Государственный контроль за денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методов контроля Центрального банка РФ за денежным обращением.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи:
• определить понятие денежной массы и методов ее оценки;
• рассмотреть организационную структуру и функции Центрального Банка;
• проанализировать методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ;
• провести анализ государственной политики в области контроля за денежным обращением.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Денежная масса и методы ее оценки 5
Глава 2. Роль Центрального Банка России в регулировании денежного обращения 11
2.1. Организационная структура и функции Центрального Банка 11
2.2. Методы контроля за наличным денежным обращением Центрального Банка РФ 14
Глава 3. Государственная политика в области контроля за денежным обращением 29
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

контроль за денежным обращением.docx

— 86.81 Кб (Скачать файл)

Иными словами, государство  не располагает рыночными инструментами  воздействия на наличную денежную массу: без проведения денежной реформы невозможно изъять излишние наличные деньги у населения. Но проведение денежной реформы – во многом крайняя мера, применяемая в исключительных случаях.

Регулировать количество безналичной  денежной массы значительно проще  хотя бы потому, что легче определить, сколько безналичных денег находится в обращении. Банк России, на которого законодательством возложена обязанность по поддержанию устойчивости рубля и его покупательной способности, имеет больше возможностей, чтобы успешно справиться с этой задачей, если наличное денежное обращение сведено к минимуму.

Сказанное объясняет необходимость  введения государством определенных ограничений наличного денежного обращения посредством установления прямых правовых запретов и принятия норм, косвенно стимулирующих безналичные формы расчетов. В свою очередь, такие ограничения устанавливаются государством для достижения двух целей:

а) фискальной – если денежные средства хозяйствующих субъектов  существуют в безналичной форме в коммерческих банках, государству легче контролировать выполнение хозяйствующими субъектами финансовых обязательств перед государством, т.е. обязанность по уплате налогов;

б) регулятивной – количество безналичной денежной массы в  обращении легче поддается регулированию, а эффективное управление количеством  денег в обращении – залог устойчивости национальной валюты. Это означает, что в случае роста инфляции сократить денежную массу в обращении проще, если основное количество денег существует в безналичной форме.

Один из первых российских актов, ограничивающих наличное денежное обращение, был принят в 1992 г. Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения»8 было установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:

- обязаны хранить свои  денежные средства в учреждениях  банков;

- должны производить расчеты  по своим обязательствам с  другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

- могут иметь в своей  кассе наличные деньги в пределах  лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

- обязаны сдавать в банк  всю денежную наличность сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе в  порядке и сроки, согласованные  с учреждением банка; 

- имеют право хранить  в своих кассах наличные деньги  сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Предприятия, организации и  учреждения (включая организации  торговли), имеющие постоянную денежную выручку и расходующие ее на оплату труда и другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения), не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

Эти ограничения были развиты  в другом подзаконном нормативно-правовом акте, принятом Банком России в 1998 г. и  с изменениями 2002 г. действующем до настоящего времени. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»9 детализирует положения, закрепленные в упомянутом Указе Президента РФ № 622, и определяет механизм реализации названного Указа.

Наличие нормативно установленных  ограничений в сфере обращения  наличных денежных средств предопределяет существование государственного контроля над соблюдением хозяйствующими субъектами этих ограничений. Объектом этого контроля выступают денежные операции с наличными денежными средствами, осуществляемые в процессе ведения предпринимательской деятельности, т.е. движение денежных средств в наличной форме, а правовой формой – проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью.

В приложениях к Положению  «О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации» даются рекомендации по проведению проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью.

Контроль над соблюдением  законодательства о наличном денежном обращении может быть подразделен на два вида в зависимости от правового статуса подконтрольных объектов:

- контроль над соблюдением  законодательства о наличном  денежном обращении юридическими лицами – не кредитными учреждениями;

- контроль над соблюдением  законодательства о наличном  денежном обращении кредитными организациями.

Разграничение основано на различном  регулировании прав и обязанностей хозяйствующих субъектов – кредитных организаций и всех иных хозяйствующих субъектов при работе с денежной наличностью. Если юридические лица – не кредитные организации, в отношениях, связанных с обращением наличной национальной валюты, являются лишь подконтрольными объектами, то кредитные организации, с одной стороны, являются подконтрольными объектами, а с другой – выполняют функции агентов государственного финансового контроля над соблюдением правил обращения наличных денежных средств по отношению к своим клиентам – хозяйствующим субъектам.

В этой связи контроль над  обращением с денежной наличностью  в кредитных организациях отличается от контроля над соблюдением порядка работы с наличными денежными средствами иными хозяйствующими субъектами, во-первых, по субъектам контроля, а во-вторых, по содержанию.

Кредитные организации наделены полномочиями на проведение проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью. Это связано с тем, что именно кредитные организации, будучи основным звеном денежно-кредитной и расчетной системы, обслуживают всех юридических лиц. Нормативно установленное правило об обязательном хранении всех денежных средств юридических лиц на счетах в кредитных организациях и проведении всех расчетов через банковские счета обеспечивает концентрацию денежных потоков в кредитных организациях. Коммерческие банки открывают и ведут банковские счета юридических и физических лиц, осуществляют по их поручению расчеты с использованием денежных средств, находящихся на счетах.

Таким образом, кредитные организации  обладают наибольшими возможностями для осуществления контроля над соблюдением установленного порядка ведения кассовых операций юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Коммерческие банки максимально приближены к хозяйствующим субъектам, обладают необходимыми материальными и техническими ресурсами, располагают информацией, необходимой для осуществления финансового контроля.

Согласно упоминавшемуся выше «Положению о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации», учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью (п. 2.14). Цель данных контрольных мероприятий – проверка соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России10.

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем  учреждения банка в зависимости  от объема налично-денежного оборота  и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается информация других контролирующих органов.

Для проведения проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка, уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

В ходе проверки предприятия  рассматривается:

1. Полнота оприходования  денежной наличности, полученной  в учреждении банка.

2. Полнота сдачи денег  в кассу учреждения банка.

3. Соблюдение согласованных  с учреждением банка условий  расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.

4. Соблюдение установленных  предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

5. Соблюдение установленного  учреждением банка лимита остатка  наличных денег в кассе предприятия.

6. Ведение кассовой книги  и других кассовых документов.

По результатам проверки проверяющий делает выводы и вносит необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков в оформлении кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки составляется в трех экземплярах  и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим). Если в ходе проверки не установлены факты нарушений предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением двух экземпляров справки.

Результаты проверки в трехдневный  срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй – остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

В процессе осуществления кассовых операций кредитные организации  осуществляют контроль не только над  своевременной сдачей предприятиями  наличных денежных средств в банк.

При приеме и обработке денежной наличности кассовые работники кредитных организаций осуществляют контроль над платежностью и подлинностью денежных знаков Банка России на основании признаков платежеспособности банкнот и монеты и оперативной информации, получаемой от территориальных учреждений ЦБ РФ11.

Таким образом, контроль над  соблюдением хозяйствующими субъектами правил обращения наличной национальной валюты проводят кредитные организации. Предварительный контроль в ходе регулирования оборота наличных рублей организуется посредством метода прогнозирования – составления коммерческими банками и учреждениями Банка России прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Оперативный контроль над соблюдением организациями и предприятиями кассовой дисциплины проводится методом лимитирования денег в их кассах. Последующий контроль над соблюдением организациями порядка работы с денежной наличностью реализуется методом проверок12.

В свою очередь, контроль над  соблюдением законодательства о  наличном денежном обращении самими кредитными организациями относится  к компетенции территориальных учреждений ЦБ РФ.

Территориальные учреждения Банка  России и расчетно-кассовые центры проводят в кредитных организациях проверки, цель которых – проверка работы кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью предприятиями, выполнению кредитными организациями требований нормативных актов Банка России по этим вопросам.

Проверки кредитных организаций  проводятся специалистами (работниками) отделов (управлений) денежного обращения или по их поручению специалистами расчетно-кассовых центров в составе комплексных групп и самостоятельно, на основании квартальных планов, утверждаемых руководителями учреждений Банка России.

В ходе проверок рассматривается:13

1. Ведение учета предприятий,  имеющих денежную выручку. 

2. Порядок осуществления  контроля за своевременностью  и полнотой сдачи предприятиями  наличных денежных средств в  кассу кредитной организации.

3. Организация работы по  установлению лимитов остатка  наличных денег в кассах предприятий; сложившаяся практика согласования и доведения лимитов остатка кассы предприятиям; достаточность принимаемых мер по установлению лимитов остатка кассы всему кругу обслуживаемых предприятий.

4. Сложившаяся практика  согласования и оформления разрешений  на право расходования предприятиями  поступающей в их кассы выручки.  Организация контроля над соблюдением согласованных с кредитными организациями условий расходования поступающих в кассу предприятий денежных средств, особенно предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Практика составления  календаря и ведомости учета  выдач наличных денег на заработную  плату, выплаты социального характера  и стипендии. 

6. Правильность оформления  и ведения карточек учета выданных  средств на заработную плату  и выплаты социального характера  по обслуживаемой клиентуре; при необходимости выборочно проверяется полнота записей выдачи средств на эти цели в карточках учета путем сверки с данными лицевых счетов предприятий.

7. Организация прогнозирования  наличного денежного оборота.  Порядок составления прогнозных  расчетов ожидаемых поступлений  в кассу кредитной организации  наличных денег и выдач наличных  денег, представления их в РКЦ. 

8. Соблюдение кредитной  организацией установленного порядка  составления и представления отчетности о кассовых оборотах, достоверность отражения данных в пятидневной и месячной отчетности; ведение ежедневного учета кассовых оборотов.

Информация о работе Государственный контроль за денежным обращением