Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Банки, возникшие  на базе развития капитала, товарного  и денежного обращения, как никто  другой, обладают свойством упорядочения и рационализации денежного оборота. Уже на ранних стадиях банковского  дела банкиры обеспечивали хранение денежных средств, их перевод в соответствии с торговыми операциями как внутри страны, так и во внешнеэкономическом  обороте, выступали в роли менял  денежных знаков одной страны на валюту других стран. С тех пор технология и масштабы банковского дела существенно видоизменились.

Переход от примитивных форм расчетов, используемых древними банкирскими домами, к организации  расчетов на базе современных электронных  сетей дает возможность хозяйству  ускорить время обращения, расширить  хозяйственные связи между товаропроизводителями. Банки стали неотъемлемыми атрибутами современной экономической жизни. Без их содействия невозможно представить  деятельность предприятий, их объединений, отдельных юридических лиц и  граждан.

Упорядочение  и рационализация денежного оборота  достигаются не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более  рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент  по вкладам, бесплатные другие услуги. В целом банки могут выполнять  по поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают  кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль как их владельцам, так и кредитному учреждению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 БИРЖИ  И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

           

          3.1 Биржа  - форма организации торговли  в соответствии с заранее установленными  правилами. Основными задачами  любой биржи являются обеспечение  конкуренции на рынке и недопущение  манипулирования ценами. Помимо  этого в функции биржи входят  разработка новых контрактов, обеспечение  соблюдения правил заключения  сделок, контроль за повседневной деятельностью членов и публикация учебных материалов [8].

Биржа - один из видов организованного рынка. Организованным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таких рынков присущ ряд  общих черт:

1. строго определенные правила проведения торгов;

2. открытость в осуществлении торговых операций;

3. наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;

4. система связи и информации.

Биржу отличает моментальность встречи спроса и  предложения, сменяемость ролей  и резкое ускорение процесса заключения сделки. На бирже достигается наивысшая  степень концентрации спроса и предложения  во времени и пространстве, на основе которых выявляется реальная рыночная цена того или иного товара. Регулярность проведения биржевых торгов обеспечивает адекватное отражение биржевой ценой конъюнктуры в каждый конкретный момент времени.

При заключении сделок биржа является контрагентом для каждой из сторон и гарантирует  исполнение ими своих обязательств путем взимания с каждого участника торгов залоговых средств и проведения взаимозачета (клиринга) по результатам каждого торгового дня. Таким образом, и проигрыши, и выигрыши участников торгов рассчитываются ежедневно, что исключает риск невыполнения кем-либо из участников торгов своих обязательств [7].

Основные функции биржи следующие:

1. биржа представляет собой ценообразующий инструмент;

2. она создает условия и поддерживает ликвидность рынка;

3. биржа служит гарантом исполнения сделок, реализуя принцип поставки против платежа.

Основные  принципы биржевой торговли и ее характерные  особенности формировались на товарных биржах и к периоду начала активного развития рынка ценных бумаг стали общепринятыми. Естественным образом они были перенесены на организацию оборота фондовых ценностей.

3.2 Товарная  биржа является важнейшим элементом  рыночной экономики. В соответствии  с одним из определений товарная  биржа - это организация с правами  юридического лица, формирующая  оптовый рынок путем организации  и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных  публичных торгов, проводимых в  заранее определенном месте и  в определенное время по установленным ею правилам [11].

Товарная  биржа обеспечивает оптовую торговлю различными видами товаров, т.е. возможность  заключения торговых сделок между оптовыми продавцами (предприятиями, фирмами) и  покупателями. При этом на товарных биржах, как правило, происходит купля  и продажа не товаров, а контрактов на их поставку. Контракты продаются  на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию.

Одной из основных функций товарной биржи  является предоставление частным лицам  и компаниям, рискующим понести  убытки вследствие неблагоприятного колебания  цен на товары и финансовые активы, возможности избежать или уменьшить  этот риск. Биржи делают перенос  риска с тех, кто желает его  избежать (хеджеры), на тех, кто согласен его принять на себя (спекулянты). Перенос риска в условиях нестабильной экономики играет стабилизирующую роль в деятельности предприятий.

Товарной  бирже присущи открытость, гласность, информативность. Все сделки регистрируются, о ценах информируются все участники биржи. Все это позволяет определить реальное соотношение между спросом и предложением на те или иные виды товаров и сформировать справедливые (базисные) рыночные цены, а также обеспечить непрерывное их движение в зависимости от изменения ситуации на товарных рынках и в экономике в целом. Уровень цен на товары, установленный на товарной бирже, обусловливает динамику цен по сделкам, совершаемым в отношении той же продукции, вне бирж.

Большое значение на формирование биржевого  рынка того или иного товара оказывает  практика ценообразования. Товары с  невысокой степенью монополизации  производства либо потребления имеют  больше шансов надолго остаться предметом  биржевой торговли. В то же время  возможно существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными  товарами в том случае, если имеется  устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники - продавцы либо покупатели [6].

Объектом  торговли на бирже может стать  не любой товар, а лишь тот, который  заменим и поддается стандартизации. За столетия деятельности биржи как института оптовой торговли сформировался определенный круг биржевых товаров, куда входят в основном сырьевые и сельскохозяйственные товары: прежде всего, нефть и нефтепродукты (дизельное топливо, бензин и др.), цветные металлы (алюминий, медь, олово, никель, свинец, цинк), пищевые продукты (сахар, кофе, какао), продукция животноводства (крупный рогатый скот, свиньи), сырье для текстильной промышленности (хлопок, шерсть), зерновые (пшеница, кукуруза, овес), и т. д. Общее количество биржевых товаров в настоящее время составляет порядка 70 наименований.

На большинстве  бирж продавец может поставить только товар, находящейся на ее официальных  складах, в сейфах уполномоченных банков и с заводов; получивших специальный  сертификат качества, соответствующий  требованиям, установленным в биржевом контракте. Кроме того, продавец обязан предоставить бирже данные о поставляемой партии товара: виде транспорта, на котором  доставлен товар; стране происхождения (если товар обращается на международной бирже); числе мест товара; утвержденном биржей складе хранения товара; дате поставки товара на склад; общем весе партии; номере складского свидетельства на товар и т. д.

3.3 Различают первичный и вторичный фондовый рынки. Первичным фондовым рынком называется размещение эмитентом ценных бумаг среди первых владельцев. Эмитентами называются коммерческие организации, принимающие решение о выпуске и осуществляющие размещение ценных бумаг. На первичном фондовом рынке происходит реализация их экономических интересов. Путем выпуска ценных бумаг эмитенты осуществляют привлечение инвестиционных средств. Как правило, первыми покупателями ценных бумаг являются крупные инвестиционные компании, осуществляющие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет (дилерская деятельность).

Дальнейшее  движение права собственности на ценные бумаги осуществляется на вторичном  фондовом рынке. При этом дилеры, которые  приобрели ценные бумаги на первичном  фондовом рынке, продают их по рыночной цене. В сделках принимают участие  дилеры, приобретающие ценные бумаги за свой счет, и брокеры, выполняющие  заказа своих клиентов и играющие роль посредника. Сделки купли-продажи  осуществляются на биржевых и внебиржевых  торговых площадках. Учет взаимных обязательств участников торгов выполняют клиринговые  организации. Перечисление денежных средств  от покупателя продавцу осуществляют коммерческие банки, а от продавца покупателю - депозитарии - организации, оказывающие  услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету и переходу прав на ценные бумаги. Фиксация права собственности  покупателей на ценные бумаги осуществляется реестродержателями [7].

Вторичный фондовый рынок является инструментом для осуществления спекулятивной  игры и получения спекулятивной  прибыли. Эту возможность широко используют брокеры. Осуществляя большой объем операций купли-продажи ценных бумаг и стремясь приобрести их по более низкой цене и продать по более высокой, они обеспечивают тем самым ликвидность фондового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

4 ФИРМЫ, ИХ СПЕЦИФИКА И ВИДЫ

 

В странах  с развитой рыночной экономикой фирма  является основным организационным  звеном экономики. Четкая организация  внутрифирменного управления позволила  развитым капиталистическим странам  завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Однако  в экономической литературе, как  зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия  «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие  «организация».

Если  у К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю  «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова под фирмой понимается предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность [2].

Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два  схожих понятия – «предприятие»  и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации.

Принято считать, что предприятие без  фирменного наименования не может иметь  другие юридические лица в своей  структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе  филиалы, дочерние предприятия и  другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях [10].

Вместе  с тем следует отметить, что  понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при  заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать  конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.

Существует  несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую  систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении  фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение  интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин  и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых  лежат издержки по осуществлению  хозяйственных сделок – трансакций. Р. Коуз, показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, названных трансакционными [11].

Информация о работе Инфраструктура рынка