Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:
• определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
• рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
• проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
• провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.
Введение 3
Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5
Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11
2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11
2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14
Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29
Заключение 35
Список литературы 37
Иными словами, государство
не располагает рыночными
Регулировать количество безналичной
денежной массы значительно проще
хотя бы потому, что легче определить,
сколько безналичных денег
Сказанное объясняет необходимость введения государством определенных ограничений наличного денежного обращения посредством установления прямых правовых запретов и принятия норм, косвенно стимулирующих безналичные формы расчетов. В свою очередь, такие ограничения устанавливаются государством для достижения двух целей:
а) фискальной – если денежные средства хозяйствующих субъектов существуют в безналичной форме в коммерческих банках, государству легче контролировать выполнение хозяйствующими субъектами финансовых обязательств перед государством, т.е. обязанность по уплате налогов;
б) регулятивной – количество
безналичной денежной массы в
обращении легче поддается
Один из первых российских актов, ограничивающих наличное денежное обращение, был принят в 1992 г. Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения»8 было установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:
- обязаны хранить свои
денежные средства в
- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей
кассе наличные деньги в
- обязаны сдавать в банк
всю денежную наличность сверх
установленных лимитов остатка
наличных денег в кассе в
порядке и сроки,
- имеют право хранить
в своих кассах наличные
Предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли), имеющие постоянную денежную выручку и расходующие ее на оплату труда и другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.
Эти ограничения были развиты
в другом подзаконном нормативно-
Наличие нормативно установленных ограничений в сфере обращения наличных денежных средств предопределяет существование государственного контроля над соблюдением хозяйствующими субъектами этих ограничений. Объектом этого контроля выступают денежные операции с наличными денежными средствами, осуществляемые в процессе ведения предпринимательской деятельности, т.е. движение денежных средств в наличной форме, а правовой формой – проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью.
В приложениях к Положению «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» даются рекомендации по проведению проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью.
Контроль над соблюдением законодательства о наличном денежном обращении может быть подразделен на два вида в зависимости от правового статуса подконтрольных объектов:
- контроль над соблюдением законодательства о наличном денежном обращении юридическими лицами – не кредитными учреждениями;
- контроль над соблюдением законодательства о наличном денежном обращении кредитными организациями.
Разграничение основано на различном регулировании прав и обязанностей хозяйствующих субъектов – кредитных организаций и всех иных хозяйствующих субъектов при работе с денежной наличностью. Если юридические лица – не кредитные организации, в отношениях, связанных с обращением наличной национальной валюты, являются лишь подконтрольными объектами, то кредитные организации, с одной стороны, являются подконтрольными объектами, а с другой – выполняют функции агентов государственного финансового контроля над соблюдением правил обращения наличных денежных средств по отношению к своим клиентам – хозяйствующим субъектам.
В этой связи контроль над обращением с денежной наличностью в кредитных организациях отличается от контроля над соблюдением порядка работы с наличными денежными средствами иными хозяйствующими субъектами, во-первых, по субъектам контроля, а во-вторых, по содержанию.
Кредитные организации наделены полномочиями на проведение проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью. Это связано с тем, что именно кредитные организации, будучи основным звеном денежно-кредитной и расчетной системы, обслуживают всех юридических лиц. Нормативно установленное правило об обязательном хранении всех денежных средств юридических лиц на счетах в кредитных организациях и проведении всех расчетов через банковские счета обеспечивает концентрацию денежных потоков в кредитных организациях. Коммерческие банки открывают и ведут банковские счета юридических и физических лиц, осуществляют по их поручению расчеты с использованием денежных средств, находящихся на счетах.
Таким образом, кредитные организации обладают наибольшими возможностями для осуществления контроля над соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Коммерческие банки максимально приближены к хозяйствующим субъектам, обладают необходимыми материальными и техническими ресурсами, располагают информацией, необходимой для осуществления финансового контроля.
Согласно упоминавшемуся выше «Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью (п. 2.14). Цель данных контрольных мероприятий – проверка соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России10.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается информация других контролирующих органов.
Для проведения проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка, уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматривается:
1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
5. Соблюдение установленного
учреждением банка лимита
6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
По результатам проверки проверяющий делает выводы и вносит необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков в оформлении кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим). Если в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением двух экземпляров справки.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй – остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
В процессе осуществления кассовых операций кредитные организации осуществляют контроль не только над своевременной сдачей предприятиями наличных денежных средств в банк.
При приеме и обработке денежной наличности кассовые работники кредитных организаций осуществляют контроль над платежностью и подлинностью денежных знаков Банка России на основании признаков платежеспособности банкнот и монеты и оперативной информации, получаемой от территориальных учреждений ЦБ РФ11.
Таким образом, контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами правил обращения наличной национальной валюты проводят кредитные организации. Предварительный контроль в ходе регулирования оборота наличных рублей организуется посредством метода прогнозирования – составления коммерческими банками и учреждениями Банка России прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Оперативный контроль над соблюдением организациями и предприятиями кассовой дисциплины проводится методом лимитирования денег в их кассах. Последующий контроль над соблюдением организациями порядка работы с денежной наличностью реализуется методом проверок12.
В свою очередь, контроль над соблюдением законодательства о наличном денежном обращении самими кредитными организациями относится к компетенции территориальных учреждений ЦБ РФ.
Территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят в кредитных организациях проверки, цель которых – проверка работы кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью предприятиями, выполнению кредитными организациями требований нормативных актов Банка России по этим вопросам.
Проверки кредитных
В ходе проверок рассматривается:13
1. Ведение учета предприятий, имеющих денежную выручку.
2. Порядок осуществления
контроля за своевременностью
и полнотой сдачи
3. Организация работы по установлению лимитов остатка наличных денег в кассах предприятий; сложившаяся практика согласования и доведения лимитов остатка кассы предприятиям; достаточность принимаемых мер по установлению лимитов остатка кассы всему кругу обслуживаемых предприятий.
4. Сложившаяся практика
согласования и оформления
5. Практика составления
календаря и ведомости учета
выдач наличных денег на
6. Правильность оформления
и ведения карточек учета
7. Организация прогнозирования
наличного денежного оборота.
Порядок составления
8. Соблюдение кредитной
организацией установленного
Информация о работе Государственный контроль за денежным обращением