Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить экономическое развития и роль государства в осуществлении качественных преобразований. Актуальность работы заключается в рассмотрении экономического развития не только с позиции количественного роста, как это делается во многих источниках, но и с точки зрения качественных изменений и улучшений. Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений особенно прав принятия решений относительно производства и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.
ВВЕДЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
ГЛАВА 1. Основы экономического развития._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __4
Показатели уровня экономического развития. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.2. Экономическое развитие и экономический рост._ _ _ _ _ _ _ _ _ __9
ГЛАВА 2. Уровень развития стран мира _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17
2.1Высокий и низкий экономический уровень._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17 2.2Сравнительный анализ современного состояния экономического развития России_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
2.2.1. Объем и динамика ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __26
2.2.2. Структурные сдвиги в экономическом развитии._ _ _ _ _ _ _ _ 30
2.2.3. Показатели и динамика качества жизни населения._ _ _ _ _ _ _35
ГЛАВА 3. Проблемы и решения экономического развития России. _ _ _ _ 39
3.1. Долгосрочная перспектива стратегии экономического
развития России. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 39
3.2. Этапы экономической стратегии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 44
3.3. Увеличения объемов производства ВВП. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 48
3.4. Особенности и направления экономической структурной перестройки._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _51
3.4. Улучшение качества жизни. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 59
Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации. Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в десять больше, чем в России.
В структуре ВВП должны присутствовать компоненты, наилучшим образом использующие территориальные особенности России и специфический менталитет ее народа. В частности, представляется целесообразным, чтобы компонентами ВВП были результаты глубокой переработки российских природных ресурсов, чтобы рационально использовалась почти генетическая склонность россиян осуществлять крупные уникальные проекты, требующие импульсного сосредоточения максимальных духовных и физических сил, а также их бесспорное искусство и умение организовывать целенаправленную координацию колоссальных объемов людских и материальных ресурсов. В структуре ВВП должна найти свое место уникальная возможность России по предоставлению услуг, требующих значительных размеров экологически безупречных пространств либо позволяющих использовать то обстоятельство, что значительную часть года во многих районах температура ниже нуля.
Не исключено, что на начальном этапе придется теоретически рассмотреть несколько системных замыслов и лишь потом выбрать наиболее подходящий.
Построить необходимую подсистему развития можно, используя следующую последовательность действий:
выбор критериев эффективности;
анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых стран;
построение собственной эффективной модели развития;
матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных политических партий и движений России;
разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым требованиям.
Стратегия экономического развития должна стать общедоступным документом, должна быть поддержана и осознана большинством населения. Возможно, для этой цели даже будет необходим всенародный референдум.
3.2. Этапы экономической стратегии
Характерной чертой предлагаемой стратегии является то, что, начав ее осуществление при опоре на одни факторы экономического роста России затем придется перейти к иным источникам своего развития. Дело в том, что в настоящее время экономика страны, находится в таком состоянии, что перед переходом к устойчивому экономическому росту ей придется пройти период возвращения на траекторию расширенного воспроизводства, или иначе говоря восстановления, а это разные процессы, требующие различных макроэкономических, институциональных и даже политических решений.
Восстановление - это процесс экстенсивного роста, связанный с использованием части простаивающих производственных мощностей. Режим же устойчивого развития - это по преимуществу интенсивный рост на основе формирования новых эффективных или реконструирования действующих производств.
Экстенсивный рост не требует существенных инвестиций в основной капитал, но он невозможен до тех пор, пока в стране сохраняется платежный кризис, а высокие цены на энерго-сырьевые ресурсы не соответствуют ресурсоемким технологиям, характерным для большинства простаивающих предприятий. Напротив, режим устойчивого экономического роста невозможен без крупных инвестиций в основной капитал, при этом цены на ресурсы могут возрастать по мере роста удельного веса ресурсосберегающих технологий.
Наконец, нельзя не отметить, что на этапе экстенсивного развития желательно ограничить степень открытости российской экономики. Отчасти это уже произошло вследствие девальвации рубля осенью 1998г.: импорт сократился, что позволило оживить посредством импортозамещения часть бездействующих мощностей. Однако политика ограниченной открытости рынка становится нецелесообразной, когда экономика находится в режиме устойчивого развития, наращивает собственную базу индустриально-информационных технологий, готова активно сотрудничать с мировым сообществом.
Объективно различия между процессами экстенсивного и интенсивного экономического роста не могут не сказаться на изменениях в правилах государственного регулирования экономики и, что не менее важно, самого течения процесса реформ, создания внутрироссийского рынка. Это определяет необходимость выделения трех этапов в рамках долгосрочной стратегии.
Первый этап (1999-2000гг.) - структурный маневр в стратегии и тактике рыночных преобразований в России, обеспечивающий восстановление реального сектора экономики (прежде всего обеспечение роста производства и занятости за счет использования части простаивающих мощностей).
Начавшееся оживление экономики уже вследствие девальвации 1998г. российского рубля без глубокого структурного маневра в стратегии и тактике реформ неизбежно остановится. Суть маневра, предлагаемого для первого этапа стратегии, состоит в переходе от упрощенной монетаристской модели к политике, предусматривающей согласованное во времени осуществление двух операций общегосударственного уровня.
Первая заключается в запуске эффективной части простаивающих производственных мощностей в потребительском секторе, сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, в производстве товаров длительного пользования, а также технологически сопряженных с ними мощностей в других отраслях экономики.
Такому запуску объективно противостоит острейший дефицит финансовых ресурсов, который выражается в чрезмерно низком коэффициенте рублевой монетизации экономики (рублевая часть российской экономики - М2 - равна примерно 16-18% ВВП, тогда как во многих странах коэффициент монетизации превосходит уровень 40% ВВП); в высоких ставках банковского процента (более чем в 2 раза превышающих среднюю рентабельность реального сектора); в использовании квазиденежных инструментов при обслуживании товарооборота (70-80% общей величины оборотного капитала).
Однако мы не считаем данную ситуацию тупиковой. Выход может быть найден в снижении цен на энерго-сыревые и транспортные издержки предприятий, что абсолютно необходимо в условиях ресурсоемкой экономики России и необходимости большого объема перевозок. Результатом должен стать рост рентабельности в обрабатывающих отраслях до уровня, обеспечивающего привлекательность по крайней мере краткосрочного кредитования реального сектора.
Если ЦБ РФ расширит кредитную эмиссию таким образом, что процентная ставка (по краткосрочным заимствованиям) будет ниже средней рентабельности реального сектора, то, на наш взгляд, дефицит финансовых ресурсов можно будет смягчить, а предлагаемый маневр будет успешным.
Конечно, кредитная эмиссия заключает в себе угрозу инфляции и с этим нельзя не считаться. Однако возможная инфляция может быть минимизирована, если будет проведена обстоятельная аналитическая и организационная подготовка всего комплекса мер, обеспечивающих программу восстановления экономики, в рамках которой будут:
· предусмотрены экономические механизмы восстановления именно эффективной части простаивающих мощностей (по нашей оценке, это не более 30% всех простаивающих мощностей), проведены расчеты оценки ожидаемого экономического роста как в целом по стране, так и по отраслям и регионам;
· устранена опасность перетока эмитируемых денежных средств в сферу спекулятивных, высокодоходных финансовых операций, не опосредующих расширение производства;
· приняты меры по ограничению степени открытости российской экономики, в т.ч. там, где это потребуется, следует защитить отечественных производителей от зарубежной конкуренции, и одновременно ограничить вывоз ресурсов за рубеж;
· обеспечены административные меры контроля потребительского рынка на государственном и муниципальном уровнях с целью устранения необоснованных трансакционных издержек.
Вторая операция, сопряженная с первой, заключается в мероприятиях по повышению платежеспособного спроса населения прежде всего за счет роста заработной платы работников бюджетной сферы, а также работников негосударственных предприятий, выполняющих государственные заказы. Эта акция предполагает ограниченную эмиссию и, стало быть, рост бюджетного дефицита. Однако в случае, если возросший в результате такой эмиссии платежеспособный спрос будет уравновешен соответствующим ростом предложения за счет запуска эффективных отраслей потребительского сектора, то можно прогнозировать, что в этом случае рост бюджетного дефицита будет кратковременным; его остановит рост производства, в результате которого расширится база налогообложения, увеличив тем самым приток доходов в бюджет.
Одновременно, наряду с мерами по восстановлению эффективной части простаивающих мощностей, следует по мере возможности осуществлять меры, способствующие созданию новых или реконструкции действующих производств.
В ближайшие два года с помощью активной деятельности государства можно не только остановить спад производства, возродить банковскую систему страны и укрепить рубль, но и подготовить предпосылки для последующего подъема.
Второй этап (2001-2008 гг. ) - завершение процесса реанимации и новый структурный маневр в политике реформ и управления экономикой страны, способствующий переходу ее в режим устойчивого экономического роста на базе развития отечественного производства.
По мере восстановления социально-экономического потенциала в стране будет наблюдаться экономический подъем: прирост ВВП возможен в пределах от 4 до 8% в год. Экономический рост ожидается, в первую очередь, в отраслях потребительского сектора. Можно ожидать, что прирост реальных доходов населения будет опережать прирост ВВП (составит 5-9% в год ). Возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор. Вероятно, восстановится и доверие вкладчиков к банковской системе и т.д. и т.п.
Однако импульс экстенсивного роста, порожденный использованием простаивающих мощностей, быстро исчерпает себя, будет нарастать массовое выбытие активной части основного капитала в сельском хозяйстве, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, в гражданской авиации и других отраслях в связи с физическим износом. Наиболее реальные сроки выбытия мощностей -период с 2003 по 2005 гг., когда может произойти резкое сокращение объемов производства продукции и услуг в соответствующих отраслях.
Чтобы не допустить нового спада производства, следует заблаговременно (видимо, с 2001г.) подготовить условия для активного развертывания инвестиционной деятельности, обеспечивающей возмещение выбытия и прирост основного капитала в реальном секторе экономики. Гигантские масштабы этой деятельности потребуют возрождения отечественного машиностроения и его адаптации к воспроизводственным потребностям российской экономики.
Частично этот вопрос должен быть решен еще на предыдущем этапе. Однако этот этап не предусматривает решение другой, стратегически гораздо более важной задачи - адаптации отечественного машиностроения к производству ресурсосберегающих и наукоемких технологий, характерных для современного информационно-индустриального общества. Учитывая 20-30-тилетнее технологическое отставание машиностроения России от индустриально развитых стран, которое невозможно преодолеть за короткие (2-3 года) сроки, необходимо пойти по пути постепенной модернизации всех отраслей реального сектора.
Важными средствами решения этой задачи будут:
· селективная защита внутреннего рынка инвестиционных товаров от внешней конкуренции (при этом вполне допустима закупка за рубежом отдельных элементов основного капитала, создание совместных производств и приобретение лицензий по тем направлениям, где отечественное машиностроение имеет наибольшее отставание);
· стимулирование спроса на отечественные инвестиционные товары, - включая снижение процентных ставок по долгосрочным кредитам;
· поддержание ценового равновесия между производителями и потребителями энерго-сырьевых ресурсов, достигнутого на предшествующем этапе; стимулирование с помощью налогов предприятий – в первую очередь отраслей машиностроения - модернизирующих свое производство.
В итоге второго этапа степень модернизации как машиностроения, так и экономики в целом возрастет, однако высокотехнологичные производства еще не будут доминировать. При этом среднегодовой темп прироста ВВП возможен на уровне 4-6%, инвестиций в основной капитал - 8-12%, реальных доходов - 5-7%.
Третий этап (2009-2015 гг.) - еще один поворот в стратегии и тактике реформ, связанный с широкомасштабным вхождением России в мировой рынок, развитием технологий информационно-индустриального типа, становлением социально-ориентированного рыночного хозяйства.
В период 2009-2015 гг. процесс модернизации экономики России будет предполагает улучшение конкурентоспособности экономики в отраслях конечной продукции, результатом чего станут настойчивые требования об отказе от политики ограничения степени открытости российской экономики.
Хотя либерализация внешнеэкономических отношений может привести к свертыванию ряда производств, торможению экономического роста и ухудшению социальных условий, но эти негативные явления будут менее болезненны, чем в 1992-1998 гг. Возможен кратковременный спад производства (вероятно, в 2009-2010 гг.), за которым последует новый экономический рост. По нашим оценкам, среднегодовой темп прироста ВВП в 2009-2015 гг. может составить 3-5%, произойдет укрепление рубля, начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 г. будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии.
3.3.Увеличение объемов производства ВВП
В условиях кризиса, когда требуются активные действия, инициатива всегда исходит от государства. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена к минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы. В долговременной перспективе роль государства еще больше увеличивается.
Информация о работе Экономическая роль государства в современной России