Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров
Итак, в соответствии с наиболее полным определением государственный сектор экономики включает в себя государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.
Главный
механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов в рыночной экономике
- это механизм рынка, где центральное
место занимают конкуренция и
цены. Вместе с тем, во всех странах
с рыночной экономикой значительную
роль в экономике играет государство.
Государство не только перераспределяет
ресурсы, обеспечивает правовую базу для
принятия решений экономическими агентами,
осуществляет экономическую политику,
но и в некоторых случаях
В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90-е гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е гг. ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта .
По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е гг. ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.
Например,
в Великобритании в послевоенный
период значение государственного сектора
в производственной сфере возрастало.
Государственные предприятия в
значительной степени самостоятельно
действовали на рынке, но в целом
их деятельность контролировалась органами
исполнительной власти и парламентом.
Государственный сектор развивался
в таких отраслях экономики, как
каменноугольная
В российской
экономике в настоящее время
государственные и
Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали концепции «доминирующего государства», то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства». Начиная с середины 90-х гг., все большее распространение получает идея «эффективного государства» .
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так.
Начнем
с того, что нельзя построить автомобильный
завод в любом месте по желанию
компании. Землепользование регулируется
как на уровне всего общества, так
и на местном уровне. Под влиянием
государства находятся и
Экономическая
роль государства в самом общем
виде проявляется в том, что оно
выполняет определенные экономические
функции. Необходимо обратить внимание
на следующие важнейшие
1. обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
2. устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма;
3. осуществление государственной экономической политики.
Обеспечение
правовой основы деятельности экономических
агентов предполагает разработку и
внедрение в практику различных
законов, обеспечивающих одинаковые условия
принятия решений, как производителями,
так и потребителями. Это законы,
определяющие права и формы собственности,
обеспечивающие условия заключения
и выполнения контрактов, регулирующие
отношения между работниками
и работодателями, определяющие правила
и нормы поведения продавцов
и покупателей на различных рынках,
формулирующие условия
Устранение
и компенсация недостатков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период - это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов. Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры.
Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ - хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели.
И действительно,
развитие предприятий и
Зачастую
это объясняется
Анализируя
проблемы реализации промышленной политики
России, мы приходим к пониманию
того, что ее успех возможен лишь
в том случае, если она будет
дополнена мерами по развитию научно-образовательной
и общехозяйственной
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ