного  обращения представляет собой совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых в форме ревизий и проверок органами государственного финансового контроля и проверок агентами государственного финансового контроля, направленных на установление фактов соблюдения/нарушения норм финансового законодательства, устанавливающих правила (регулирующих порядок) обращения денежных средств в наличной форме с целью обеспечения финансовой дисциплины в сфере наличного денежного обращения и привлечения к ответственности виновных в ее нарушении.

 

 

Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением

 

Постоянное перемещение  денежных средств в мировой финансовой системе является необходимым условием не только развития экономики, но и самого ее существования. Обмен товарами, работами и услугами в современном обществе без одновременного движения денежных средств невозможен. От скорости денежного обращения зависят многие макроэкономические показатели, в частности инфляционные процессы, уровень накопления и потребления, уровень производства и воспроизводства и др. Состояние денежного обращения в стране непосредственным образом отражается на темпах экономического роста и обеспечивает экономическую стабильность.

Заинтересованность государства  в стабильном и бесперебойном  денежном обращении предопределяет наличие государственного регулирования процесса перемещения денежных средств. А наличие правового регулирования денежного обращения обусловливает необходимость контроля за соблюдением нормативно установленных правил. Поскольку контроль является неотъемлемой частью любого управленческого процесса, можно с полной уверенностью утверждать, что управление денежным обращением обязательно должно быть подкреплено формированием эффективно работающей системы контроля за денежным обращением. В противном случае результативность предпринимаемых регулятивных мер будет минимальной.

В рамках регулирования денежного  обращения государство преследует одну основную цель - поддержание баланса  между денежными средствами, находящимися в обращении, и количеством товаров, работ и услуг, предлагаемых на рынке. Устанавливая правила денежного обращения, государство автоматически разрабатывает систему контрольных механизмов, позволяющих обеспечить эффективность регулятивных мер.

Мировой финансовый кризис 2008 - 2010 гг. отчетливо выявил уязвимость монетарной политики ведущих стран мира, в том числе и России. Рост инфляции, дефицит государственного бюджета, падение уровня доходности производителей и населения в целом свидетельствуют о неэффективности государственной денежно-кредитной политики. Увеличился вывод денежных средств из легального оборота. Пока данные процессы в России не достигли критической массы и могут быть скорректированы грамотной и последовательной государственной политикой, неотъемлемой частью которой является государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения.

Вышесказанное позволяет утверждать, что исследование правового регулирования государственного финансового контроля в сфере денежного обращения и выявление существующих несовершенств в его системе представляют большую практическую значимость.

Наряду с этим следует  говорить и об эффективности шагов  по недопущению кризисных явлений в банковском секторе, который является, по словам Г.А. Тосуняна, "кровеносной системой экономики"15.

Проблема антикризисного управления банковской системой как неотъемлемой составной частью экономики любого государства беспокоит в последние годы практически все слои общества. Ученые, политики и простые обыватели предлагают самые разные рецепты выхода из кризиса, восстановления финансовой устойчивости рынков, вдумчивого реформирования стратегии финансовой глобализации.

Финансовая глобализация сегодня - один из самых сложных и наиболее развитых с точки зрения интернационализации  экономики процесс. Это результат значительного углубления процессов международного разделения труда и, как следствие, финансовых связей между странами, создания межгосударственных рынков и увеличения инвестиционных потоков, организации транснациональных финансовых институтов. Международные эксперты уверены, что Россия имеет высокий потенциал для интеграции в глобальный экономический центр.16

В то же время финансовая глобализация как объективный процесс в  развитии современного общества порождает все новые риски, требующие упреждающей идентификации, управления и ограничения. Возрастание уровня и расширение спектра финансовых рисков повысили уязвимость национальных финансовых систем, что выражается в увеличении количества финансовых кризисов за два последние десятилетия. Проблемы финансовых и банковских кризисов, а также реструктуризации банковских систем в последнее время приобрели особую остроту.

Необходимо отметить, что  неотъемлемой "питательной почвой" для кризисов и коллапсов является экономическая рецессия. Данный термин не имеет однозначного устоявшегося определения, в связи с чем его использование вызывает многочисленные разногласия, в том числе по вопросам разграничения таких понятий, как "рецессия", "экономический кризис", "депрессия" и "финансовый кризис".

Как указано в "Национальном докладе...", финансовый кризис - это  время социальной напряженности, политических рисков, потери темпов экономического роста. Предупреждение и урегулирование рисков финансового кризиса - важнейшая задача государства в его деятельности по созданию условий для устойчивого развития экономики, сбережений (из поколения в поколение) и активов населения.17

Можно с полной уверенностью утверждать, что Советский Союз (а  затем и его правопреемник - Россия) уже с 1970-х гг. развивал свою экономику  именно на этой почве. Преимущественно экстенсивный путь развития производства, отсутствие рыночных основ для расчетов экономических индикаторов и другие, аналогичные этому, негативные факторы экономического роста наглядно свидетельствуют об этом.

В сложившихся сегодня условиях глобального финансового кризиса  остро встает вопрос о предотвращении подобного в будущем, об извлечении оптимальных уроков из случившегося, о разработке эффективной научно обоснованной базы по противодействию нежелательным кризисным последствиям. Несмотря на то что именно российским ученым Н.Д. Кондратьевым первым была доказана теория волновых циклов экономического развития, а его последователями, учеными Российской экономической школы, сделаны значительные шаги в этом направлении, современная Россия оказалась недостаточно подготовлена к разразившемуся кризису, охватившему весь мир.

Руководство страны и Банк России не бездействуют. Однако принятые государством антикризисные меры пока не способствовали в достаточной  степени улучшению экономической ситуации. Многие решения принимаются не на основе комплексной антикризисной стратегии, а являются практически сиюминутной реакцией на возникающие проблемы, на призывы о помощи, поступающие от различных секторов экономики и социальных групп. Вместе с тем для стабилизации ситуации в экономике страны и определения дальнейших точек экономического роста требуется системный подход и принятие принципиально новых решений.

Нарастающие риски в финансово-кредитной  и банковской сферах значительно осложняют деятельность финансовых регуляторов, ставят перед ними новые, требующие оперативного решения, задачи в сфере надзора за финансовыми институтами. В банковской сфере, постоянно функционирующей в условиях, связанных с угрозой возникновения различных рисков, следует крайне быстро пересмотреть подходы к регулированию и надзору за деятельностью кредитных институтов. Пересмотра требуют и некоторые вопросы концепции регулирования банковской системы со стороны государства. Необходимо использовать рыночно ориентированные методы управления и контроля рисков кредитных организаций. Органам банковского надзора уже приходится перестраивать стиль и методы своей деятельности, повышать ее оперативность и развивать превентивность, оптимизировать собственную организационную структуру, совершенствовать технологии.

Систематическое обострение обстановки с ликвидностью на международных финансовых рынках и проблем на фондовом рынке актуализирует исследование вопросов, связанных с повышением эффективности использования финансовых ресурсов в аспекте их учета и контроля. В целом потенциал нарастания нестабильности в российской экономике и ее банковском секторе, включая формирование отрицательных тенденций, связанных с качеством управления рисками в секторе потребительского кредитования, требуют особо тщательного подхода к исследованию глубинных причин происходящего и выработке адекватных мер по минимизации негативных последствий.

Сегодня одной из важнейших  задач руководства страны является создание правильных "климатических условий" для поддержания деловой активности кредитно-финансового сектора. Актуальным и необходимым является глубокий теоретический анализ эволюции формирования банковских систем в экономике и российского банковского надзора; исследование истоков развития, сущности, причин возникновения кризисов и путей преодоления кризисных явлений в российской и мировой практике; поиск и разработка механизмов формирования системы банковского надзора в Российской Федерации и антикризисного управления банковским сектором; формирование путей повышения финансовой устойчивости и регулирование антикризисного управления банковским сектором, а также решение сопутствующих задач, позволяющих обеспечить динамичное развитие российской банковской системы, ее конкурентоспособность на рынке банковских услуг.

В экономической и юридической  литературе содержится целый ряд  концепций конкурентоспособности различных элементов банковской системы, однако современные экономические условия в полной мере доказывают нежизнеспособность многих из них. Безоговорочное принятие рекомендаций развитых стран доказало свою несостоятельность в самом начале развития последнего глобального кризиса. Таким образом, возникла необходимость срочного переосмысления роли банковского сектора на современном этапе экономического развития, систематизации накопленного опыта институционального антикризисного регулирования в условиях глобализации банковских систем, а также практическая ценность теоретического и методологического обеспечения системного совершенствования банковского надзора в России.18

 

Заключение

 

Подведем итоги проделанной  работы.

Наличное денежное обращение  представляет собой движение наличных денег – банкнот и монет  – в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и обращения. В экономическом обороте в данном случае используются денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Информация о работе Государственный контроль за денежным обращением