Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Такой подход позволяет анализировать как  рыночные, так и внутрифирменные  экономические связи. Как было уже упомянуто в предыдущей главе существуют следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные  трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации  производства, рациональному использованию  факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между  собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать  всю экономику как одну гигантскую фирму. В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие существенные моменты :

По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации  дополнительных трансакций внутри фирмы  могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой  издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются  издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам  организации их другим предпринимателем.

Может случиться  так, что в результате роста числа  организуемых трансакций предпринимателю  не удастся разместить факторы производства так; чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся  извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации  этой трансакции другим предпринимателем.

Цена  реализации одного или более фактора  производства может расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы  выше, чем преимущества! крупной  фирмы.

Конечно, действительная точка, в которой  прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет  тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации и медленнее  рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) предприниматель  менее склонен делать ошибки, и  рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более  крупным фирмам.

Объяснение  необходимости существования фирмы  как общественного института  только в связи с тем, что снижаются  издержки трансакций, недостаточно. Следует  иметь в виду, что производство характеризуется свойствами "организованного  процесса". Оно носит коллективный характер при всё усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях [15].

Внутри  фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность  и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление  административных функций, которые  становятся одним из отличительных  признаков фирмы.

Здесь уместно  дать еще одно определение фирмы  – хозяйственная единица коллективного  характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она  стремится. Значит, далее мы должны рассмотреть, что такое цели и  как они влияют на деятельность современной  фирмы.

Исторический  опыт хозяйствования породил множество  типов фирм, отражающих различные  формы и способы привлечения  и использования капитала. Все  это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной  деятельности, виду субъекта и права  собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и  количественным критериям.

По виду хозяйственной деятельности и характеру  совершаемых операций распознают фирмы  промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а  также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные  по объему суммарных продаж – промышленные фирмы, а самые многочисленные –  группы фирм, функционирующих в сфере  научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические  услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой  новых и усовершенствованием  ранее освоенных технологий.

Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых  торговлей (внутренней и внешней). Это  могут быть фирмы оптовой и  розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим  сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные  субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также  как вознаграждение за услуги по продвижению  товаров на рынки. Для крупных  торговых фирм характерно сочетание  коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров [3].

Фирмы могут  классифицироваться не только по конкретному  виду, но и по степени охвата видов  хозяйственной деятельности. Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые) .

Различают два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при  всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее  производство (основную специализацию). По организационной структуре такие  фирмы, как правило, представляют собой  концерны.

Второй  тип диверсифицированных фирм –  так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее  производство. Здесь сосредоточиваются  виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов  не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли  посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном  случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение  ранее конгломератной структуры  в диверсифицированную фирму  первого типа.

По признаку субъекта права собственности все  фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности  граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

1) единоличные  владения, характеризующиеся непосредственным  соединением функций владения  собственностью и управления;

2) товарищества, которыми на паях владеют два  лица и более, особенностями  которых являются специализация  функций управления и неограниченная  ответственность совладельцев за  деятельность партнеров;

3) общества, где существует отделение функций  управления от функций собственности,  но уже при ограничении ответственности  за деятельность фирмы.

С точки  зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все  фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) – это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная  диверсификация деятельности [13].

По количественному  критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия  или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирмы, численность работающих. Использование перечисленных критериев  в комплексе позволяет получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи  с особым положением малого бизнеса  в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных  мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность  работающих в качестве критерия, ограничивающего  группу предприятий. В современных  условиях сочетание крупных, средних  и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но и предпосылки  и условия его развития.

 

 

 

 

 

 

 

5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Государственный сектор экономики – это система  предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической  и правовой базе государственной  собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах. Считается, что в условиях современной  социально-ориентированной рыночной экономики наличие государственного сектора экономики, прежде всего, объективно обусловлено необходимостью устранения или ограничения несостоятельности (несовершенства) рынка. Однако, как отмечает академик Л. И. Абалкин, «есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенства рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе... - соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики» [12].

Государственный сектор экономики производит такие  экономические и социальные блага, которые частный сектор либо не производит вообще, либо неэффективен при их создании. Еще Адам Смит писал, что «обязанностью  государя или государства является основание и содержание таких  общественных учреждений и таких  общественных работ, которые, будучи, может  быть, в самой высокой степени  полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому  нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных  лиц основывала их или содержала». К данным благам, в частности, относится  обеспечение коллективной безопасности членов общества. Сюда относятся оборона от внешних посягательств и внутренняя безопасность; решение проблемы экологической безопасности; обеспечение равных возможностей реализации прав личности на образование, охрана здоровья, занятость, социальное обеспечение. Кроме того, на макроэкономическом уровне во многих странах мирового сообщества именно государственный сектор экономики решает вопросы по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, а также решают задачи ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, отрасли производственно-хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные исследования и разработки, военная промышленность в целом, авиакосмическая и атомная в частности. При этом масштабы государственного сектора национальной экономики определяются экономической, производственной, политической и социальной целесообразностью. Границы государственного сектора могут быть достаточно подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирования, возможна продажа их частному капиталу [2].

Миссия  государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций  самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в условиях глобализующегося мирового рыночного хозяйства есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Это внешняя цель ее функционирования и развития. Внутренняя цель сводится в конечном счете к росту ВВП как суммирующего показателя результативности функционирования как частного, так и государственного предпринимательства. Следовательно, миссия государственного сектора экономики состоит в формировании и воспроизводстве благоприятных условий устойчивого экономического и социального развития страны, ее национальной безопасности. Это означает, что государственный сектор не может замыкаться лишь на обеспечение эффективной работы собственных предприятий, учреждений и организаций. Он призван быть одним из рычагов государственного регулирования национального рыночного хозяйства. Внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализируемого рынка не может быть ни чем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель - рост уровня и качества жизни населения страны.

Информация о работе Инфраструктура рынка