Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить экономическое развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений. Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.
ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
ГЛАВА 1. Основы экономического развития._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __4
Показатели уровня экономического развития. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.2. Экономическое развитие и экономический рост._ _ _ _ _ _ _ _ _ __9
ГЛАВА 2. Уровень развития стран мира _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
2.1Высокий и низкий экономический уровень._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17 2.2Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
2.2.1. Объем и динамика ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __26
2.2.2. Структурные сдвиги в экономическом развитии._ _ _ _ _ _ _ _ 30
2.2.3. Показатели и динамика качества жизни населения._ _ _ _ _ _ _35
ГЛАВА 3. Проблемы и решения экономического развития России. _ _ _ _ 39
3.1. Долгосрочная перспектива стратегии экономического
развития России. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39
3.2. Этапы экономической стратегии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44
3.3. Увеличения объемов производства ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 48
3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _51
3.4. Улучшение качества жизни. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59
Наконец, 2005 год показал, что нефтегазовый аспект российской политики не сводится лишь к проблемам бюджетной зависимости от сырьевого экспорта. За последние двенадцать месяцев стало очевидным, что нефть выступает главным инструментом социальной политики России, а газ - чем-то вроде «последнего довода» внешней политики. Решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря и газовое противостояние с Украиной стали важнейшими событиями минувшего года - они будут иметь весьма долгосрочные последствия. В рейтинге экономической свободы Россия переместилась с 114 на 124 место (сходные позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге коррупции, составляемом - с 90 на 126 место (в окружении Нигера, Албании и Сьерра-Леоне). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия «съехала» с 70 на 75 место (причем рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо сильнее - с 61 места на 74).
Четвертое. Несмотря на слабость институциональной среды в стране расширилась инвестиционная деятельность. Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные инвестиции возросли в полтора раза и их объем впервые превысил приток в другие посткоммунистические страны - 18 млрд долларов.
Таблица 8. Основные показатели социально-экономического развития России в 2002 - 2006 гг.
Показатели |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
ВВП, прирост в % |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,4 |
6,4 |
Промышленное производство, прирост в % |
4,.9 |
3,7 |
7,0 |
6,1 |
4,0 |
Инвестиции в основной капитал, прирост в % |
8,7 |
2,6 |
12,5 |
10,9 |
10,5 |
Прямые иностранные инвестиции, |
|||||
млрд. долл. |
4,0 |
4,0 |
6,8 |
9,5 |
18,0 |
в % ВВП |
0,9 |
1,0 |
1,8 |
2,1 |
2,4 |
Инфляция (ИПЦ) |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9* |
Баланс бюджета, в % ВВП |
2,9 |
1,4 |
1,7 |
4,4 |
8,3* |
Золотовалютные резервы |
36,6 |
47,8 |
76,9 |
124,5 |
182,2 |
Стабилизационный фонд, млрд. долл. |
106,3 |
522,3 |
1464,1 | ||
Государственный долг, |
|||||
млрд. долл. |
146,9 |
142,6 |
141,9 |
141,4 |
109,7* |
в % ВВП |
48,0 |
41,3 |
32,9 |
24,3 |
14,6* |
Общая внешняя задолженность, |
|||||
млрд. долл. |
167,4 |
170,1 |
199,2 |
223,6 |
228,3* |
в % ВВП |
54,8 |
49,3 |
46,2 |
38,4 |
28,5* |
Внешнеторговый баланс, млрд. долл. |
48,1 |
46,1 |
59,9 |
85,8 |
88,8* |
Платежный баланс по текущим операциям, в % ВВП |
11,1 |
8,4 |
8,2 |
10,3 |
12,2* |
Индекс РТС (конец декабря) |
260 |
359 |
567,3 |
614,1 |
1125,6 |
Экономический рост находится в прямой зависимости от сложившейся структуры общественного производства, направлений и динамики ее изменения, так как они определяют уровень фондовооруженности и материалоемкости национального производства.
Для России вполне реален сырьевой вариант экономического роста. Практическая реализация этой модели наиболее отвечает интересам уже сложившихся богатых и политически влиятельных российских финансово-посреднических и промышленных групп. Это стратегия соответствует экономическим интересам иностранного капитала, основная доля вложений которого приходится на топливно-энергетический комплекс. Развитие России по сырьевому варианту вызывает явные симпатии у МВФ. Нет необходимости доказывать бесперспективность для России сырьевого варианта развития.
Сырьевая направленность российской экономики превратит страну в сырьевой придаток обрабатывающих отраслей западных стран, население России никогда не выберется из нищеты и состояния социальной конфликтности. Экспорт сырья и неизбежный импорт потребительских товаров будет способствовать дальнейшему обогащению российских экспортеров нефти и торговых посредников, увеличивая одновременно занятость и доходы населения западных стран, поставляющих в Россию продукцию обрабатывающих отраслей.
Более половины ВВП Российской Федерации производится в сфере услуг, а сама она оказывает все возрастающее влияние на экономическое развитие страны, характер и структуру потребления населения. Доля расходов на услуги в общей сумме расходов населения увеличивается с каждым годом и одновременно не только расширяется ассортимент услуг, но и повышаются требования к их качеству.
Развитие сферы услуг приводит и к существенному изменению структуры отечественного ВВП. Увеличивается как общая доля сферы услуг в ВВП Российской Федерации, так и доля рыночных услуг. Но, тем не менее, по уровню развития этой сферы, Россия все еще значительно отстает от ведущих стран мира.
Рост сферы услуг в Российской Федерации послужил причиной сдвига в структуре занятости населения.
В настоящее время сервисный сектор Российской Федерации отличается чрезмерным развитием торгово-посреднических услуг, которые реально содержат часть доходов ресурсно-экспортного сектора. Именно поэтому рост сферы услуг в наименьшей степени зависит от конечного спроса домашних хозяйств, а отражает государственные расходы и динамику экспорта.
Таблица 9. Объем платных услуг за последние годы
Показатели |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Объем платных услуг, млн. руб. |
4826,1 |
5606,8 |
6790,5 |
7955,3 |
8984 |
в % к предыдущему году сопоставимых ценах |
112,2 |
103,5 |
102,0 |
101,0 |
103,9 |
Из таблицы видно, что объем платных услуг населению в последние годы имеет тенденцию к увеличению.
Вместе с тем в отличие от стран догоняющей модели экономического роста Россия располагает факторами, отсутствовавшими в развивающихся странах к моменту их экономического подъема. Это высокий уровень образования российского населения, развитая система фундаментальных исследований, существенные достижения в машиностроении (особенно в ВПК и освоении космоса). Одновременно в большинстве отраслей промышленности Россия имеет изношенное и устаревшее оборудование. Отставание России в области уже известных технологий составляет около 20-25 лет. С учетом особенностей России для нее наиболее перспективной моделью экономического роста могла бы служить догоняюще-прорывная модель.
В результате произошедших в последние десятилетие изменений в России сформировалась специфическая социально-экономическая структура общества, состоящая из трех групп экономических интересов: финансово-посреднической, сосредоточившей основную долю российского капитала; государство со всеми его властными подразделениями, а также криминалом и коррупцией; наемных работников, плохо организованных, не получающих заработанного и имеющих возможность протеста лишь в форме голодовок. Сложность состоит в том, что интересы этих трех групп уже образовали систему, т. е. взаимосвязанную целостность, а всякая система, как известно, обладает способностью к само развитию и может быть обновлена через разрушение. Для подъема российской экономики необходимо разработка и реализация всесторонне обдуманной, гибкой протекционистской политики. Финансово-посреднический же капитал заинтересован в открытой экономике, что сдерживает подъем производства российский потребительских товаров.
Между тем подъем национальной экономики остается для России единственной возможностью избежать неприемлемых для России вариантов будущего развития: или прекратить существование в качестве суверенного государства, или пойти по пути дальнейшего углубления социальных различий и вернуться к капитализму второй половины 19-го в. с его социальными конфликтами и революционными катастрофами.
Есть надежда на политическое обновление и связанной с ним детально продуманную программу действий правительства, направленную на подъем в экономики России, опирающийся на все жизнеспособное в каждом регионе страны.
2.2.3 Показатели и динамика качества жизни населения
В настоящее время нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности. Столкнулась с этими трудностями и Россия, где переход к экономическим реформам сопровождался усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.
В настоящее время в РФ наблюдается довольно-таки неравномерное распределение доходов среди населения. Это можно заметить при рассмотрении системы потребительских бюджетов. По данному критерию все население страны делится на четыре социальные группы: бедные - с доходами ниже прожиточного минимума, позволяющего удовлетворять лишь самые насущные потребности людей на уровне, принятом обществом на конкретном этапе его развития; низкообеспеченные - с доходами выше прожиточного минимума, но ниже восстановительного потребительского бюджета; среднеобеспеченные - с доходами выше восстановительного потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка; высокообеспеченные - с доходами выше бюджета высокого достатка.
Таблица10. Распределения населения по уровню жизни на основе потребительских бюджетов.
Социальные группы населения |
Доход |
1990 г. |
1992 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2008 |
Всего……………………. В том числе: бедные……………….. низкообеспеченные…. среднеобеспеченные… высокообеспеченные… |
до 1 прож. минимума 1-2 прожит. минимума 2-7 прожит. минимума от 7 и выше прож. минимумов |
100 1,5 18,9 73,9 5,7 |
100 35,9 43,6 20,9 0,2 |
100 17,8 32,2 45,2 4,8 |
100 15,0 30,4 48,5 6,1 |
100 13,4 28,4 50,4 7,8 |
100 10,4 24,9 53,5 11,2 |
Из таблицы вытекает, что в советское время государство состояло в основном из среднеобеспеченных людей с заметной группой низкообеспеченного населения. А в 1992 г. в результате так называемой шоковой терапии, выразившейся в колоссальном росте цен и обесценении личных денежных доходов, в стране стали преобладать бедные и низкообеспеченные люди. В их состав перешла основная часть среднего слоя. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чем в 30 раз за счет обеднения низкообеспеченного и среднего слоев и составила более трети общей численности населения. Средний слой уменьшился в 3,5 раза. Жизнь лишь в каждой пятой семье можно было считать сравнительно благополучной, в то время как до реформ такой материальный достаток имело более трех четвертей населения. Высокодоходный слой общества также понес большие потери и сжался до несущественных размеров.
Потребовалось двенадцать лет новой жизни, чтобы заметно переменить ситуацию к лучшему: снизить долю бедных примерно в 2 раза, низкообеспеченных - в 1,4 раза, увеличить среднеобеспеченную группу в 2,2 раза, а высокообеспеченную - в 24 раза. Тем не менее, несмотря на эти позитивные тенденции, проявившиеся особенно в последние годы, страна еще очень далека от восстановления даже дореформенной структуры распределения населения по уровню жизни. Как видно из таблицы, в 2004 г. примерно половина россиян по уровню материального благосостояния была либо бедными, либо низкообеспеченными. Денежные доходы этой части населения не позволяли ему достичь даже восстановительного уровня потребления, вынуждая вести дополнительное подсобное хозяйство и использовать в широких масштабах домашний труд. Восстановительный и средний уровень потребления могли позволить себе менее 50% населения страны, и только незначительная его часть располагала денежными доходами, обеспечивающими им развивающий уровень потребления.
Прогнозные оценки показывают, что за 2006-2008 г.г., на которые рассчитана утвержденная правительством от 19 января 2006 г. программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, ни в бедных, ни в низко- и среднедоходных группах населения не восстановятся прежние масштабы их представительства в обществе. Только высокообеспеченная группа населения может примерно в 2 раза увеличить свое представительство.
В социальной сфере РФ также накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к неравномерности пространства минимальных социальных гарантий и требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях в обновление фондов; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала и другие.
В связи с этим Российской Федерацией принимаются различные меры по повышению благосостояния населения. Среди них можно отметить установление обязательного минимума заработной платы как базы оплаты труда, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции, проведение в рамках управления социальным риском подходов и программ социальной защиты (например, социальное страхование), предоставление социальных выплат в форме денежных и натуральных трансфертов и другие.
Для повышения благосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения населения качественными социальными услугами в среднесрочной перспективе совокупные бюджетные расходы на душу населения в России намечено повысить с 3,5 тыс. руб. в месяц в 2005 г. до 5,8 тыс. руб. в 2008 г. Так, например, среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в 2008 году должна составить 9875 руб., что примерно в 1,5 раза больше, чем в 2005 году.
Информация о работе Экономическая роль государства в современной России