Категория цены в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Выявить сущность цены как экономической категории;
Изучить функции цены;
Рассмотреть систему цен и их классификацию;
Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
Изложить цели ценовой политики;
Рассмотреть методы ценообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4

1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4

1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8

Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14

2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14

2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16

2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

оглавление (Автосохраненный).docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Перераспределение доходов  через цены осуществляется через  уровень цен, их структуру, соотношения  цен на различные виды продукции  добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства  и промышленности.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и  те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы.[7]

1.2 Система цен и их классификация

Цена товара состоит из следующих элементов:

1.     Себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;

2.     Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);

3.     Акцизный  сбор - это не прямой налог,  входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарные изделия, автомобили, спиртные напитки);

4.     Налог на  добавленную стоимость - это доход,  установленный в ценах на большинство  товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);

5.     Транспортные  расходы - оплачивают двумя путями: за счет предприятия-изготовителя  или за счет бытовых организаций;

6.     Торговая  наценка - является источником  исчисления, затрат торгующих организаций  и обеспечивает им нормальную  рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие  спроса и предложение товара  ведет к установлению цены  равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой  он будет действительно обменен  на деньги.[15]

Цены классифицируют по различным  направлениям.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

- Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

- Закупочные цены. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

- Биржевая цена также считается оптовой.

- Розничные цены – это  цены   продажи   индивидуальному   или          мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

- Цены на услуги населению – особый вид розничной цены.

- Отпускная цена на предприятиях общественного питания – также особая форма розничной цены.

2. В зависимости от  государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке  различают следующие виды цен:  свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены – это  цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производителя.

- Цена спроса – цена, которая складывается на рынке  покупателя

- Цена  предложения   – рыночная  цена,  указывается   в  официальном    пред-ложении продавца (офорте) без скидок.

- Цена производства –  цена, определяемая на основе  издержек производства с добавлением  средней прибыли на весь авансированный  капитал.

Регулируемые цены – это  цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти и т.д.

В числе регулируемых цен  выделяют:

- Предельные цены –  это такие цены, выше которых  предприятия не могут устанавливать  цену своей продукции или услуг.

- Гарантированные цены  – единые для всех производителей  цены, по которым закупается продукция,  устанавливаемые в целях создания  оптимальных экономических условий  производства продукции.

- Рекомендуемые цены –  цены, которые предполагается устанавливать  на тот или иной вид продукции,  однако рекомендация не носит обязательного характера.[1]

3. По способу установления, фиксации различают: твердые,  подвижные, скользящие цены. Эти  виды цен устанавливаются в  договоре, контракте.

Твердые цены называют еще  постоянными. Это такие цены, которые  устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение  всего срока поставки продукции  по данному договору, соглашению, контракту.

Подвижная цена – такая  цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится  или понизится).

Скользящая цена – это  цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений  в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.

4. По способу получения  информации об уровне цены  различают публикуемые и расчетные  цены.

Публикуемые цены – это  цены, сообщаемые в специальных и  фирменных источниках информации. К  публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Расчетная цена применяется  в договорах, контрактах на нестандартное  оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое  оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного  заказа с учетом технических и  коммерческих условий данного заказа.

5. В зависимости от  вида рынка различают: цены  товарных аукционов, биржевые  котировки, цены торгов.

Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Цены аукционов – это цены публичной  продажи по максимально предложенному  уровню на предварительно осмотренную  покупателем партию товаров. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного  и постоянно действующего рынка  массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.

Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов  на поставку товаров или получения  подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным  в специальном документе (тендере) условиям.

6. С учетом фактора  времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.

Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная цена – цена, срок действия которой определен  периодом времени.

Ступенчатая цена – ряд  последовательно снижающихся цен  на продукцию в заранее обусловленные  моменты времени по предварительно определенной шкале.

7. Трансфертные (внутрифирменные) цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье  и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

8. По условиям поставки  и продажи различают следующие  виды цен: цена-нетто – цена  на месте купли-продажи; цена-брутто  – определяется с учетом условий  купли-продажи.

9. Мировые цены – это  цены, по которым проводятся крупные  экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие  состояние международной торговли  конкретными товарами. Мировыми  считаются цены, если соблюдаются  следующие условия: 1) это цены  крупных экспортных или импортных  сделок, совершаемых на ведущих  по данному товару рынках; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в  свободно конвертируемой валюте. [2]

Базовый, или  установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

-  скидки за оплату  наличными; 

-  сезонные скидки за  покупку вне сезона;

   -  скидка за  количество или серийность при  покупке количества товара,  увеличивающегося  по      сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости  от оборота, достигнутого в  течение согласованного сторонами срока;

-  дистрибьюторские и  дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

-   постоянным клиентам за «верность»;

-  сконто - за предварительную оплату;

-  специальные скидки на пробные партии и заказы;

-  скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы  устаревшей модели (или скидки  при        обмене на модернизированную модель);

-  скидки при продаже подержанных товаров;

Информация о работе Категория цены в экономической науке