Категория цены в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность цены как экономической категории;
Изучить функции цены;
Рассмотреть систему цен и их классификацию;
Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
Изложить цели ценовой политики;
Рассмотреть методы ценообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4

1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4

1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8

Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14

2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14

2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16

2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

оглавление (Автосохраненный).docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4

1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4

1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8

Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14

2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14

2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16

2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

Введение

Цена – экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Цена - сложная экономическая  категория. В ней фокусируются практически  все основные экономические отношения  в обществе. Прежде всего, это относится  к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также  к созданию, распределению и использованию  денежных накоплений.

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие  задачи:

  1. Выявить сущность цены как экономической категории;
  2. Изучить функции цены;
  3. Рассмотреть систему цен и их классификацию;
  4. Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
  5. Изложить цели ценовой политики;
  6. Рассмотреть методы ценообразования.

H. Mapeнкoв, Ф. Котлер и др. занимались изучением цены как экономической категории.

 

Раздел 1. Характеристика категории цены

1.1 Сущность и функции цены как экономической категории

Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов  купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее  становится товарной ценой данного  товара.

Цена – экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что  вещь дорогая, и её покупка требует  больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Будучи широко употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной. [5]

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Дать общее, единое определение  понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщее толкование термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. [7]

Цена – сильная экономическая  категория. Она может активно  участвовать в решении многих задач, поэтому и государство, и  различные субъекты рынка учитывают  и используют все качества цены в  своих действиях. Роль цены проявляется  через функции.

Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. 

На практике с помощью  цены в ее учетной функции исчисляются  все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов.

Поскольку цена является носителем  информации, она выступает как  важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в  денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.[2]

Из перечисленных функций  цен вытекает возможность их использования  в качестве инструмента регулирования  экономических процессов. Так, в  рыночной экономике цены – это  основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца товаров на их оплату с  ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливаю-щихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.[9]

Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.

В систему экономического стимулирования кроме цены включены все базирующиеся на цене стоимостные  экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги и т.д. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного  сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и  других стимулирующих рычагов. Выбор  в пользу цены или другого стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Следующая функция цены - перераспределительная. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Информация о работе Категория цены в экономической науке