Исследования конкуренции на рынке отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.
В настоящее время ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствую¬щих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка 4
1.1. Понятие товарного рынка. 4
Необходимость защиты рыночной конкуренции. 4
1.2. Границы товарного рынка. Состав продавцов и покупателей. 6
2. Общий анализ рынков и поведения предприятий. 14
2.1. Многообразие подходов к анализу рынков и поведению предприятий 14
2.2. Барьеры входа на рынок 16
3. Исследования конкуренции на рынке отрасли 22
3.1. Методика исследования конкуренции на рынке отрасли 22
3.2. Анализ конкуренции на примере ЗАО “Металл-профиль”. 26
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

становление и развитие конкуренции.DOC

— 204.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция является ведущей  характеристикой рыночной среды, в  которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.

В настоящее время ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели.

Степень развития конкуренции  находится в обратной зависимости от уровня монополизации рынка предпринимательскими монополиями. Предпринимательские монополии — предприятия, концентрирующие такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет им, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.

Цель курсовой работы – изучить становление и развитие конкуренции на товарных рынках в переходной экономике России.

Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам Доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

Использование конкуренции  как экономического фактора безопасности рассмотрено на примере оценки уровня и прогноза конкуренции для рынка стандартизированных конструкций как одного из рынков продукции ЗАО “Металл-Профиль”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА. ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА

1.1. Понятие товарного рынка.

Необходимость защиты рыночной конкуренции.

 

В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция - явление  нечастое. Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к единоличному захвату  рынка, вытеснению конкурентов для  получения монопольно высокой прибыли становится объективной тенденцией. Рыночная стихия порождает монополию в форме различных объединений и горизонтальных соглашений, поэтому если эти рыночные отношения не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Поэтому борьба со стихийным развитием рыночной экономики, с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции — одни из главных задач государства в большинстве стран мира. В России эти функции в настоящее время возлагаются на Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, главная цель которого — не непосредственное вмешательство государственных органов в экономику, а корректировка отклонений в саморегулирующихся процессах развития.

Целям защиты рыночной конкуренции служит конкурентное право. Оно обеспечивает не только законные права и интересы отдельных субъектов рынка, конкурирующих между собой, но и ту систему условий и правил борьбы, в которых развивается соперничество изначально равных по возможностям сторон и в которых проигравшая сторона должна уступить место более сильной, а сильная — не применять недозволенных методов борьбы.

Субъекты рынка — предприятия, организации и их объединения  — конкурируют за получение наиболее выгодных условий предпринимательства, за минимизацию издержек производства и обращения путем внедрения новейших технологических и иных достижений, формирования и поддержания спроса на свою продукцию разнообразными мерами информационного, в том числе рекламного, воздействия.[4, с. 149]

Таким образом, применительно к  рассматриваемым закономерностям  конкуренции товарный рынок можно  определить как некую предметную область, в которой складываются два типа отношений: конкурирующих  между собой хозяйствующих субъектов, а также этих субъектов с поставщиками сырья, материалов, иных ресурсов и потребителями продукции (товаров, работ, услуг). Эти отношения регулируются многими законами, в том числе и конкурентным законодательством. Кроме того, в определенных случаях, о которых уже было сказано, в отношения конкуренции вмешивается государство в лице органов законодательной, судебной и исполнительной власти.

Применение любого национального  или международного конкурентного законодательства невозможно без строгой «привязки» к определенному товарному рынку. Ни одно дело по признакам нарушения конкурентного законодательства не может быть рассмотрено без точной идентификации товарного рынка, на котором были ущемлены интересы конкурентов или права потребителей.

В Законе о конкуренции понятие «товарный рынок» определяется как «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами». Иными словами, товарный рынок — часть воспроизводственного цикла, которая отличается как от производства, так и от потребления и охватывает отношения обмена товаров (работ, услуг) на деньги, в которые вступают продавец (исполнитель) и покупатель. Для установления факта товарообмена важно определить, кто является собственником товара и в какой момент происходит переход прав собственности от одного участника сделки к другому (от продавца, исполнителя к покупателю).

1.2. Границы товарного рынка. Состав  продавцов и покупателей.

 

Любая часть территории Российской Федерации может быть признана товарным рынком с точки зрения его географических границ. Например, при оказании жилищно-коммунальных услуг существует множество предприятий, которые подключены к жилым домам и являются единственно возможными поставщиками тепла, т.е. занимают доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в географических границах одной улицы. Злоупотребления таких локальных монополий в общественном масштабе не менее значимы, чем доминирующих на федеральном рынке предприятий. Следовательно, определение товарного рынка позволяет в соответствующих ситуациях устанавливать для разных рынков различные географические границы.

Географические границы товарного  рынка обусловлены географическими (природными), экономическими, технологическими, административными условиями, ограничивающими возможность покупателей приобрести товар в рамках определенной территории. Выход за пределы этой территории существенно повышает издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Географические границы рынка определяются по принципу признания покупателями доступности товаров. Для понимания границ того или иного рынка важно уяснить пределы взаимозаменяемости товаров — продуктовых границ товарного рынка. При этом в зависимости от спроса конкретного потребителя (группы потребителей) пределы взаимозаменяемости могут существенно варьироваться. Так, одна теплоэлектростанция при недостатке угля имеет технологическую возможность перейти на мазут, а другая — нет; одна группа пациентов может применять заменяемые лекарства, а другой заменитель по разным причинам противопоказан.

Продуктовые границы рынка обусловлены  мнением покупателей о взаимозаменяемости или заменимости товаров по своим характеристикам, ценам и назначению (например, сливочное масло и маргарин, кирпич и стеновые панели для строительства домов). Другими словами, в один товарный рынок следует включать те товары, которые большинство покупателей признает взаимозаменяемыми по функциональному назначению и стоимости вне зависимости от индивидуальных предпочтений, моды, сиюминутных пристрастий. Мнение покупателей является исходным, главенствующим в определении товарных границ рынка. Несмотря на то, что шины разных типоразмеров для разных моделей автомобилей производятся на одном оборудовании, они относятся к разным рынкам, поскольку для покупателя этот товар дополняет уже имеющийся основной предмет — автомобиль. В то же время производимые на одном оборудовании разные модели холодильников, обуви или верхней одежды вряд ли попадут в разные рынки независимо от их моделей или размерно-ростовочной шкалы.

Рассмотренные характеристики товарного  рынка (его географические и продуктовые границы) представляют рынок в статическом состоянии. Чтобы выполнить его описание, требуется собрать и проанализировать значительный объем информации. Для полной оценки границ рынка, устойчивости положения на нем отдельных хозяйствующих субъектов необходим также анализ рыночной ситуации в динамике. Сущность этого анализа можно выразить вопросом «Какой будет реакция покупателя, если на товарном рынке продавец товаров поднимет цену на них на небольшую, но существенную величину?». Небольшой, но существенной величиной принято считать повышение цены примерно на 5% по сравнению со стоимостью товара при низком уровне инфляции, а подобные вопросы принято называть 5%-ными.

Теоретические чистые ценовые эксперименты в зарубежной литературе описываются часто, но примеров практического использования этого способа моделирования не обнаружено. Необходимые элементы для анализа динамики товарного рынка: повышение цены и реакция покупателей. Важно иметь в виду, что рынок — это наименьшая группа товаров и географическое пространство, которые покупатель рассматривает как равно заменяемые и равно доступные, когда цены на эти товары и только эти цены поднимаются на небольшую, но существенную величину. Изменение цен предприятием, доминирующим на рынке, позволяет выявить те товары, которые до повышения цен покупатель отвергал, а после повышения цен сочтет возможным приобретать как заменители. Эти прежде отвергнутые товары являются реально конкурирующими с привычными для покупателя. Другие типы повышения цен не вызовут изменения покупательского поведения. Изменение цены должно быть относительно продолжительным: краткосрочное может не повлиять на изменение покупательского поведения. [7, с. 201]

Малое повышение цены выделит из всей группы заменяемых продуктов только близкие заменители. Если в рассмотрение взято большее повышение цены, то более далекие заменители будут ошибочно включены в тот же рынок.

Если малое, но существенное, стабильное во времени повышение цены только на те товары, которые контролирует доминант, не привело к изменению покупательского поведения, то товарный рынок, его продуктовые и географические границы первоначально определены верно. Иными словами, если при повышении цены покупатель не смог переключиться на товары-заменители (субституты) и приобретать товар по прежней цене на другой территории, значит, наименьший по своим продуктовым и географическим границам рынок определен точно.

Значительный уровень инфляции, высокие инфляционные ожидания населения, узость товарного ассортимента, а также ряд других факторов в странах с переходной рыночной экономикой затрудняют моделирование покупательского поведения в ответ на возможное повышение цен доминантом.

В связи с этим заключительная часть  определения товарного рынка, данного  в Законе о конкуренции,— «экономическая возможность покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствие этой возможности за ее пределами» — на практике означает, что продуктовые и географические границы определяются исходя из условной готовности покупателя платить в настоящий момент (а не в ответ на действия доминанта) цену, превышающую действующую на 5%. Таким образом, вся взаимозаменяемая продукция при цене дороже исходной не более чем на 5% включается в товарный рынок. В товарный рынок также включается и дополнительная территория реализации товара, если стоимость проезда на эту территорию увеличит цену покупки не более чем на 5%.

После оценки продуктовых и географических границ рынка, состава оперирующих  на нем продавцов и покупателей, их положения на этом рынке можно судить о степени развитости конкуренции, формулировать рекомендации о методах ее поддержания и развития.

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств) и товаров-заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара). [12, с. 189]

Информация о работе Исследования конкуренции на рынке отрасли