Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 156.88 Кб (Скачать файл)

Однако глубина спада  и масштабы диспропорций создают  вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного  замедления темпов восстановления.

В 2010 году темпы роста  инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.

Таблица 2.2

Структура роста потребительских  цен

 

Прирост цен за период, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Продовольственные товары

16,6

8,9-9,2

11,1-11,5

8,4-8,6

6,5-6,6

из них,

без учета плодоовощной продукции

17,5

8,8-9,1

11,4-11,8

8,5-8,7

6,6-6,8

Непродовольственные товары

8

10,6-10,8

7,3-7,6

5,8

5,8

Платные услуги населению

15,7

13,5-13,8

11,4-11,7

10,6

9,8

услуги организаций ЖКХ

16,2

20-21

13-14

11-12

9-10

прочие услуги

15,5

10,5-11

9,5-10

9,5-10

9,5-10


К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен  на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы  и потребительских расходов по сравнению  с докризисным ростом. Также ожидается  возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю  и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).

Для сдерживания роста  издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий  в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.

Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным  переходом острой фазы кризиса к  стадии смягчения кризисных явлений  и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики, и инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансированно защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).

Вместе с тем принимаемые  меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий[11, с.15].

Второй этап – 2011 - 2012 годы.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

2.3 Пути совершенствования  экономической безопасности и  экономического развития России

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1.  регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2.  дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3.  поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4.  проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5.  обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6.  достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7.  обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально  иной структуры экономики и образование  промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия  для перелива капитала в новое  русло развития экономики[25, с.41].

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных  мер, а также мер, ориентированных  на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности  экономики страны.

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения  и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться  под влиянием следующих факторов:

– скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

– степень адаптации российских компаний и банков к кризису и  повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

– эффективность реализации мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы  соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической  политики, а также повышение эффективности  функционирования российских компаний.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической  конъюнктуры, выражающийся в росте  доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы  роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее  значение для восстановления после  кризиса.

В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен  на нефть и физических объемов  экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.

Ослабление влияния внешних  факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Внутренние факторы, начиная  с 2011 года, все в большей степени  будут определять как уровень, так  и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно  возрастает роль инвестиционного климата  и государственной экономической  политики.

В варианте 1а жесткие  внешнеэкономические условия не компенсируются соответствующим улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения эффективности  и конкурентоспособности экономики, а также усиления инвестиционной составляющей.

Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения