Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность цены как экономической категории;
Изучить функции цены;
Рассмотреть систему цен и их классификацию;
Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
Изложить цели ценовой политики;
Рассмотреть методы ценообразования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4
1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4
1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8
Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14
2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14
2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16
2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...27
Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.
Изучая функции
1.2 Система цен и их классификация
Цена товара состоит из следующих элементов:
1. Себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;
2. Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);
3. Акцизный
сбор - это не прямой налог,
входящий в цену
4. Налог на
добавленную стоимость - это доход,
установленный в ценах на
5. Транспортные
расходы - оплачивают двумя путями:
за счет предприятия-
6. Торговая
наценка - является источником
исчисления, затрат торгующих организаций
и обеспечивает им нормальную
рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие
спроса и предложение товара
ведет к установлению цены
равновесия или рыночной цены,
т.е. цены товара при которой
он будет действительно
Цены классифицируют по различным направлениям.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
- Закупочные цены. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
- Биржевая цена также считается оптовой.
- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
- Цены на услуги населению – особый вид розничной цены.
- Отпускная цена на предприятиях общественного питания – также особая форма розничной цены.
2. В зависимости от
государственного воздействия,
Свободные цены – это
цены, устанавливаемые
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производителя.
- Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя
- Цена предложения – рыночная цена, указывается в официальном пред-ложении продавца (офорте) без скидок.
- Цена производства –
цена, определяемая на основе
издержек производства с
Регулируемые цены – это
цены, устанавливаемые
В числе регулируемых цен выделяют:
- Предельные цены –
это такие цены, выше которых
предприятия не могут
- Гарантированные цены
– единые для всех
- Рекомендуемые цены –
цены, которые предполагается
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4. По способу получения
информации об уровне цены
различают публикуемые и
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Расчетная цена применяется
в договорах, контрактах на нестандартное
оборудование, производимое обычно по
индивидуальным заказам. Цены на такое
оборудование рассчитываются и обосновываются
поставщиком для каждого
5. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Цены аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевые котировки
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена – ряд
последовательно снижающихся
7. Трансфертные (внутрифирменные) цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.
Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
8. По условиям поставки
и продажи различают следующие
виды цен: цена-нетто – цена
на месте купли-продажи; цена-
9. Мировые цены – это
цены, по которым проводятся крупные
экспортные и импортные
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
- скидка за количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;
- скидка за оборот (бонусная)
по определенной шкале в
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным клиентам за «верность»;
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
- скидки при продаже подержанных товаров;