Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 156.88 Кб (Скачать файл)

Умеренно-оптимистичный  сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:

Первое – более активная реализация компаниями мероприятий  по повышению конкурентоспособности  своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в  совместных с государством инновационных  и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности  будет выражаться в более высоких  темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и  относительно более успешном импортозамещении.

Второе – формирование элементов национальной инновационной  системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье – проведение более  активной социальной политики (в том  числе в бюджетном секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.

Четвертое – повышение  эффективности использования государственных  инвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных  проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного  прироста ВВП в 2010 году и до 1,1 процентных пункта в 2011 году.

Определенный вклад в  повышение спроса окажет и более  высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики  будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах(Приложение 4).

Важнейшим условием повышения  эффективности функционирования экономики  является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.

Объем инвестиций в инновационный  сектор экономики 

в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему семилетнему  периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко  замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта[25, с.46].

Таким образом, за счет повышения  эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в  инновационный сектор может быть дополнительно обеспечено 0,5-0,6 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах  по сравнению с 2009 годом.

Одним из основных условий  реализации варианта 2а является повышение  доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения  не менее чем на 13 %, в 2011 году –  на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.

Вариант 1а характеризуется  нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2011 - 2012 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.

Принимая во внимание возможные  различия в темпах восстановления мировой  экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с более высокой ценой на нефть (вариант 2b).

Вариант 2b характеризуется  достаточно благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой – цена на нефть в 2010 году будет на 10 долларов выше базового варианта и составит 68 долларов США  за баррель, в 2011 году цена может быть на 15 долларов выше цены базового варианта и составит 74 долларов США за баррель, в 2012 году цена может подняться до 81 доллара США за баррель, или на 21 доллар выше, чем в варианте 2а.

Такая благоприятная ценовая  динамика позволит повысить темпы роста  ВВП в 2010 году на 1,4 процентных пункта, т.е. до 3 процентных пунктов. В 2011 и 2012 годах  рост экономики по сравнению с  вариантом 2а будет выше на 0,6 процентных пункта, и составит, соответственно, 3,6 и 4,9 процента.

Дополнительный импульс, связанный с более высокими ценами на нефть, увеличит темпы роста инвестиций на 1,6-3,5 процентных пункта и доходов  населения на 0,3-1 процентный пункт (Приложение 5).

Объемы внешней торговли в 2010 - 2012 годах не достигнут уровня 2008 года, положительное сальдо торгового  баланса к 2012 году сократится до 97,4 млрд. долларов США против 179,7 млрд. долларов США в 2008 году.

Экспорт товаров 2010 - 2012 годах достигнет 306-329 млрд. долларов США. При этом физический прирост экспорта будет составлять 1-3 % в год. Наиболее значительно к 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится экспорт сырьевой продукции и продовольственных товаров, металлов, удобрений и древесины.

После сокращения в 2009 году номинальный экспорт товаров  топливно-энергетического комплекса  при умеренном росте цен в  среднем на 2,3 % в год и физических объемов на 1,6 % в год несколько  увеличится, однако удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре российского  экспорта к 2012 году будет оставаться значительно ниже уровня 2008 года (61,3 % против 66,3 % в 2008 году). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта в 2010 - 2012 годах останется практически на уровне

2008 - 2009 годов, продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья увеличится с 2 % в 2008 году  до 4 % к 2012 году, металлов и изделий  из них – с 11,7 % до 14 %, продукции  химической промышленности –  с 6,5 % до 7 процентов. 

Импорт товаров прогнозируется в 2012 году на уровне 231,4 млрд. долларов США. В период 2010 - 2012 годов номинальный  импорт будет умеренно прирастать на 5-8 % в год (в 2004 - 2008 годах указанный  прирост составлял более 31 процента). При этом физический прирост импорта  будет составлять 4-7 %, а цен – 0,5-1,2 процента. В структуре импорта доля потребительской продукции снизится с 40,7 % в 2009 году до 38 % в 2012 году, доля инвестиционных товаров вырастет с 23,7 % до 25,5 %, товаров промежуточного использования – с 35,6 % до 36,5 процента.

В 2010 году основным фактором оживления спроса будет оставаться рост экспорта, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов, а также постепенное  восстановление производственных запасов. Прирост ВВП при этом составит не более 1-1,6 % в зависимости от сценария развития.

Возобновление роста мировых  цен на основные товары российского  экспорта в 2010 - 2012 годах не компенсирует их 1,5-2-кратного снижения в 2009 году. Это  приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 31 % в 2008 году до 25,8-26,3 % в  вариантах 2а и 1а, соответственно, в 2012 году.

С 2011 года по мере восстановления инвестиционной активности определяющим фактором станет внутренний спрос. Рост инвестиционных расходов, поддерживаемый ростом кредита, и возобновление  потребительской активности будут  определять увеличение прироста ВВП  в 2011 - 2012 годах до 3-4,3 процентов (Приложение 6).

Внутренний спрос в  реальном выражении в варианте 2а  в 2010 году увеличится на 2,1 %, прежде всего  за счет восстановления производственных запасов, в 2011 - 2012 годах – до 4,5-5,6 % за год. В варианте 1а прирост  внутреннего спроса не превысит 1,5 % в 2010 году и 2,2-4,3 % в 2011 - 2012 годах.

В 2010 году возможен более  быстрый восстанавливающий темп импорта. В последующие годы, по мере повышения конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг, внутренний спрос будет в большей  степени ориентирован на них.

Предполагается, что процессы импортозамещения будут более интенсивно происходить на потребительском, чем на инвестиционном рынке.

Кроме того, прогнозируется сокращение доли импорта в потреблении  бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины) и автомобилей. Доля импорта легковых автомобилей в  ресурсах внутреннего рынка снизится с 63 % в 2008 году до 47 % в 2012 году.

Сокращение импорта в 2009 году пришлось, прежде всего, на товары инвестиционного спроса и промежуточного потребления. При этом возобновление  роста импорта в 2010 - 2012 годах будет  также связано с ростом спроса на эти две группы товаров. Опережающий  рост внутренних инвестиций обеспечит  спрос на высокотехнологичный импорт машин, оборудования и транспортных средств, а восстановление производственных запасов и рост сборочных производств  возобновят спрос на импортируемые  промежуточные товары. При этом провал в 2009 году определит общее сокращение инвестиционного импорта в 2012 году по отношению к 2008 году на 27 процентов[25, с.49].

Потребительский импорт в  еще большей степени будет  ограничен переориентацией спроса на отечественную продукцию. Его  рост не будет опережать рост оборота  розничной торговли и, несмотря на то, что в целом розничная торговля к 2012 году превысит уровень 2008 года, объем  импорта потребительских товаров  будет более чем на 20 % ниже предкризисного уровня. Такой сценарий может реализоваться  только при условии соответствующего повышения конкурентоспособности  отечественных товаров, сдерживания  укрепления курса рубля (реальный эффективный  курс в 2012 году не превысит докризисного уровня), а также избирательного сохранения части введенных антикризисных  мер по защите внутреннего рынка.

Таким образом, несмотря на опережающие темпы роста физического  объема импорта по сравнению с  отечественным производством, изменение  относительных цен в пользу отечественных  товаров и расширение сферы услуг  приведут к увеличению доли отечественной  продукции в удовлетворении внутреннего  спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится с 47,9 % в 2007 году до 31,4-35,5 % в 2012 году по вариантам 2а и 1а соответственно.

В 2009 - 2012 годах структурные  сдвиги в экономике будут определяться повышением доли услуг при некотором  понижении доли промышленного производства в ВВП.

Структурные сдвиги со стороны  спроса в прогнозный период будут  определяться постепенным восстановлением  как внутреннего, так и внешнего спроса. При этом внутренний спрос  станет главным фактором роста экономики. Динамика внутреннего спроса будет  определяться возобновлением, начиная  с 2011 года инвестиционной активности при  положительных, но более низких темпах потребления.

В 2009 году при сжатии внутреннего  спроса положительная динамика чистого  экспорта, связанная с сокращением  импорта, будет вносить больший  вклад в динамику ВВП, чем снижение экспорта.

В 2010 - 2012 годах структурные  сдвиги будут определяться опережающим  ростом инвестиционного спроса при  более низких темпах потребительского спроса, а также снижением удельного  веса чистого экспорта в результате роста импорта, опережающего динамику экспорта.

В 2008 году в Российской Федерации  началось сокращение численности трудоспособного  населения. За 2009 - 2012 годы численность  трудоспособного населения будет  сокращаться в среднем на 0,9 млн. человек ежегодно. Эта тенденция  приведет к снижению численности  экономически активного населения  до 72,8 млн. человек в 2012 году.

Экономический кризис сократил спрос на труд. В результате в 2009 году численность занятых в экономике  снизится на 2,1 млн. человек и составит 66,4 млн. человек. В дальнейшем, в связи  с ростом производства и увеличением  спроса на труд, численность занятых  в экономике постепенно возрастет  и в 2012 году составит 66,6 млн. человек.

Сокращение численности  населения в трудоспособном возрасте явилось своеобразным буфером, смягчающим давление на рынок труда. Однако общая  численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации  труда (МОТ), в 2009 году увеличится до 6,8 млн. человек, или 9,3 % экономически активного  населения. В дальнейшем, в связи  с ростом производства и увеличением  спроса на труд, уровень безработицы  сократится и в 2012 году составит 6,2 млн. человек, или 8,5 % экономически активного  населения.

В варианте жестких бюджетных  ограничений (вариант 1а) умеренное  восстановление экономики после  кризиса определяет более низкие показатели занятости, которая в 2012 году прогнозируется на уровне 66,5 млн. человек, а уровень безработицы  снизится лишь до 8,7 % экономически активного  населения (6,3 млн. человек).

В случае более высоких  темпов экономического роста (по варианту 2b) к 2012 году в экономике будет  занято 67 млн. человек. Улучшится ситуация и с безработицей. Общая численность  безработных будет иметь тенденцию  к снижению, в результате чего в 2012 году безработных граждан в Российской Федерации останется не более 5,8 млн. человек, или 8 % экономически активного  населения (Приложение 7).

Потеря гражданами работы и заработка (дохода) ведет к росту  обращений в органы службы занятости  в целях поиска подходящей работы граждан, уволенных из организаций  в связи с сокращением численности или штата работников организации, ликвидацией организации, а также по другим основаниям (собственному желанию, соглашению сторон и т.д.). По предварительным прогнозным оценкам, численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в 2009 году может составить 2,2 млн. человек.

Медленное восстановление экономики  и, как следствие, низкий спрос на труд в варианте 1а будут способствовать росту регистрируемой безработицы  в 2010 году до 2,6 млн. человек, в 2011 году –  до 2,5 млн. человек, в 2012 году – до 2,3 млн. человек[25, с.51].

В варианте 2а выделение  бюджетных ассигнований на реализацию дополнительных мер поддержки рынка  труда в объеме на уровне 2009 года позволит сохранить занятость работников, находящихся под риском увольнения, повысить уровень трудоустройства  выпускников учреждений профессионального  образования всех уровней, стимулировать  создание дополнительных рабочих мест (Приложение 8). Прогнозная численность  безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составит в 2010 году – 2,2 млн. человек, в 2011 году – 2,1 млн. человек, в 2012 году – 2 млн. человек.

Выделение субсидий предусмотрено  на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности  на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения; создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство  безработных граждан, а также  работников в случае массового увольнения); оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения  рабочих мест, в том числе создаваемых  в рамках реализации федеральных  целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения