Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, виды конкуренции, функции конкуренции
1.2 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
2.3 Современный экономический шпионаж
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современном Кыргызстане
3.3 Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики



Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

план.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Конкуренцию также  подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной  конкуренции характерна свобода  от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

 

Типы рыночных структур

 

Поведение фирмы  на рынке, установление цены на продукцию  и выбор объёма производства зависят  от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.

В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных  интересов приходится учитывать  интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны  потребителю и продаются по более  низким ценам.

Развитие конкурентных отношений тесно связано с  силой экономической власти фирмы  над рынком. Чем слабее конкуренция  на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность  у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

По степени  развития конкурентности различают  рынки совершенной конкуренции  и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

1) рынок совершенной  конкуренции, при котором на  каждую фирму приходится небольшая  часть рынка;

2) рынок монополистической  конкуренции, который характеризуется  сочетанием монополии и конкуренции;

3) рынок олигополии, на котором небольшое число  фирм-продавцов взаимодействуют  с множеством покупателей;

4) рынок монополии,  характеризующийся наличием в  отрасли одной фирмы. 

На рынке  совершенной конкуренции функционирует  множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

В таблице 1.2 приведены  характеристики каждого из типов  рыночных структур по пяти основным чертам.

 

Таблица 1.2 Характерные черты основных моделей рынка*

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в  отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые  изделия

Разная продукция  сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые  или различные изделия

Уникальный  товар, не имеющий заменителей

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует  в узких рамках

Большая

Максимальная

Барьеры для  входа в отрасль

Отсутствуют

Существуют, и  сравнительно легко преодолеть

Существуют, и  преодолеть их трудно

Существуют, и  преодолеть их часто невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и  т.д.

Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные  монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)


 

Свободная (чистая) конкуренция 

Чистая конкуренция  представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром  может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров  предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

а) многочисленность участников обмена — продавцов и  покупателей;

б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому  требованию могут отвечать только простые  товары, примеры которых ранее  были названы;

в) свободный  доступ к рынкам новых продавцов  и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;

г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся  продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия  в большинстве случаев сегодня  являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой. 

Монополия

Происхождение названия этого типа несовершенной  конкуренции связано с тем  реальным обстоятельством, что очень  многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

В первую очередь  важно учесть, что в экономической  теории термин "монополия" используется для обозначения двух разных понятий. Первое понятие - единовластие в присвоении имущества (монополия собственности) и в его хозяйственном использовании (монополия хозяйствования). Но здесь пойдёт речь о рыночной монополии. Монополия (греч. monos – один; poleo – продаю) в этом смысле – захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нём своего господства.

Как известно, на рубеже XIX – XX веков произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Так, в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаг и на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.

Но в период становления корпоративного и финансового  капитала свободная конкуренция  уступила многие свои позиции монополистическим  объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: "Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в среде бесчисленного множества производителей"1.

Монополии можно  классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям


Примеры такой  конкуренции следующие: "жевательная  резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

 

I. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: а) Объединение предприятий, продающее определённые товары множеству покупателей, - монополия. б) Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.

II. С учётом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: а) В масштабе одной отрасли рыночной деятельности – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В отраслевом масштабе обычно развёртывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

б) В масштабе национального хозяйства может  сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Аналогично  – в общенациональном масштабе –  действует абсолютная монопсония.

III. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: а) Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.

 б) Легальные  монополии, образующиеся на законном  основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищённые от конкуренции:

1) патентная  система 2) авторские права 3) товарные  знаки

в) Искусственные  монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации  от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: создаёт барьеры  для вхождения на рынок новых  соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдаёт кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.); создаёт очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли  промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.                                                                                                                                       Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.                                                                     Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.                                                                                                              Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции можно отнести:

а) относительно большое число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики