Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 годах
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 годах
2.2 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Однако глубина спада
и масштабы диспропорций создают
вероятность реализации сценария второй
волны кризиса или
В 2010 году темпы роста инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.
Таблица 2.2
Структура роста потребительских цен
Прирост цен за период, % | |||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Продовольственные товары |
16,6 |
8,9-9,2 |
11,1-11,5 |
8,4-8,6 |
6,5-6,6 |
из них, без учета плодоовощной продукции |
17,5 |
8,8-9,1 |
11,4-11,8 |
8,5-8,7 |
6,6-6,8 |
Непродовольственные товары |
8 |
10,6-10,8 |
7,3-7,6 |
5,8 |
5,8 |
Платные услуги населению |
15,7 |
13,5-13,8 |
11,4-11,7 |
10,6 |
9,8 |
услуги организаций ЖКХ |
16,2 |
20-21 |
13-14 |
11-12 |
9-10 |
прочие услуги |
15,5 |
10,5-11 |
9,5-10 |
9,5-10 |
9,5-10 |
К 2012 году ожидается снижение
инфляции до 5-7 процентов. В условиях
сохранения умеренного роста цен
на сырье на мировых рынках, снижению
инфляции будет способствовать значительное
замедление роста денежной массы
и потребительских расходов по сравнению
с докризисным ростом. Также ожидается
возобновление тренда на снижение скорости
обращения денежной массы по мере
повышения доверия к рублю
и склонности населения к сбережению
(в том числе в форме
Для сдерживания роста издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.
Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.
Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.
На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики, и инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансированно защищать интересы отечественных производителей и потребителей.
В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).
Вместе с тем принимаемые
меры не должны противоречить долгосрочным
задачам в сфере таможенно-
Второй этап – 2011 - 2012 годы.
Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.
С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.
Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.
2.3 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Стратегической целью
обеспечения экономической
Государственная стратегия
в области обеспечения
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать:
1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).
Главная цель экономической
стратегии состоит в
Приоритетами экономической
политики Правительства Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных
мер, а также мер, ориентированных
на решение долгосрочных задач модернизации
и повышения
К основным приоритетам следует
отнести выполнение социальных обязательств
государства перед гражданами, сохранение
и развитие промышленного и
Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.
Одновременно будут
Последовательно будет обеспечиваться
развитие рыночных институтов, реализация
мер, направленных на поддержку малого
и среднего предпринимательства, развитие
конкуренции, совершенствование
Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов:
– скорость выхода мировой экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;
– степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;
– эффективность реализации
мер государственной
При сохранении умеренно низкой
динамики цен на нефть в пределах
58-60 долларов США за баррель рост
ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне
0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3
процента. Достижение верхней границы
соответствует варианту 2а прогноза
и предполагает высокую результативность
мер государственной
В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.
Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, выражающийся в росте доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее значение для восстановления после кризиса.
В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен на нефть и физических объемов экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.
Ослабление влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.
Внутренние факторы, начиная
с 2011 года, все в большей степени
будут определять как уровень, так
и устойчивость темпов экономического
роста. В связи с этим значительно
возрастает роль инвестиционного климата
и государственной
В варианте 1а жесткие
внешнеэкономические условия не
компенсируются соответствующим улучшением
качества экономического роста, требующего
существенного повышения
Информация о работе Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения