Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 156.88 Кб (Скачать файл)

-  организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

-  экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует  организации эффективной системы  контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую  экономику государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

-  формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;

-  исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

-  достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

-  обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

-  долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы  государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической  безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том  числе следующих [28, с.46].

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с  помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии  и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых  результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости  от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение  экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать  технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007-2012 ГОДАХ  

 

2.1 Основные тенденции  социально-экономического развития  в 2007-2009 годах

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние  на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение  внешнеэкономических условий стало  серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере (Приложение 1).

Таблица 2.1

Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного  фактора (темп роста, в % к предыдущему периоду)

 

2009 г.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2

3

4

5

ВВП

93,0

98,8

101,5

102,4

Промышленность

93,6

99,8

102,4

101,2

Инвестиции

92,3

95,6

96,4

94,7

Реальная заработная плата

97,9

98,2

99,2

99,3

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

101,6

101,1

94,9

95,7

Оборот розничной торговли

95,4

97,3

99,3

99,9


Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в  части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов (табл. 2.1).

Положительный вклад в  динамику ВВП вносит чистый экспорт  товаров и услуг. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. При этом физические объемы экспорта также начали восстанавливаться  к середине 2009 года. Реализация антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  способствовала стабилизации социально-экономической  ситуации в стране и переходу к  положительным темпам экономического роста. В результате в июне - июле 2009 г. произошел перелом в экономической  динамике и наблюдался рост ВВП (с  учетом исключения сезонного и календарного факторов). В целом ожидается, что  переход к положительной экономической  динамике уменьшит спад ВВП во II полугодии  и в целом по итогам года он составит 8,5 процентов (Приложение 2).

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов  экспорта и постепенным восстановлением  производственных запасов.

Индекс промышленного  производства за январь - август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду  предыдущего года. В большей степени  падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов). В июне - августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит поступательный рост в результате позитивных импульсов как со стороны запасов, так и внешнего спроса[20, с.35]. В 2009 году в целом прогнозируется спад промышленного производства на 11,4 %, в том числе в обрабатывающих производствах на 15,5 процента.

В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным  явлениям. В январе - августе производство в сельскохозяйственном секторе  экономики снизилось на 3,7 % и в  целом по итогам года ожидается, что  производство сельскохозяйственной продукции  останется на уровне 2008 года.

В январе - августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились  на 18,9 % по сравнению с соответствующим  периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и  сложностей с кредитованием активного  восстановления инвестиций во II полугодии 2009 г. не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов (Приложение 2).

До настоящего времени  не прекратился спад в строительном комплексе. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь - август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Вместе с тем в жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого  населением за счет собственных и  заемных средств (прирост данного  показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего  года). Хотя в январе - июне ввод жилья  за счет средств федерального бюджета  сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке  ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода  жилья. В целом за восемь месяцев  текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что  на 1,2 % больше, чем за соответствующий  период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья  на уровне 52-55 млн. квадратных метров.

Объемы потребительского спроса снизились за первые восемь месяцев 2009 г. значительно меньше, чем  другие компоненты валового внутреннего  продукта. Оборот розничной торговли уменьшился на 4,7 %, объем платных  услуг населению – на 3,5 процента. Ожидается, что продолжающееся сокращение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации  потребительских расходов до конца  года. В целом в 2009 году оборот розничной  торговли будет на 6 % ниже, чем в 2008 году.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы  реальная заработная плата в январе - августе 2009 г. сократилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7 % к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и  социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса. В  целом за 2009 год, по оценке Минэкономразвития  России, реальная заработная плата  снизится по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, снижение реальных располагаемых  денежных доходов населения составит 4,1 процента (Приложение 3).

За январь - август 2009 г. индекс потребительских цен составил 108,1 %, что на 1,6 процентных пункта ниже соответствующего показателя за тот же период предыдущего  года. По состоянию на август 2009 г. оценка инфляции в годовом выражении  снизилась до 11,6 % против 12 % в июле. Такое изменение обусловлено, прежде всего, нарастающими спросовыми ограничениями населения, а также достаточно жесткой денежной политикой. Таким образом, во II полугодии 2009 г. инфляция может быть на уровне 3-3,3 %, что ниже чем годом ранее (4,2 %) и в целом за год она не превысит 11-12 процентов (Приложении 3).

Экспорт товаров в январе - августе 2009 г. составил 180,9 млрд. долларов США (54,9 % к соответствующему периоду  прошлого года). Снижение стоимостных  объемов связано не только с драматическим  падением экспортных цен, но также с  существенным уменьшением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. При этом физические объемы экспорта начали восстанавливаться  к середине 2009 г., что обеспечило общее оживление экономики. Во II полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как за счет положительной  ценовой динамики (несмотря на прогнозируемое снижение нефтяных цен), так и за счет дальнейшего наращивания физических поставок сырья. Таким образом, в  целом за год экспорт составит 285 млрд. долларов США (что на 39,6 % ниже 2008 года), при этом снижение физических объемов не превысит 5 % (в I полугодии  – 11,3 процента) [7, с.24].

Сокращение внутреннего  спроса в первой половине года в  наибольшей степени было связано  со снижением спроса на импортные  товары. Импорт товаров в январе - августе составил 114 млрд. долларов США и сократился на 40,4 % по отношению  к соответствующему периоду прошлого года. Во II полугодии ожидается достаточно быстрое увеличение спроса на импорт, прежде всего, в результате возобновления  роста производственных запасов. В  целом за год импорт товаров составит 190,3 млрд. долларов США (снижение к 2008 году на 34,8 процента).

Таким образом, внутренние и  внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада  к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов  и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

2.2 Факторы и  условия социально-экономического  развития РФ в 2010-2012 годах

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, существенное замедление спада американской экономики  и постепенное формирование тенденции  восстановления промышленности ведущих  стран значительно повысили оптимизм экспертов и международных организаций  по поводу перспектив выхода мировой  экономики из самой глубокой после Второй мировой войны рецессии.

Все заметнее начал проявляться  эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление  спроса и поддержку реального  сектора, в том числе за счет поддержки  автомобильной, авиастроительной и  судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому  сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить  обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке  жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно  выросли с начала года.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения