Категория цены в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность цены как экономической категории;
Изучить функции цены;
Рассмотреть систему цен и их классификацию;
Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
Изложить цели ценовой политики;
Рассмотреть методы ценообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4

1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4

1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8

Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14

2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14

2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16

2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

оглавление (Автосохраненный).docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Приверженность к марке  также создает неэластичный спрос, поскольку потребители рассматривают  свою марку как отличительную  и могут не соглашаться с заменой. Наконец, чрезвычайные обстоятельства увеличивают неэластичность спроса. Потребитель "со спущенной шиной" заплатит больше за замену, чем потребитель, у которого есть время для поиска товара.

Необходимо отметить, что  эластичность спроса меняется в зависимости  от диапазона изменения цен для  одного и того же товара или услуги. При очень высоких ценах продажа  необходимых товаров падает. При  очень низких ценах спрос невозможно стимулировать далее, поскольку  рынок насыщается и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.

Спрос будет, скорее всего, менее  эластичным, если потребители не сразу  замечают повышение цен или медленно меняют свои покупательские привычки. На цены оказывают существенное влияние  издержки.[13]

Издержки принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянные (накладные) - затраты, размер которых не зависит от обычных  колебаний объема выпуска и выручки  от оборота. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, заработную плату  администрации и т. д. Переменные же издержки непосредственно зависят  от объема выпуска. Это, в основном, затраты на сырье и заработную плату.

Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится  взимать за товар такую цену, которая  как минимум покрывала бы все  валовые издержки производства.

Для обеспечения рациональной ценовой политики предприниматель  обязан сопоставлять структуру издержек с планируемыми объемами производства и рассчитывать краткосрочные средние  издержки (на единицу продукции). При увеличении выпуска продукции издержки единицы вначале снижаются до достижения определенного объема производства. Однако если наращивать производство и дальше, то возникают дополнительные затраты из-за перегрузки оборудования, дополнительного ремонта, нарушений производственного ритма, простоев. Средние издержки тогда станут возрастать. Для замедления наступления периода роста издержек фирма расширяет производственные мощности и благодаря этому продолжает увеличивать выпуск продукции, сопровождающийся экономией краткосрочных средних издержек (при наличии неудовлетворенного спроса на продукт). Тем не менее, эффективное расширение снова прекратится, и издержки начнут возрастать, подталкивая предпринимателя к новым капиталовложениям. Но такой процесс наращивания производства не может длиться бесконечно. Помимо ограничений по спросу, пределы имеет само производство. Современное крупномасштабное производство ведет к большим затратам на управление, специализацию и разделение труда, усиливается бюрократизация, и снижается мотивация. Иначе говоря, есть пределы эффективного расширения производства. Эта закономерность динамики издержек важна и при выборе ценовой политики. Если на рынке функционирует несколько конкурирующих фирм, производящих какой-либо товар, но имеющих разные производственные возможности, то у них существуют различные потенциалы для конкуренции.

Можно попробовать противостоять  натиску конкурента, если суметь быстро произвести более крупные капиталовложения в производство, чем конкурент. Однако далеко не всегда реально найти требующийся  капитал. Кроме того, при подобной взаимной гонке за увеличением производства легко превысить объем платежеспособного  спроса, и тогда продукция не найдет сбыта. Наконец, игра на понижение цен  может сформировать у потребителя  имидж "дешевого товара", который  оттолкнет часть покупателей  и снизит спрос. Поэтому агрессивная  ценовая стратегия обычно используется на практике крупными фирмами для  вытеснения или подчинения более мелких конкурентов. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, - это и есть пространство для установления цен. В его рамках выдвигается на передний план фактор поведения конкурентов, цена и качество их аналогичных товаров.[8]

2.3 Методы ценообразования

Методы расчета цен  весьма многообразны. Существуют затратные, экономические и рыночные методы ценообразования.

Издержки рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы  изменений издержек на единицу продукции  по отношению к росту объема производства и продаж.

К рыночным методам ценообразования относятся:

Метод текущей цены. В  тех случаях, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что  метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного  оптимального решения предприятий  данной отрасли промышленности. Использование  метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят  следовать за лидером. Этот метод  используется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку  фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности  влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками.[6]

В условиях олигополии фирмы  также стараются продавать свои товары по единой цене.

Метод "запечатанного  конверта",  или тендерного ценообразования, используется в тех отраслях, когда  несколько компаний ведут серьезную  конкуренцию за получение определенного  контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.

Однако, если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.[4]

К рыночным методам формирования цены относится также метод определения  цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

К экономическим методам ценообразования относят следующие методы:

Метод удельных показателей.

Метод регрессионного анализа.

Балловый метод.

Агрегатный метод.

Метод удельных показателей  используется для определения и  анализа цен небольших групп  продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.

Метод регрессионного анализа  применяется для определения  зависимости изменения цены от изменения  технико-экономических параметров продукции.

Балловый метод состоит  в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для  потребителей каждому параметру  присваивается определенное число  баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия.

Агрегатный метод заключается  в суммировании цен отдельных  конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением  стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Цены могут быть предельными (лимитные) и проектными, ориентировочно используемыми в период разработки проектов, а иногда - прогнозными. Твердой границы между разными видами цен не существует - для изменения названия достаточно применить скидки, наценки, налоги, процентные ставки и другие меры регулирования.

Регулируемые цены. В современных  условиях регулирующее воздействие  на экономику оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики  осуществляется на двух уровнях: на макроуровне (субъект - государство) и на микроуровне (субъект - частные фирмы). В зависимости от того, как ведет экономическую политику государство, выбирается рыночная стратегия фирмы.[10]

 

Заключение

     Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара.

     Будучи широко  употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному.

     Цена – сильная  экономическая категория. Роль  цены проявляется через функции.

     Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.

     Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые.

     Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.

     Посредством  цен осуществляется распределение  и перераспределение доходов.

     Цены классифицируют  по различным направлениям.

  1. По характеру обслуживаемого оборота различаю следующие виды цен: оптовые, розничные.
  2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные и регулируемые.
  3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены.
  4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены.
  5. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
  6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
  7. Внутрифирменные цены.
  8. Мировые цены.

Информация о работе Категория цены в экономической науке