Экономическая роль государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить экономическое развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений. Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
ГЛАВА 1. Основы экономического развития._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __4
Показатели уровня экономического развития. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.2. Экономическое развитие и экономический рост._ _ _ _ _ _ _ _ _ __9
ГЛАВА 2. Уровень развития стран мира _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
2.1Высокий и низкий экономический уровень._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17 2.2Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
2.2.1. Объем и динамика ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __26
2.2.2. Структурные сдвиги в экономическом развитии._ _ _ _ _ _ _ _ 30
2.2.3. Показатели и динамика качества жизни населения._ _ _ _ _ _ _35
ГЛАВА 3. Проблемы и решения экономического развития России. _ _ _ _ 39
3.1. Долгосрочная перспектива стратегии экономического
развития России. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39
3.2. Этапы экономической стратегии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44
3.3. Увеличения объемов производства ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 48
3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _51
3.4. Улучшение качества жизни. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом.теория Меркулова Н.Ю..doc

— 726.50 Кб (Скачать файл)

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%).

В существующей стратегии развития  отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства.

Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом возможно реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25-30%.

При переходе экономики на второй период, когда существенно ожидается снижение темпов экономической динамики, обусловленное исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках первого периода.

Как видно, уже сегодня необходимо привлечение крупных финансовых ресурсов для того, чтобы переход на второй этап был максимально мягким. Получение новых займов на Западе тоже проблематично. Остается один источник - капиталы отечественных и, возможно, иностранных предприятий. Но чтобы они были задействованы, необходимо создать в стране инвестиционный климат, который гарантирует собственникам свободных денег эффективное, а главное безопасное их вложение. Пока реализовать привлечение капитала отечественных предприятий не удается.

Иностранные инвестиции также привлечь достаточно сложно. Инвесторов волнуют сейчас два момента - сложная система налогообложения и претензии на долю прибыли посторонних по отношению к организации лиц, в том числе и из местной администрации.

Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики в тень, уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса, падению конкурентоспособности российского государства.

Сделано несколько очень важных шагов по пути реформирования (упрощения) налогообложения, но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо создать такую налоговую систему, чтобы она была понятной, прозрачной, справедливой, позволяющей после уплаты платежей иметь достаточно средств для продолжения бизнеса.

Почти каждый автор ссылается на необходимость дальнейших реформ. Вот только некоторые дальнейшие возможные пути реформирования налоговой системы:

отказаться от обложения инвестиций на развитие производства, создание и освоение новых перспективных технологий

устранить индивидуальные (незаконные и полузаконные) льготы;

интенсифицировать изъятие природной ренты;

повысить на порядок экологические налоги;

ввести налог на имущество юридических и физических лиц исходя из его рыночной оценки;

повысить начальный уровень обложения подоходным налогом до величины реального минимального потребительского бюджета ;

упростить систему налоговых платежей для малых и средних предприятий, установить для первых только два платежа - социальный налог и плату за лицензию (патент), а для вторых - три: два названных плюс НДС.

Правительством РФ намечены следующие действия в отношении налоговой политики:

ликвидации налогов с оборота;

внесения значительных изменений в правила расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность;

ликвидация значительной части налоговых льгот.

Как видно, некоторые действия уже пытается предпринять правительство РФ для упрощения налогообложения для привлечения инвестиций. По крайней мере, такие действия декларируются.

Инвестиции должны быть направлены в современные и перспективные новейшие технологии, новые наукоемкие отрасли и производства, дающие максимальную добавочную стоимость в готовом продукте. Только такой подход позволит обеспечить ежегодные высокие темпы роста ВВП. Подробно о направлениях инвестирования будет сказано в следующей части этой главы.

Другой серьезной проблемой, ограничивающей экономический рост сегодня, является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных банковских кредитов, предоставляемых к тому же под столь высокие и в номинальном и в реальном выражении проценты, что их использование в реальном секторе практически невозможно. Разрыв в рентабельности банковского и производственного капитала сегодня составляет 5:1, а во многих случаях 10:1 и даже выше. Этот барьер для перемещения денежных средств из финансового в реальный сектор экономики необходимо устранить.

3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки

 

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта.

В принятом "Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы" отмечено, что "правительство Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков". /21/

Однако, сделаны ли реальные шаги в этом направлении, остается только гадать. Результаты деятельности правительства пока нигде не представлены.

Некоторые отрасли (черная и цветная металлургия) уже являются достаточно стабильными. Однако необходимо привлечение средств в модернизацию оборудования. Ряд отраслей (железнодорожный транспорт, автомобильная промышленность и некоторые сегменты химической) достигли стадии зрелости, но нуждаются в модернизации посредством привлечения технологий, позволяющих улучшить конечную продукцию.

Необходимо создать баланс традиционных и высокотехнологичных секторов. Привлекательность развития традиционных трудоемких отраслей (пищевая, легкая промышленность и др.) не может оцениваться лишь с точки зрения трудозатрат. Имея новые технологии, эти секторы составят конкуренцию даже товарам, произведенным в менее развитых странах. Инвестиции желательно направлять в перспективные секторы, в которых есть предпосылки для глобального конкурентного преимущества, но они не могут эффективно использовать имеющиеся ресурсы для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Необходимо завершение работы по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества с погашением задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа.

Важно также отметить и наличие другой точки зрения на вопрос об определении отраслевых приоритетов. Так некоторые экономисты полагают, что в наше время не может быть реализована такая система, поскольку в любой отрасли есть предприятия разного уровня развития.

С учетом вышесказанного можно говорить о целевом развитии отдельных предприятий в наиболее перспективных отраслях. По мнению некоторых экономистов, Необходимо наметить 7-8 макротехнологий, по которым Россия может занять передовые позиции и быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. показывает, что только внешний рынок наукоемкой продукции составит около 6 трлн. долл. в год, из которых около 2 трлн. придутся на информационные услуги. При благоприятном стечении обстоятельств РФ может иметь на этом рынке 8-12%, или 500-600 млрд. долл. в год.  Именно это может стать стратегической задачей развития.

Приоритетными макротехнологиями для России могут быть авиация, космос, судостроение, ядерная энергетика, биотехнология, специальные химия и машиностроение, телекоммуникация и связь, автомобилестроение, микроэлектроника. Как видно, в основном это именно те отрасли, которые выделил Пауль Фишер, как наиболее перспективные для привлечения инвестиций. В этих областях страна обладает собственной научной школой, а в целом имеющуюся базу знаний для выхода на конкурентоспособный уровень можно оценить в 70-80% мирового. Для преодоления недостающих знаний необходимо разработать целевые программы по развитию нескольких выбранных направлений, которые помогут отечественной экономике получить желаемый эффект.

Для достижения цели необходимо применении политического, внешнеторгового, налогового и других инструментов государственного регулирования, которые в состоянии обеспечить приоритеты производства новых конкурентных видов продукции, а не целых отраслей, как это принято думать.

Приоритет в краткосрочной перспективе следует отдавать тому, что способно дать быстрый положительный результат. Например, сельскохозяйственные реформы в Китае позволили в короткий срок насытить рынок продовольственных товаров. Если бы этого не было, а людям только пообещали бы успех через 10 лет, то в это никто бы не поверил. Видя реальные достижения, население поддержало новый курс.

В краткосрочной перспективе приоритеты должны быть отданы легкой и пищевой промышленности, производству медикаментов, технологического оборудования для этих отраслей, модернизации выпускаемых легковых и грузовых автомобилей, автобусов, подъемно-транспортной, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники и продукции химической промышленности.

Информация о работе Экономическая роль государства в современной России