Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, виды конкуренции, функции конкуренции
1.2 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
1.3 Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
1.4 Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы
2.1 Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.2 Патент как стимул промышленного шпионажа
2.3 Современный экономический шпионаж
2.4 Промышленный шпионаж и фальсификация готовой продукции

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
3.2 Развитие конкурентных отношений в современном Кыргызстане
3.3 Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики



Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

план.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Достаточно  либеральным считается антимонопольное  законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух - 75 %.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. В России же антимонопольная политика ограничивает не только действия хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.

 

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом. 
 

 

3.2. Развитие конкурентных отношений  в современном Кыргызстане

 

Переход к рыночной экономике сопровождался возникновением в ее экономико-правовой жизни нового явления антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, которые считаются неотъемлемой частью рыночных реформ.

В этом отношении  появление антимонопольного законодательства в Кыргызстане связано с причинами, которые свойственны любой рыночной экономике - необходимостью государственного регулирования рынка, ограничения  монополизма и поддержки конкуренции. Ограниченность гражданского права в реализации конкурентной политики также обусловила появление самостоятельной отрасли со специфическими задачами и функциями про конкурентной направленности.

Первые попытки  применения антимонопольных норм были закреплены 20 декабря 1991 года в Законе "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в Республике Кыргызстан".

Однако начало антимонопольному праву, как специализированной отрасли в Кыргызстане было положено с принятием 15 апреля 1994 года Закона Кыргызской Республики "Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции"3.

По прошествии 6 лет, в свете развивающейся динамики рыночных отношений, попытаемся очертить ситуацию, сложившуюся в сфере антимонопольного регулирования, обозначив при этом наиболее важные аспекты.

Задача антимонопольного законодательства - ограничение процесса монополизации как отдельных  сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики  в целом. Для реализации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д.

Субъектами  регулирования являются лица, участвующие  в процессе монополизации на рынке  или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми, в частности, выступают хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35 %), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.

Законодательство  о недобросовестной конкуренции.

Его задача - устранение негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений - недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относятся запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель приводит примерный перечень неправомерных действий (ст.5 Закона "О конкуренции'').

Субъектами  регулирования являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от их участия в процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления.

Существуют  и иные различия между нормами  антимонопольного законодательства и  законодательства о недобросовестной конкуренции. В частности, они касаются мер ответственности, органов, применяющих указанные нормы законодательства и т. д.

Перечисленные особенности дают основание говорить о соотношении антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции. В действительности, законодатель пошел по иному пути, объединив все эти отрасли в антимонопольное законодательство.

Думается, что  от того насколько действенно будет  проводиться антимонопольная политика и ее законодательное регламентирование, будет зависеть соотношение и функциональное взаимодействие регулирования института недобросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

Дискуссии по кодификационной  проблеме антимонопольного законодательства требуют соответствующего разрешения. Однако в настоящее время законодатель закрепил общие правовые нормы о поддержке конкуренции в ст. 9 ГК КР. С учетом положений ст.2 этого кодекса нормам, изложенным в ст. 9 ГК КР, придается базовое значение.

Следовательно, законодатель предполагает, что общие правила ст.9 ГК КР будут развиваться в соответствующих актах текущего законодательства, в том числе и в Законе о конкуренции, который безусловно является ключевым актом, юридически закрепившим основные положения антимонопольного регулирования.

Закон "Об ограничении  монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции".

Закон направлен  на обеспечение условий эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности.

Закон содержит целый ряд изъятий из нормативно установленных правил (ограничений  и запретов) как по сферам применения самого закона, так и по отдельным  действиям субъектов права.

Сфера применения Закона "О конкуренции" 4

Многоотраслевая правовая специфика Закона о конкуренции предопределяет "сложный субъектный состав правоотношений, т. е. в круг субъектов, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства, включаются хозяйствующие субъекты, физические лица, органы государственной власти и должностные лица. Закон о конкуренции действует на всей территории Кыргызской Республики и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках Кыргызской Республики.

Сфера действия рассматриваемого Закона имеет ограничения. Так, он не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

Другое ограничение  действия, определенное в Законе о конкуренции, состоит в том, что вопрос антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг, регулируется "...другими законодательными актами Кыргызской Республики". В настоящий момент под "...другими законодательными актами" подразумевается лишь пункт 4 ст. 7 Закона "О банках и банковской деятельности в Киргизской Республике".

Отметим, что  полемика о прерогативе принадлежности антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг остается дискуссионной.

С одной стороны, рынок финансовых услуг остается "недосягаемым" для Закона о конкуренции (см. ст. 2 Закона) в области регулирования антимонопольного законодательства. С другой стороны, вопросы антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг, имеет лишь декларативный характер, так как Национальный Банк не имеет и не снабжен реальными правовыми механизмами антимонопольного воздействия. Как показывает правоприменительная практика антимонопольных норм, в большей степени, отношения, складывающиеся на финансовых рынках влияют на состояние товарного рынка. Думается, что проблема изначально возникла на законодательном уровне из-за разграничения понятийных определений "товарный рынок" и "рынок финансовых услуг". Однако, если обратимся к определению "товарного рынка", в Законе о конкуренции товарный рынок определяется как сфера обращения товаров, работ, услуг. Ситуация усугубляется тем, что на законодательном уровне еще не определено понятие "товар". В Законе "О защите прав потребителей" с категорией "товар" связывают "работы и услуги". Тогда как в Законе о конкуренции товары, работы и услуги определены как разные категории. Думается, что для единообразного применения правовых норм необходимо закрепить в гражданском законодательстве понятие "товар".

В сфере практического  применения очень важно квалифицировать категорию "товар" при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке.

Говоря о  сфере применения Закона о конкуренции, следует отметить, что из закона "выпадают" в порядке исключения индивидуальные или согласованные (соглашения, сговоры) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию "...если они способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке." (п.2 ст. 6, п.3 ст.7 Закона о конкуренции). Подчеркнем, что на законодательном уровне эти нормы (исключения) носят довольно расплывчатый характер (для сравнения, опыт зарубежной практики устанавливает конкретный перечень таких исключений). В Законе о конкуренции законодатель закрепил лишь экономические и положительно качественные критерии при определении правомерности тех или иных действий. В некоторых случаях, как это отражено в п. 3 ст. 7, такие исключения относятся лишь к действиям на внешнем рынке - и здесь возникает вопрос, что в данном случае законодатель рассматривает в понятии "внешний рынок" (эта дефиниция нигде больше в законе не употреблялась).

При применении для Закона о конкуренции также  следует принимать во внимание, что  товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальными нормативными правовыми актами, и прежде всего Законом "О естественных и разрешенных монополиях".

Поэтому для  практических целей необходимо определить соотношение этих двух Законов. В  Законе о конкуренции нет указаний на то, что этот закон не распространяется на отношения с участием субъектов естественной монополии. В то же время экономическая природа естественной монополии такова, что субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке. Следовательно, запреты ст. 6 Закона о конкуренции и его санкции могут применяться к субъектам естественной монополии. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом "О естественных и разрешенных монополиях" (ст. 5, 14-17 Закона).

В этой связи  проделанная работа позволяет сделать  несколько основных выводов:

1. антимонопольное  регулирование является целенаправленной  государственной деятельностью.

2. нормативное  антимонопольное регулирование выражается в установлении в нормативных правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности и контроле за ее осуществлением. По сути такое регулирование представляет собой особую деятельность государства, направленную на образование форм экономического порядка.

3. в состав  антимонопольного законодательства  включаются акты, принятые в соответствии  с Законом о конкуренции и  содержащие нормы антимонопольной  направленности, число которых в  последнее время увеличилось.  Это потребует соответствующего кодификационного разрешения этого вопроса, и прежде всего на законодательном уровне.

4. базовой категорией  антимонопольного законодательства  выступает доминирующее положение  хозяйствующего субъекта на рынке.  В 2004 г. наблюдался резкий рост  численности занятых в малых и средних предприятиях, в то время как количество предприятий возросло незначительно.

 

 

 

 

На рис.1 показана численность занятых в малом  предпринимательстве в целом  и по типам предпринимательства. Здесь явно прослеживается преимущественный рост крестьянских и фермерских хозяйств. Наша республика имеет значительный аграрный сектор, более 66% населения проживает в сельской местности, поэтому развитие крестьянских и фермерских хозяйств является положительным признаком в экономике. Рост в общем валовой добавленной стоимости обеспечивается крестьянскими и фермерскими хозяйствами.

Укрепление  нормативно-правовой базы и создание системы экономических механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Законодательство  должно обеспечивать свободу развития предпринимательства на этапах возникновения  и деятельности предпринимательских  структур. Необходимо создание правовых условий, обеспечивающих как минимизацию  риска предпринимательской деятельности, так и ее прибыльность. Эти правовые условия касаются таких аспектов, как процедура регистрации предприятии, стимулирование капиталовложений, возможность получения земли на правах владельца или арендатора, правила транспортировки и т.д. Ныне существует мною препятствий для развития сферы малого и среднего бизнеса. Это чрезмерные бюрократические правила официальной регистрации МСП, требующие слишком много времени и средств у предпринимателей, налоговая система более благоприятствует крупным государственным предприятиям; правовые ограничения для получения в частную собственность земли, производственных помещения оборудования, слабая производственная инфраструктура, как транспорт, энергоснабжение

На национальном рынке помимо общих "среднемировых" существуют и свои "внутренние правила" "рыночной игры", которые участвуют в совокупном определении национального уровня конкурентоспособности.

Если говорить о конкурентоспособности кыргызских товаропроизводителей, оставив вопрос о месте государства в решении этой проблемы, недостаток заключается в том, что над руководителями многих промышленных предприятий продолжают довлеть сложившееся ранее стереотипы мышления и управленческого поведения.

Информация о работе Конкуренция: ее виды и роль в развитии экономики