Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Итак, в  соответствии с наиболее полным определением государственный сектор экономики  включает в себя государственные  унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с  долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также  открытые акционерные общества с  государственным участием, в которых  государство наделено правом “золотой акции”.

Главный механизм распределения и использования  ограниченных ресурсов в рыночной экономике - это механизм рынка, где центральное  место занимают конкуренция и  цены. Вместе с тем, во всех странах  с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для  принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная  рыночная экономика - это смешанная  экономика, где, наряду с частным  сектором, функционирует и государственный  сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный  механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики. В широком  смысле государственный сектор экономики  включает в себя все экономические  ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых  осуществляется государственное регулирование  экономики. Это и государственный  бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации  в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные  земли [12].

В истории  рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90-е гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е гг. ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта .

По сравнению  с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный  сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства  в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен  государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства  как производителя продуктов  и услуг. Наиболее высокими темпами  государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е гг. ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора  в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в  значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом  их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как  каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро- и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный  и авиатранспорт, аэрокосмическая  промышленность, телекоммуникации. Пик  в развитии государственного сектора  был достигнут в конце 70-х гг. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5% ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14% общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн. чел., что составляло 7,3% всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении 80-х - 90-х гг., в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз, в частности в середине 90-х гг. доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и занятости составляла около 3%.

В российской экономике в настоящее время  государственные и муниципальные  предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий, на государственных  предприятиях работают 38% всех занятых  в народном хозяйстве, государственный  сектор производит около 35% всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению  с началом 90-х гг., когда в государственном  секторе производилось более 90% валового внутреннего продукта страны [15].

Необходимо  отметить, что в рамках общей тенденции  увеличения экономической роли государства  и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали концепции «доминирующего государства», то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства». Начиная с середины 90-х гг., все большее распространение получает идея «эффективного государства» .

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так.

Начнем  с того, что нельзя построить автомобильный  завод в любом месте по желанию  компании. Землепользование регулируется как на уровне всего общества, так  и на местном уровне. Под влиянием государства находятся и затраты  на производство автомобилей хотя бы потому, что правительство устанавливает  минимальную заработную плату. Развитие производства автомобилей зависит  от конкуренции со стороны иностранных  автомобильных компаний, а эта  конкуренция либо ограничивается, либо стимулируется внешнеторговой и  валютной политикой правительства. Далее. Федеральная торговая комиссия определяет, является ли реклама автомобилей  адекватной или она дезориентирует покупателей. Антимонопольное законодательство запрещает повышение цен по соглашению между производителями автомобилей. Управление по здоровью и охране труда  заставляет компании придерживаться правил охраны труда и здоровья рабочих  на автомобильных заводах. Государственная  система социального обеспечения  выделяет средства в случае потери трудоспособности. Федеральная резервная  система (Центральный банк) влияет на размеры кредита, предоставляемого автомобильным компаниям, воздействуя  различными способами на количество денег в обращении. Министерство финансов воздействует на размеры капиталовложений в производство автомобилей, меняя  налог на прибыль и предоставляя налоговые льготы. И так далее. Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях [11].

Экономическая роль государства в самом общем  виде проявляется в том, что оно  выполняет определенные экономические  функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие экономические  функции государства:

1. обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

2. устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма;

3. осуществление государственной экономической политики.

Обеспечение правовой основы деятельности экономических  агентов предполагает разработку и  внедрение в практику различных  законов, обеспечивающих одинаковые условия  принятия решений, как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками  и работодателями, определяющие правила  и нормы поведения продавцов  и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической  деятельности. Государство предоставляет  также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные  системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится полицейская  защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения  качества, массы и объемов.

Устранение  и компенсация недостатков рыночного  хозяйственного механизма является важнейшей функцией государства  в рыночной экономике. В современной  экономической теории обоснование  необходимости вмешательства государства  в экономику в рыночной экономической  системе идет с позиций как  макроэкономической, так и микроэкономической теории. Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного  экономического механизма. Эти недостатки компенсируются государством, государственным  регулированием экономики. Каждый из недостатков  рынка порождает то или иное направление  его регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переходный  период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также  находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период - это  не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько  этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного  периода является формирование и  развитие современной рыночной инфраструктуры.

Ключевым  в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим  лицом создающегося рынка: республикам  и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан  однозначный ответ - хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать  сами производители продукции: предприятия  и предприниматели.

И действительно, развитие предприятий и предпринимательства  имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний  момент предприниматели постоянно  сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей  деятельности.

Зачастую  это объясняется несовершенством  и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные  тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского  предпринимательства при условии  продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего  развития.

Анализируя  проблемы реализации промышленной политики России, мы приходим к пониманию  того, что ее успех возможен лишь в том случае, если она будет  дополнена мерами по развитию научно-образовательной  и общехозяйственной инфраструктуры.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Балабанов А. И. Банки и банковское дело: учебник. – СПб: Питер, 2007. – 488 с.
    2. Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. – Смоленск, 2002. – 396 с.
    3. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
    4. Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
    5. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.
    6. Галанов В.А. Биржевое дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 274 с.
    7. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. М.: ИНФРА-М, 2006.
    8. Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 679 с.
    9. Ефремова Л.С. Банковский аудит: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 389 с.
    10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник, - М.: Юристь, 2000. – 861 с.
    11. Колосова Р.П. Экономика: Учебник. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
    12. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
    13. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2013. –    327 с.
    14. Соколов Ю. Банковское дело. – М: Юрайт, 2010. – 592 с.
    15. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: Аса, 2007.

 

 


Информация о работе Инфраструктура рынка