Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 12:43, курсовая работа
Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.
В настоящее время ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствую¬щих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик
Введение 2
1. Понятие товарного рынка. Границы товарного рынка 4
1.1. Понятие товарного рынка. 4
Необходимость защиты рыночной конкуренции. 4
1.2. Границы товарного рынка. Состав продавцов и покупателей. 6
2. Общий анализ рынков и поведения предприятий. 14
2.1. Многообразие подходов к анализу рынков и поведению предприятий 14
2.2. Барьеры входа на рынок 16
3. Исследования конкуренции на рынке отрасли 22
3.1. Методика исследования конкуренции на рынке отрасли 22
3.2. Анализ конкуренции на примере ЗАО “Металл-профиль”. 26
Заключение 30
Список литературы 32
Кроме того, рассмотренные
факторы оказывают различное
влияние на конкуренцию на рынке.
Для учета относительной
Использование рассмотренной методики проиллюстрируем на примере оценки уровня и прогноза конкуренции для рынка стандартизированных конструкций как одного из рынков продукции ЗАО “Металл-Профиль”.
В рассматриваемом примере оценена подверженность указанного рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. Дан прогноз состояния конкуренции.
Информация по данному разделу была получена посредством анкетирования экспертов - менеджеров и ведущих специалистов предприятия.
Состояние и прогноз
изменения факторов конкуренции
на рынке стандартизированных
Таблица 1
Факторы конкуренции на рынке стандартизированных
конструкций из стали.
№ п/п
|
Факторы конкуренции |
Экспертная оценка |
Прогноз изменения фактора | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. Ситуация в отрасли | ||||
1.1 |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
не проявляется |
останется стабильным | |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
четко проявляется |
останется стабильным | |
1.5 |
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
1.6 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
четко проявляется |
останется стабильным | |
1.7 |
Барьеры проникновения на рынок |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
1.8 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
четко проявляется |
определенно усилится | |
1.9 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
1.10 |
Привлекательность рынка данного продукта |
четко проявляется |
определенно усилится | |
2. Влияние потенциальных конкурентов | ||||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
3. Влияние поставщиков | ||||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
3.2 |
Значимость покупателя |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
4. Влияние покупателей | ||||
4.1 |
Статус покупателей |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
слабо проявляется |
останется стабильным | |
4.3 |
Стандартизация товара |
четко проявляется |
останется стабильным | |
5. Влияние товаров-заменителей | ||||
5.1 |
Цена |
четко проявляется |
останется стабильным | |
5.2 |
Стоимость "переключения" |
четко проявляется |
останется стабильным | |
5.3 |
Качество основного товара |
четко проявляется |
останется стабильным |
В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями. Несмотря на то, что различные фирмы предлагают на рынке товар различного качества и различные сервисные услуги, издержки “переключения” клиента невысоки, поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту. Спрос на рынке явно ненасыщен, поэтому фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается. Высокие барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию на рынке. Одновременно четко проявляется высокий уровень конкуренции на смежных рынках с явной тенденцией усиления.
Высокие барьеры проникновения на рынок (высокие затраты на достижение эффективного масштаба производства, противодействие фирм отрасли, ограничение доступа к каналам распределения и источникам сырья) обусловливают низкую вероятность появления новых конкурентов на рынке. В перспективе данная ситуация вряд ли изменится.
Стандартизированность каналов поставки, отсутствие “монопоставщика” и важность фирмы как клиента в глазах поставщиков говорит о незначительном влиянии со стороны поставщиков. В перспективе, по оценкам экспертов, данная ситуация не изменится. Отсутствие крупных клиентов и высокая значимость товара у покупателя ограничивают возможность угрозы со стороны покупателей. Ситуация останется стабильной и в перспективе.
Низкие цены и низкая стоимость “переключения”, а также требование более высоких издержек на поддержание качества обусловливают сильное влияние товаров-заменителей. Сила влияние факторов конкуренции данной группы в перспективе не изменится. Рынок стандартизированных конструкций из стали характеризуется как привлекательный, с растущим спросом. Уровень конкуренции на рынке в настоящий момент невысок. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.
К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уровень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей (рис. 1).
Рис. 1. Оценка влияния основных сил конкуренции в отрасли
К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.
Прогноз изменения факторов конкуренции показывает, что в основном в ближайшей перспективе ситуация не изменится, за исключением влияния товаров-заменителей, которое определенно усилится.
Общий вывод: уровень конкуренции на рынке стандартизированных конструкций из стали невысок и в прогнозируемом периоде не изменится
Степень развития конкуренции находится в обратной зависимости от уровня монополизации рынка предпринимательскими монополиями. Предпринимательские монополии — предприятия, концентрирующие такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет им, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.
Рынок совершенной конкуренции
несовместим с какой-либо монополией
и властной регламентацией пользования
ограниченными благами как
Рынок свободной конкуренции не имеет каких-либо природных или иных барьеров для входа в него и выхода ни для продавцов, ни для покупателей. Лишь при таких абстрактных предположениях можно наиболее четко раскрыть механизм действия законов рынка, регулирующих производство и обмен товаров. Анализ более сложных рынков олигопольных и монопольных (монопсонных) форм будет дан позже.
Среди всех возможных
форм рынка его совершенная
Информация о работе Исследования конкуренции на рынке отрасли