Экономическая роль государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить экономическое развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений. Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
ГЛАВА 1. Основы экономического развития._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __4
Показатели уровня экономического развития. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.2. Экономическое развитие и экономический рост._ _ _ _ _ _ _ _ _ __9
ГЛАВА 2. Уровень развития стран мира _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
2.1Высокий и низкий экономический уровень._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17 2.2Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
2.2.1. Объем и динамика ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __26
2.2.2. Структурные сдвиги в экономическом развитии._ _ _ _ _ _ _ _ 30
2.2.3. Показатели и динамика качества жизни населения._ _ _ _ _ _ _35
ГЛАВА 3. Проблемы и решения экономического развития России. _ _ _ _ 39
3.1. Долгосрочная перспектива стратегии экономического
развития России. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39
3.2. Этапы экономической стратегии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44
3.3. Увеличения объемов производства ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 48
3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _51
3.4. Улучшение качества жизни. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом.теория Меркулова Н.Ю..doc

— 726.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов

Место 
в мире 
по ИЧР

Страна

1980

1990

2000

2005

1

Исландия

0,890

0,918

0,947

0,968

2

Норвегия

0,889

0,913

0,958

0,968

3

Австралия

0,868

0,894

0,949

0,962

4

Канада

0,888

0,931

0,946

0,961

5

Ирландия

0,835

0,875

0,931

0,959

6

Швеция

0,882

0,904

0,952

0,956

7

Швейцария

0,895

0,915

0,946

0,955

8

Япония

0,886

0,916

0,941

0,953

9

Нидерланды

0,885

0,914

0,947

0,953

10

Франция

0,872

0,907

0,938

0,952

11

Финляндия

0,866

0,906

0,940

0,952

12

США

0,890

0,919

0,942

0,951

13

Испания

0,863

0,896

0,932

0,949

14

Дания

0,883

0,898

0,935

0,949

15

Австрия

0,862

0,899

0,938

0,948

16

Великобритания

0,860

0,890

0,931

0,946

17

Бельгия

0,869

0,903

0,943

0,946

18

Люксембург

0,850

0,890

0,929

0,944

19

Новая Зеландия

0,860

0,880

0,927

0,943

20

Италия

0,861

0,892

0,926

0,941

21

Сянган 
(особый район Китая)

0,803

0,865

0,919

0,937

22

Германия

0,863

0,890

0,928

0,935

23

Израиль

0,830

0,869

0,918

0,932

24

Греция

0,856

0,877

0,897

0,926

25

Сингапур

0,762

0,827

...

0,922

26

Южная Корея

0,747

0,825

0,892

0,921

27

Словения

...

0,851

0,891

0,917

28

Кипр

0,809

0,851

0,893

0,903

29

Португалия

0,807

0,855

0,904

0,897

30

Бруней

...

...

...

0,894

31

Барбадос

...

...

...

0,892

32

Чехия

...

0,845

0,866

0,891

33

Кувейт

0,789

...

0,855

0,891

34

Мальта

0,772

0,833

0,877

0,878

35

Катар

...

...

...

0,875

36

Венгрия

0,801

0,813

0,845

0,874

37

Польша

...

0,806

0,852

0,870

38

Аргентина

0,804

0,813

0,862

0,869

39

ОАЭ

0,769

0,816

0,837

0,868

40

Чили

0,743

0,788

0,845

0,867

41

Бахрейн

0,747

0,808

0,846

0,866

42

Словакия

...

...

...

0,863

43

Литва

...

0,827

0,831

0,862

44

Эстония

0,811

0,813

0,829

0,860

45

Латвия

0,797

0,804

0,817

0,855

46

Уругвай

0,782

0,806

0,842

0,852

47

Хорватия

...

0,812

0,828

0,850

48

Коста-Рика

0,772

0,794

0,830

0,846

49

Багамские Острова

0,809

0,831

0,825

0,845

50

Сейшельские Острова

...

...

...

0,843

51

Куба

...

...

...

0,838

52

Мексика

0,739

0,768

0,814

0,829

53

Болгария

0,771

0,794

0,800

0,824

54

Сент-Китс и Невис

...

...

...

0,821

55

Тонга

...

...

...

0,819

56

Ливия

...

...

...

0,818

57

Антигуа и Барбуда

...

...

...

0,815

58

Оман

0,547

0,697

0,779

0,814

59

Тринидад и Тобаго

0,784

0,784

0,796

0,814

60

Румыния

0,786

0,777

0,780

0,813

61

Саудовская Аравия

0,666

0,717

0,788

0,812

62

Панама

0,737

0,752

0,797

0,812

63

Малайзия

0,662

0,725

0,790

0,811

64

Белоруссия

...

0,790

0,778

0,804

65

Маврикий

0,662

0,728

0,781

0,804

66

Босния и Герцеговина

...

...

...

0,803

67

Россия

...

0,815

0,782

0,802


 

          Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является составным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человеческого потенциала: долголетие на основе здорового образа жизни, определяемое с точки зрения уровня продолжительности жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным

валовым коэффициентом охвата населения начальным, средним и высшим образованием; и достойный уровень жизни, оцениваемый ВВП на душу

населения при паритете покупательной способности (ППС) доллара США. Индекс определяется на основе показателей, доступных в настоящее время

в мировом масштабе, и методологически он прост и прозрачен.

          На планете прирост населения идет за счет стран третьего мира. Это

связано с уровнем экономического развития и менталитетом отдельных

наций. Но сегодня на передний план выступает не столько проблема роста/снижения численности населения отдельных стран, сколько проблема повышения качества населения, проявляющаяся в его образованности,

долголетии творчества. Если стимулирование рождаемости — государственный рычаг воздействия на молодые семьи, то дальнейшее развитие, воспитание, мотивация к труду, стимулирование к проживанию в регионе каждого члена общества во многом определяется «рукотворным» характером действий администраций стран и регионов. Если рождение и

смертность во многом зависят от биологических факторов и факторов

культуры, то здравоохранение, образование, трудоустройство, миграция

населения в большей мере зависят от регулируемости мер социально-

экономических программ и выделенных ресурсов на эти цели.

По оценке академика А.Г. Аганбегяна, «в России также на передний

план выдвигается главная проблема — человек. У нас катастрофически

не хватает квалифицированных кадров на всех уровнях, начиная со ста-

ночников, сварщиков клепальщиков, монтажников до менеджеров и финансистов. И быстро их подготовить невозможно. Все упирается в кадры и социальные вопросы».

          Представляется, что преодоление негативного влияния снижения численности населения в РФ на экономический рост может обеспечить только новое качество населения и подготовки кадров. Процесс повышения

качества населения весьма длительный. В России в силу ее большой пространственной протяженности и последствий централизованного развития и размещения отдельных отраслей и научно-образовательных центров также наблюдается большая дифференциация индексов ИРЧП отдельных субъектов.

          Причины дифференциации стран заключаются в различных материальных и социо-культурных условиях. Так в экономически отсталых странах существует целый ряд препятствий на пути к улучшению использования природных, трудовых ресурсов, ресурсов капитала и технологий.

Так, если оценивать роль природных ресурсов, можно заметить, что в редких случаях с помощью природных богатств удавалась достичь быстрого экономического роста (Здесь ярким примером могут служить страны - члены ОПЕК). Обычно это удавалось благодаря правительству, проводившему осмысленную экономическую политику, направленную на индустриализацию отдельных отраслей хозяйства, создание современной экономической и социальной инфраструктуры.

Однако необходимо отметить, что во многих случаях природные ресурсы принадлежат крупным многонациональным корпорациям индустриально развитых стран или полностью контролируются ими. В любом случае запас природных ресурсов в конце концов будет исчерпан и положение стран, строивших свою экономику на экспорте природных ресурсов может резко ухудшиться.

Многие отсталые страны просто не располагают месторождениями полезных ископаемых и испытывают нехватку пахотных земель. На территории большинства бедных стран преобладает жаркий, влажный климат, который не способствует высокопроизводительному труду, широко распространены болезни людей, животных и растений, а сорняк и насекомые - вредители являются бедствием для сельского хозяйства. С точки зрения трудовых ресурсов для многих экономически отсталых стран характерны перенаселенность, широкое распространение безработицы и низкая производительность труда.

В экономически отсталых странах население увеличивается в среднем на 2% в год по сравнению с 0,6% в развитых странах. При том, что ВНП (в частности продовольственные продукты) во многих из них растет медленнее, личное потребление падает до нищенского уровня.

На первый взгляд, поднять уровень жизни можно, просто форсируя производство потребительских товаров, но на самом деле все гораздо сложнее. Любое увеличение производства потребительских товаров, которое само по себе повышает уровень жизни, способствует также росту численности населения. Прирост населения сведет на нет повышение качества жизни.

В данной ситуации контроль над рождаемостью является наиболее эффективным способом решения проблемы. Однако и здесь могут возникнуть проблемы, например, с распространением информации об использовании контрацептивов среди безграмотного населения. И тем не менее существуют примеры успеха такой политики. Китайская демографическая политика "одного ребенка", начатая в конце 70-х дала свои результаты. Прирост населения сократился с 2,7% в 1965-1973 гг. до 1,3 в 1980-1990 гг.

Для многих отсталых стран характерна массовая миграция населения из сельской местности в города в ожидании найти более высокооплачиваемую работу. Приток населения значительно опережает рост числа рабочих мест, что ведет к высокой городской безработице.

В большинстве слаборазвитых стран производительность труда крайне низка. В этих странах трудно осуществлять инвестиции в физический капитал, поэтому работники недостаточно обеспечены оборудованием и инструментами. Низкий уровень грамотности, недоедание, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая материальная база образования - все это делает население плохо подготовленным для экономического развития. Зачастую наиболее квалифицированные рабочие выезжают из экономически отсталых стран искать работу в развитых государствах. Эта так называемая "утечка мозгов" является фактором, снижающим общий уровень квалификации рабочей силы и производительности труда.

Одним из важнейших факторов экономического развития является накопление капитала. Однако для развивающихся стран повысить долю сбережений и капиталовложений гораздо труднее, чем для развитых государств.

Что касается сбережений, то население многих слаборазвитых стран живет слишком бедно, чтобы откладывать существенную часть своих расходов. В некоторых странах отмечается высокий показатель сбережений в ВНП (Китай, Индия) - на уровне 20-35% (для сравнения - в Японии - 32%, в США - 15%), однако абсолютная их величина не высока. Средством, дополняющим внутренние инвестиции, является приток иностранного капитала.

Из многих экономически отсталых стран происходит отток капитала (жители переводят свои вклады или инвестируют в индустриально развитые страны), т.к. считается менее надежным вкладывать сбережения в своих собственных странах. Другая проблема заключается в том, что значительная часть займов, предоставляемых развивающимся странам, сосредотачивается в руках тех, кто затем инвестирует  эти средства в индустриально развитые страны.

В экономически отсталых странах существуют определенные препятствия на пути инвестиций. Среди них можно выделить два основных - недостаток в инвесторах и недостаток в стимулах к инвестированию. Причин последнего явления предостаточно. Это и политическая нестабильность, и высокий уровень инфляции. Можно также выделить тот факт, что практически во всех слаборазвитых странах практически не развита инфраструктура, наличие которой является необходимым условием для частных производственных капиталовложений.

Выходом из данной ситуации может быть осуществление накопления капитала путем направления избытка сельскохозяйственной рабочей силы на развитие инфраструктуры.

Что касается новых технологий, то огромный объем знаний, накопленный развитыми странами, мог бы использоваться экономически отсталыми странами без существенных затрат. Трудоемкие и капиталосберегающие технологии - самые подходящие для развивающихся стран. Это означает, что многие передовые технологии в экономически отсталых странах неприменимы. Поэтому должны разрабатываться и свои собственные технологии, т.к. "традиционная экономика", присущая большинству слаборазвитых стран слабо восприимчива к любым изменениям.

Существует также ряд социо-культурных и институциональных факторов,  сдерживающих экономическое развитие в развивающихся странах. Например, некоторые из наиболее экономически отсталых государств не в состоянии создать условия для развития единой национальной экономики. Приверженность племенным отношениям берет верх над стремлением к национальной общности. Религиозные обычаи и обряды ограничивают продолжительность рабочего дня. Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая.

Доминирующей отраслью в экономике является сельское хозяйство, поэтому создание институциональной среды, благоприятной для его роста должно быть важнейшим условием для любой программы экономического развития.

События последних десятилетий показывают, что экономическая и политическая ситуация в развивающемся мире, несмотря на поразительные успехи, достигнутые некоторыми странами продолжает оставаться неустойчивой. Наиболее наглядным примером этого стал финансово-экономический 1997-1998 гг., поразивший Таиланд, Южную Корею, Индонезию и Малайзию.

Результаты, которые сейчас подводятся во многих статьях, посвященных глобализации, говорят об удлинении абсолютного разрыва между развитыми и развивающимися странами, несмотря даже на сокращение относительного разрыва между развитыми и наиболее успешными развивающимися.

Положительным же явлением последних десятилетий можно считать повышение качества жизни (по индексу человеческого развития) в большинстве развивающихся стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России

2.2.1 Объем и динамика ВВП

 

Некоторые товары и услуги, созданные в данном году, не поступают на рынок, а следовательно, не имеют рыночной цены. В показателе ВВП они учитываются по условно начисленной стоимости. Так, для учета услуг, которыми пользуются владельцы собственных домов (по аналогии с теми, кто арендует жилье), статистика учитывает в ВВП «арендную плату», которую они должны были бы платить сами себе, хотя реально эти выплаты не осуществляются. Услуги государственных служащих также не имеют рыночной стоимости (услуги полицейских, пожарных, работников управленческого аппарата и т.д.), но в ВВП учитываются издержки по производству этих услуг, то есть соответствующие расходы государства, например, на заработную плату этим работникам.

Многие товары и услуги производятся и потребляются в домашних хозяйствах, не попадая на рынок, и часто не учитываются в показателе ВВП. Так, еда, приготовленная дома и в ресторане, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость последней учитывается в ВВП. Прислуга и домохозяйка могут выполнять одинаковую работу, но труд последней никак не будет учтен, а заработная плата прислуги войдет в ВВП, рассчитанный по доходам.

Информация о работе Экономическая роль государства в современной России