Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Динамика мирового потребления
продовольствия в значительной степени
связана с темпами
Обесценивание национальных валют по отношению к основным мировым валютам привело к росту внутренних цен на продовольствие во многих странах и, как следствие, соответствующей корректировке спроса. По той же причине увеличились издержки в отраслях пищевой промышленности, в стоимости продукции которых велика импортная составляющая, что привело к снижению эффективности производства.
В подавляющем большинстве
случаев темпы роста экспорта
и импорта
В 2009 - 2010 годах можно ожидать
возобновления роста цен на сельскохозяйственные
и продовольственные товары, возможны
колебания цен, однако их резкого
роста, за небольшими исключениями, по-видимому,
не произойдет. Что касается более
отдаленной перспективы, то, по мере преодоления
последствий кризиса, ситуация на мировом
рынке сельскохозяйственной продукции
начнет стабилизироваться. Цены, хотя
и продолжат постепенно повышаться,
скорее всего, не станут слишком высокими.
Определяющим динамику цен фактором
станет изменение стоимости
В настоящее время российская
экономика, а с нею вместе сельское
хозяйство и пищевая
Как и прежде, сальдо торгового баланса в торговле России со странами СНГ складывается положительным и в январе - июле 2009 г. составило 12,6 млрд. долларов США против 21,2 млрд. долларов США в январе - июле 2008 года.
С большой долей вероятности можно говорить о затяжном характере экономического кризиса и сохранении негативных тенденций в текущем году, что дает основания прогнозировать значительное (до 40 %) по сравнению с 2008 годом снижение товарооборота в 2009 году. Постепенный рост объемов взаимной торговли возобновится в конце 2010 года с тенденцией на устойчивую положительную динамику в последующие годы, когда другие страны и регионы мира, включая страны Содружества, постепенно начнут выходить из кризиса.
В 2010 году ожидается увеличение товарооборота, которое согласно базовому сценарию может составить 7 процентов. Восстановление положительной динамики позволит ожидать в 2011 - 2012 годах темпов роста 6-7 %, хотя из-за резкого сокращения в 2009 году показатели экспорта и импорта в 2012 году еще будут отставать от высоких значений 2008 года, достигнутых в период высоких темпов экономического развития стран Содружества.
В сфере борьбы с криминализацией
экономики необходимо активизировать
противодействие организованной преступности,
в том числе пресечение деятельности
международных преступных группировок.
Должны быть приняты меры, обеспечивающие,
в первую очередь, отражение угроз
экономической преступности, наносящей
ущерб социальной стабильности общества,
экономике, интересам государства
во внешнеэкономической
Крупные задачи должны быть
решены в области управления экономикой.
Совершенствование системы
Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового
пространства, новых институтов
управления и осуществление
- разработку механизма
разрешения спорных вопросов
и конфликтных ситуаций, возникающих
в сфере экономических
- гармоничное развитие
экономических и политических
отношений со странами
- укрепление государственной
власти, повышение доверия к ее
институтам, а также рационализацию
механизмов выработки и
Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической
- бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Важнейшим элементом механизма
обеспечения экономической
Основные направления
этой деятельности следующие. Во-первых,
выявление случаев, когда фактические
или прогнозируемые параметры экономического
развития отклоняются от пороговых
значений экономической безопасности,
и разработка комплексных государственных
мер по выходу страны из зоны опасности.
Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую
безопасность, разрабатываются одновременно
с государственными прогнозами социально-экономического
развития и реализуются в программе
социально-экономического развития Российской
Федерации. Во-вторых, организация работы
по реализации комплекса мер с
целью преодоления или
Совет безопасности РФ рассматривает
концепцию федерального бюджета
с точки зрения обеспечения экономической
безопасности государства. Правительство
координирует работу федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ по реализации
необходимых мер, в том числе
по подготовке законодательных и
иных нормативных актов. В-третьих,
экспертиза принимаемых решений
по финансовым и хозяйственным вопросам
с позиции экономической
Реализация мер по устранению
угроз экономической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая безопасность
– это состояние защищенности
экономики от внутренних и внешних
угроз. Целью экономической
Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.
Государство должно осуществить
комплекс мер, прежде всего, по обеспечению
экономического роста, что и будет
гарантией экономической
При этом социальная политика
должна содействовать консолидации
общества на условиях устойчивого экономического
положения граждан, повышения их
уровня жизни. Определенный позитивный
сдвиг, наблюдавшийся в росте
среднемесячных денежных доходов населения
в течение последнего времени, имел
место на фоне значительных задержек
денежных выплат, усиления дифференциации
в доходах различных социально-
Основным направлением инвестиционной
политики должно стать формирование
благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности,
привлечению частных
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Следует заметить, что важнейшим
элементом механизма
- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация мер по устранению
угроз экономической
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.
Для борьбы с угрозой экономической
безопасности России должна быть выработана
стратегия экономической
Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового
пространства, новых институтов
управления и осуществление
Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения